Главная страница

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Чебоксары


Скачать 1,53 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Чебоксары
Анкорvorobjev_estestvoznanie_2011.pdf
Дата23.02.2017
Размер1,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаvorobjev_estestvoznanie_2011.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#14824
страница1 из 10
Каталогid133545259

С этим файлом связано 55 файл(ов). Среди них: kamkin_a_g_kisileva_i_s_atlas_po_fiziologii_tom.pdf, IS_SPETsIF_2014.pdf, Chastitsy-1.jpg, Uchebnoe_posobie_k_EGE_Lebedev.pdf и ещё 45 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Конспект лекций Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Чебоксары
2011

2
УДК 500 (075.8)
ББК 20 я 73-2 К 78 Концепции современного естествознания. Конспект лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Воробьев ДН Чебоксары : Чуваш. гос. пед. унт, 2011. – 148 с. Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Рецензенты
Васильева ЭВ кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных специальностей им. проф. АИ. Петрухина ФГОУ ВПО Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»
Кириллова В. И кандидат биологических наук, доцент кафедры био- экологии и географии ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Мартынов МЮ кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
© Воробьев ДН, составление, 2011
© ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2011

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ........................................................................................................................................ Наука в культурно-историческом контексте. 7 1. Современное понимание науки. .................................................................................................. 7 2. Проблема возникновения науки. Исторические типы науки. ...................................................... 8 3. Три модели процесса научного познания. ................................................................................. Методы научного познания .............................................................................................................. 14 1. Современное понимание научного метода. .............................................................................. 14 2. Эмпирические методы научного познания. ............................................................................... 15 3. Теоретические методы научного познания. .............................................................................. Методология научного познания. 19 1. Методология понятие и функции. ............................................................................................. 19 2. Уровни методологического знания. ........................................................................................... 21 3. Характеристика компонентов исследовательской деятельности. ............................................. Научная картина мира ....................................................................................................................... 26 1. Понятие научной картины мира. ................................................................................................ 26 2. Специфика научной картины мира как формы знания. ............................................................. 27 3. Функции научной картины мира. ............................................................................................... Основные концепции развития науки .............................................................................................. 32 1. Статическая модель научного познания. ................................................................................... 32 2. Модель внешнего функционирования науки Карла Поппера.................................................... 33 3. Модель внутреннего функционирования науки Имре Лакатоса. .............................................. 33 4. Модель научных революций Томаса Куна. ................................................................................ 34 5. Эволюционная модель развития науки Стивена Тулмина. ........................................................ 36 6. Концепция внешнего генезиса и функционирования науки Поля Фейерабенда...................... Становление классического (механистического) естествознания ................................................... 41 1. Устройство мира сточки зрения античных и средневековых мыслителей. .............................. 41 2. Научная революция XVI-XVII вв. ................................................................................................. 45

4 3. Механистическая картина мира. ................................................................................................ Становление неклассической физики ............................................................................................... 49 1. Термодинамика. Электромагнитная картина мира. 49 2. Опыты Майкельсона и Морли.................................................................................................... 51 3. Специальная теория относительности (СТО. ............................................................................ 52 4. Общая теория относительности (ОТО. ...................................................................................... 54
Квантово-полевая (неклассическая) физика .................................................................................... 56 1. Специфика субатомных объектов и квантовой механики. ........................................................ 56 2. Фундаментальные взаимодействия. .......................................................................................... 61 3. Теория элементарных частиц и вакуума. ................................................................................... 64 4. Основные положения квантово-полевой картины мира. .......................................................... Концепции химического естествознания ......................................................................................... 67 1. Понятие химии. Главная задача химии и основные этапы ее развития. ................................... 67 2. Донаучный (ремесленно-алхимический) этап развития химии. ................................................ 68 3. Развитие представлений о химических элементах и периодический закон Д. И. Менделеева. 69 4. Концепции структурной химии. ................................................................................................. 70 5. Концепции и законы химических процессов. ............................................................................ 71 6. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации химических систем. ........ Элементы астрономических представлений .................................................................................... 74 1. Солнце ........................................................................................................................................ 74 2. Звезды ......................................................................................................................................... 75 3. Галактики. ................................................................................................................................... Планета Земля как объект естествознания. 82 1. Земля ........................................................................................................................................... 82 2. Литосфера, .................................................................................................................................. 85 3. Атмосфера .................................................................................................................................. 86 4. Гидросфера, ................................................................................................................................ 87 5. Биосфера ..................................................................................................................................... 88

5 6. Погода и климат. ........................................................................................................................ Концепции биологического естествознания .................................................................................... 91 1. Объекты биологического познания и структура биологических наук. ...................................... 91 2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода. ............................................................ 93 3. Концепции биологической эволюции. ..................................................................................... 100 4. Неклассические концепции эволюции (ортогенез Т. Эйера, номогенез Л. С. Берга, коэволционизм А. П. Кропоткина). ............................................................................................... Человек с естественнонаучной точки зрения ................................................................................. 107 1. Место человека в системе животного мира и антропогенез. .................................................. 107 2. Основные этапы развития человека. ....................................................................................... 111 3. Дифференциация на расы. Расы и этносы. .............................................................................. 116 4.
Эколого-эволюционные возможности человека. .................................................................... 118 5.
Биосоциальные основы поведения. ........................................................................................ Концепции самоорганизации ......................................................................................................... 122 1. Понятие самоорганизации. ...................................................................................................... 122 2. Три направления теории самоорганизации. 122 3. Основные положения синергетики. ......................................................................................... Учение о развитии биосферы .......................................................................................................... 127 1. Учение о биосфере. .................................................................................................................. 127 2. Экология и проблемы загрязнения окружающей среды. ........................................................ 131 3. Учение о ноосфере. .................................................................................................................. Литература ....................................................................................................................................... Использованная литература ......................................................................................................... Основная литература .................................................................................................................... Дополнительная литература ........................................................................................................ 141

6 ПРЕДИСЛОВИЕ Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Российской Федерации предполагают освоение студентами гуманитарных и социально- экономических специальностей ВУЗов учебной дисциплины "Концепции современного естествознания. Включение данного предмета в программу обусловлено необходимостью ознакомления студентов с таким важным элементом современной культуры как естествознание, необходимостью формирования у них целостного взгляда на окружающий мир. Учебный курс раскрывает ансамбль базовых концепций и представлений современного естествознания, дает панораму методов и законов современной науки, демонстрирует специфику рационального освоения окружающего мира. Актуальность введения курса Концепции современного естествознания несомненна в современных условиях, когда естественнонаучные методы проникли в гуманитарную среду, формируя новое состояние научного знания и сообщества. Наука стремится к выработке универсального языка, значимого для философии, психологии, социальных наук. Наблюдающаяся тенденция к синтезу двух культур, гуманитарной и естественнонаучной, созвучна потребностям общества в целостном мировоззрении. Курс Концепции современного естествознания представляет собой попытку синтