Главная страница
qrcode

Волкова Л.С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. Том II.. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений в 2 тт. Т. II Под ред л с. Волковой и В. И. Селиверстова. М гуманит изд центр


НазваниеУчебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений в 2 тт. Т. II Под ред л с. Волковой и В. И. Селиверстова. М гуманит изд центр
АнкорВолкова Л.С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. Том II
Дата13.01.2017
Размер3,17 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVolkova_L_S__Seliverstov_V_I_Khrestomatia_po_logopedii_Tom_II.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8285
страница1 из 71
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71
ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений ТОМ II МОСКВА Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»
1997 извлечения и тексты) В х томах


ЬБК 74.3 Х 9 1 Научные редакторы Заслуженный деятель науки РФ, профессор Л. С.Волкова и Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В.И. Селиверстов. Составители проф Р.И.Лалаева,
проф С Н.Шаховская, доц ГА.Волкова, доц Л.В.Лопатина, доц Ю.Г.Гаубих Рецензенты доктор мед. наук, проф Е.М.Мастюкова, доктор пед. наук,
с.н.с. Г.В.Чиркина, профессор Т.Б.Филичева. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений В 2 тт. Т. II / Под ред Л С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1997. - 656 сил В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлечения и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников. Хрестоматий содержит следующие тематические разделы I том 1. Дислалии; 2. Ринолалии; 3. Дизартрии
4. Нарушения голоса 5. Заикание II том 6. Алалии; 7. Афазии 8. Нарушения письменной речи 9. Предпосылки и истоки развития логопедии. Пособие составлено в соответствии с программой курса Логопедия с историей логопедии и учебником Логопедия для педагогических институтов. Попытка создания целостно тематической Хрестоматии поло гопедии предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки. Собранный здесь материал представляет учебный, научный и практический интерес для самого широкого круга специалистов.
© Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов — научная концепция, структурирование, общее редактирование
© Р И. Лалаева, С. Н. Шаховская, Г А.Волкова, Л. В. Лопатина и ЮГ. Гаубих — составители тематических разделов
© Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,
1997
ББК 74.3 Без объявл.
X
4310010000-67 КР аз дел. АЛАЛИИ Н. Н. Трауготт К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами Мы определяем моторную алалию, как соетояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга. Собственно говоря, нельзя считать алалию вполне определенным однородным дефектом, вернее, это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений (и различной мозговой локализацией, общим для которых является патологическое развитие моторной речи. Работая над классификацией моторной алалии и над механизмами обусловливающими ее, мы сейчас намеренно отвлекаемся от этих вопросов, останавливаясь главным образом на тех особенностях, которые общи и типичны для большинства алаликов и должны быть учтены при организации педагогической работы. Тяжесть алалии может быть очень различной. В одних случаях ребенок, после 5—6 лет, начинает говорить, те. дело идет о сравнительно незначительной задержке развития речи, в других
— при отсутствии специального обучения он остается немым долети позже овладевает только очень неполноценной и бедной речью.
Алалию нельзя рассматривать просто, как задержку развития речи. Изучая речь алалика на разных этапах ликвидации алалии, мы убедились в том, что речь, возникшая с запозданием ив дальнейшем развивается несколько своеобразным путем.
Схематизируя результаты наблюдений, мы можем говорить о том, что развитие речи алалика проходит, обычно, три этапа. На первом — ребенок владеет немногими словами, часть которых
1
Под ранним поражением мы имеем ввиду поражение, произошедшее в
доречевом периоде.
имеет характер детского лепета (тпру, ням-ням и т. д. Пытаясь объясниться с окружающими, он прибегает к мимике и жестам. Интересно, что некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, становясь, таким образом, как бы мимическим словом. Так, девочка Таля Слет, нигде не обучавшаяся, слово мясо обозначает круговыми движениями руки, обозначающими верчение ручки мясорубки рыба — движением, иллюстрирующим чистку рыбы, и т. д. На втором этапе — слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти часто сильно искажены. Искажение слов заключается или в пропускании ряда звуков, трудных для произношения и частичной замене их другими (что имеет место у каждого косноязычного, или в перестановке слогов («ломоко» — вместо молоко что очень характерно именно для алаликов. В некоторых случаях ребенок называет только первый слог слова
«мо» — молоко в других же договаривает слова до конца. Нередко, на этом этапе появляется фраза из 2—3 словно построение фразы своеобразное часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсутствуют, имеет место полный аг- рамматизм. Приведем несколько типичных фраз Коля пить молоко, Мальчик Миша паф я (мальчик хочет Мишку убить и взять себе. Самым примечательным на этом этапе является наличие аг- рамматизма. В речи почти каждого ребенка, обучающегося говорить, могут встретиться грамматические ошибки в виде неправильных родовых окончаний, ошибок в склонении, спряжении, в употреблении единственного и множественного числа и т. д. Однако, обычно, подобный аграмматизм наблюдается на самых ранних ступенях развития речи, а затем, по мере увеличения словаря, ребенок быстро и незаметно овладевает правильным строем речи. Обиходная речь х летнего нормально развивающегося ребенка, обычно, мало отличается в грамматическом отношении от речи окружающих. Речь алалика, уже владеющего богатым запасом слов, зачастую характеризуется не наличием отдельных грамматических ошибок, а полнейшим аграмматиз- мом: он употребляет все существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенном наклонении. Предлоги и союзы чаще всего совсем отсутствуют. Распределение слов в предложении также своеобразно. (Подобные состояния наблюдаются ив клинике афазии у взрослых и носят название жаргонафазии или телеграфного стиля) Особенности синтаксиса алалика объясняются отчасти тем, что он перерастает свои речевые возможности мысли летнего, а тем более летнего ребенка, облеченные в словарь двухлетнего, естественно обусловливают своеобразие стиля, хотя это и не является единственной причиной. Как бы тони было, аг- рамматизм алалика изживается медленно и трудно. Приведем несколько примеров, характеризующих стиль речи на данном этапе. Валя П. 5 лет 8 месяцев — нигде не учился, — глядя на картинку, изображающую козу на лужайке, рассказывает «ам ам небе дядя проводит рукой по шее. — Это означает есть было нечего, дядя зарезал козу Или про картинку, на которой дети лепят снежную бабу дети ой собака ой хатки яблочко, показывает руками как катают снежный ком, повторяя яблочко «Ту-ту» показывает на трубку во рту бабы и делает вид, что курит. Содержание следующей картинки дети в лесу — целиком передает мимикой. Роза Влет (в течение полутора лет обучалась в классе моторных алаликов) описывает свое пребывание на даче один тусы» показывает на трусики — означает ходила в одних трусиках. Мое пае — где купалась в море. Лес. Она же так передает содержание сказки о хитрой лисе, рассказанной на уроке Лиса спать, а дядя лиса на санки (подкрепляет рассказ мимикой. Сели, потом но. О рыбы не на санки. Рыбы лиса домой. Он домой. Тук, тук (подкрепляет слова мимикой. Лиса, шуба, рыба, а тут рыба нет. А мама — врун — тыс большой экспрессией. К характеристике словаря алалика надо добавить, что и на этом этапе часто сохраняются слова, характерные для первого детского лепета. Также изредка встречаются индивидуальные слова, изобретенные самим ребенком и употребляемые им на протяжении нескольких лет («пгпу»-хлеб и т.п.). Обладая небольшим словарем, алалик склонен очень расширять значение слов. Так, например, одно и тоже слово пить обозначает — и чашку, идей ствие, и напиток, а слово «бай-бай» применяется — и к постели и вместо глагола спать. Подобное расширенное употребление слова может быть кратковременным периодом ив развитии речи нормального ребенка, — но только периодом. Иногда подобное распространенное значение неожиданно приобретают совершенно случайные слова так, летний алалик Нина И, научившись говорить здравствуйте стала применять это слово и помимо прямого его назначения, — для обозначения руки, пальцев и перчаток. На третьем этапе развития речи алалик обладает уже довольно богатым запасом слов, значение которых уточнилось и специализировалось лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Аграмматизм несколько сглаживается, в речи
5
появляются предлоги, приставки, союзы. Часто, на этом этапе алалик правильно формулирует короткие фразы бытового значения. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить ребенку рассказать о прочитанном, виденном в кино или пережитом, как вновь обнаруживается поразительная речевая беспомощность, почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих трудных условиях вновь оживает мимика и появляется аграмматизм. Можно ли считать, что речь каждого алалика непременно должна пройти все упомянутые этапы Конечно, нет. Развитие речи идет различными путями в одних случаях, ребенок долго не начинает говорить, а затем, как бы внезапно, речь его начинает бурно развиваться и скоро становится правильной в других — первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной словами и аграмматичной. Возможны и другие варианты. Однако, постоянными общим для всех является только то, что вначале выступает на первый план бедность словарного запаса, затем аграмматизм, искажение слов, позже неуменье оперировать словами, затруднения в связной речи. Остановимся теперь на тех особенностях речевой функции, которые более или менее выражены на всех этапах развития речи алаликов. Здесь следует прежде всего указать на так называемый речевой негативизм или, иными словами, малую речевую активность алалика, сказывающуюся в том, что уже владеющие определенным словарным запасом дети недостаточно им пользуются, говоря мало и неохотно. Отказ от речи становится особенно выраженным тогда, когда ребенок попадает в новую обстановку. Нам известны случаи, когда дети, поступая в класс, по 2—3 месяца не говорят ни слова, несмотря на то, что дома они лепетали. Появление речи в этих случаях наблюдается обычно в моменты, когда ребенок чем-нибудь обрадован, потрясен, переживает моменты подъема. При контакте с глухонемыми, моторные алалики очень быстро начинают пользоваться мимикой и совсем отказываются от устной речи. Нередко можно наблюдать, что моторный ала­
лик говорит как бы с усилением, преодолевая известное препятствие, краснея и морщась. Речевая пассивность определяется неправильным отношением окружающих к речевому дефекту ребенка. (В практической педагогической работе с алаликами необходимо учитывать их повышенную речевую тормозимость, избегая всех моментбв, которые могли бы ее увеличить) Интересным при изучении речи алаликов является вопрос о том, насколько развиты у них музические компоненты речи —
6
мелодия, ритм, интонация У одних — никаких особенностей в этом отношении не отмечается, у других — речь монотонна, мало модулирована, невыразительна. В ряде случаев нарушены ритм и темп речи, неправильно ставится также логическое ударение. Нередко алалик, спонтанная речь которого достаточно выразительна, не может првдать нужную выразительность речи поза данию — вовремя драшшшцш, чтений, -ь-
Остановимся кратко на особенностях произношения моторных алаликов. Уже при первом обследовании неговорящего ребенка можно отметить отсутствие или неправильное, нечистое произношение большего или меньшего количества звуков. Речевая моторика часто неуклюжа (например, быстрые движения языком не удаются сразу. Тем не менее, отсутствие речи никак не является следствием упомянутых дефектов произношения ала­
лик парафазично, неправильно говорит или вовсе не говорит слова, состоящие из хорошо произносимых им звуков. В процессе логопедической работы выявляется трудность постановки и коррекции звуков, причем наиболее трудным моментом является включение уже поставленных звуков в речь. Нередко обследуя алалика, уже занимавшегося с логопедом и начавшего говорить, можно заметить, что смазанные й нечистые в речи звуки в изолированных слогах произносятся чисто и правильно. Особенно затрудняет алалика произношение слов, в которые входят слоги, включающие 2 согласных (наслоение согласных, одна из согласных ребенком обычно опускается (вместо стол —
тол и т. п. При обследовании произношения алалика обращает на себя внимание затруднение в повторении сочетаний из 2 или 3 гласных или открытых слогов, включающих разные гласные. Ошибки в повторении заключаются в перестановке элементов, ау — вместо уа
ч
повторение одной и той же фонемы —
«уу» вместо ау или в упрощении группы — ау вместо аиу. Ошибки в подражании особенно выражены утех детей, у которых в спонтанной речи имеется наклонность к перестановке слогов («ломоко» — вместо молоко и т. п. По мере развития речи количество этих ошибок уменьшается. В общем, произношение алалика улучшается очень медленно ив ряде случаев у детей, уже овладевших речью, сохраняется надолго диффузное косноязычие, делающее их речь малопонятной. Иностранные авторы (Гутцманн, Либман и др) отмечали, что моторная алалия в ряде случаев осложняется заиканием. Это подтверждается и на нашем материале. Заикание моторных ала­
ликов бывает различным по характеру и силе и обнаруживается на разных стациях развития речи. Чаше всего, его первые проявления отмечаются в период когда словарь ребенка увеличивается ион начинает говорить фразами однако в ряде случаев заикание появляется с первыми словами, но становится заметным для окружающих лишь тогда, когда ребенок начинает больше говорить. (Нам пришлось встретиться с ярко выраженным тоническим заиканием у мальчика 8 лет, весь речевой запас которого ограничивался одним словом папа которое он произносил сто нической судорогой, примерно так «ппаппа»). В ряде случаев заикание, появившись на определенной стадии развития речи, в дальнейшем исчезает — даже без специального логопедического воздействия, в других — оно становится стойкими иногда достигает такой силы, что делает ребенка практически немым. Характер заикания моторных алаликов и условия, способствующие его появлению, нуждаются в специальном изучении, однако, и сейчас уже очевидно, что в программу логопедической работы должны быть включены соответствующие, профилактические мероприятия. Нам остается еще указать, что ошибки произношения переносятся моторным алаликом в письмо. Ниже мы остановимся подробнее на дисграфии алаликов, здесь же лишь упомянем, что овладение устной речью и улучшение произношения не всегда приводят к улучшению письма. (Среди учеников массовой школы, направляемых к логопедам по поводу трудно изживаемой дисграфии, встречается известный процент детей, поздно начавших говорить, те. бывших алаликов). Итак, особенности речевого развития алаликов, характеризующие их речевую функцию, заключаются в наличии длительно- сохраняющегося, резко-выраженного аграмматизма, в наклонности к парафазиям, бедности музического компонента ив диффузном, трудноподдающимся коррекции, косноязычии. Эти особенности проявляются на фоне резко сниженной речевой активности. Как нередкое осложнение, отмечаются заикание и дисграфия. Организуя работу с алаликами, надо иметь ввиду, что этот речевой дефект проявляется обычно на фоне своеобразной личности. Нам приходилось встречать среди них детей с резко выраженными невротическими чертами поведения в виде большой заторможенности или наоборот — повышенной возбудимости. У некоторых обнаруживается наклонность к аутизму, затрудненность контакта, повышенная сенситивность. Очень часто отмечается неспособность к длительному усилию. Не имея возможности подробнее останавливаться на этом вопросе, отметим лишь, что изучение особенностей развития личности в связи с характером речевого дефекта представляет собою сложную и интересную задачу, разрешение которой должно приблизить нас к пониманию алалии. Если, с одной стороны, несомненно, что нарушения поведения также, как и основной симптом (те. патологическое развитие моторной речи, являются проявлением врожденной неполноценности высших отделов нервной системы, то с другой, нельзя отрицать, что отсутствие речи само по себе может обусловить искривление характера ребенка. Чтобы оценить последнее утверждение, нужно только учесть, как травмирует ребенка отсутствие речи, тем более, что оно встречается часто с нечутким отношением окружающих — в форме насмешек над немотой, или плохой речью. Довольно сложен вопрос о взаимоотношении между алалией и олигофренией. Необходимо различать случаи, в которых недоразвитие речи является прямым следствием неполноценного интеллекта, от тех, где наряду с интеллектуальной неполноценностью имеется специальное поражение речи, те. где имеется комбинация алалии с олигофренией. Поставить правильный диагноз не всегда бывает легко. С другой стороны, отсутствие речи само по себе может обусловить задержку умственного развития ребенка, вследствие чего него вор я щи й может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не будучи олигофреном. В заключение укажем, что для большинства алаликов характерна несовершенная моторика. Обычно, можно говорить об известной мешковатости, недостаточной координации движений, иногда с замедлением темпа. Очень часто встречается несовершенство ручной моторики (неточность движений. В связи с нарушениями моторики многие алалики с трудом приобретают простые обиходные навыки и уже в школьном возрасте плохо владеют ножом и вилкой, ножницами, карандашом и т. да иногда даже не умеют самостоятельно одеться. В некоторых случаях, в моторике отражены особенности личности застенчивость, скованность и нерешительность. Организация обучения моторных алаликов Спонтанная ликвидация моторной алалии хотя и встречается в ряде случаев, однако, нередко наступает так поздно, что обучение ребенка в массовой школе становится невозможным. Кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет тяжелый след на развитии ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер. Нельзя забывать также об осложнениях алалии (дисграфии, заикании, которые в ряде случаев могли бы быть предотвращены своевременно принятыми мерами. Все это диктует необходимость организации специального обучения для моторных алаликов. О До настоящего времени работа с алаликами была недостаточно развернута. Даже в Ленинграде в ближайших к нему районах еще встречаются отдельные случаи отсутствия речи до 12—16 лет. Кроме того, как Указано выше, имели место направления моторных алаликов в школы для глухонемых детей. До осени 1938 г. даже в таких больших учреждениях, как Ленинградский Научно-
Практический Институт Слуха и Речи, не существовало специального отделения для моторных алаликов; они жили вместе с глухонемыми. На основании нашего опыта и опыта наших товарищей по работе мы утверждаем, что пребывание моторных ала­
ликов в среде глухонемых, а тем более совместное обучение их с глухонехмыми детьми безусловно вредно и создает самые тяжелые, запущенные случаи алалии. Живя, а тем более обучаясь вместе с глухонемыми, алалики почти не слышат полноценной устной речи, что несомненно тормозит их общее и речевое развитие. Кроме того, общаясь с глухонемыми, они быстро овладевают мимикой и начинают широко ею пользоваться. Если вспомнить о так называемом речевом негативизме алаликов, становится понятным, как легко втягиваются они в мимику, и как трудно их от нее отучить. Так, мы знаем подростков, уже вполне владеющих устной речью и тем не менее почти не пользующихся ею и избегающих общения со слышащими. Кроме того, нам известен ряд случаев, когда ребенок, уже начавший лепетать, в школе для глухонемых снова становится немым (умолкает. Если алалик к 8—9 годам начинает кое-что говорить, его обычно пытаются отдать в массовую школу однако, там он учиться не может и по'прошествии известного срока (иногда после х летних бесплодных попыток) исключается совсем или переводится в вспомогательную школу. Очевидно, что и во вспомогательной школе не место ребенку с хорошим интеллектом, тем не менее и там алалик часто не удерживается, так как развитие речи не подвигается вперед без специальных занятий. За последние годы наметился определенный сдвиг в организации работы с алаликом, открылся ряд специальных классов в Ленинграде, Москве и других городах. Работу с алаликами надо начинать в дошкольном возрасте.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

перейти в каталог файлов


связь с админом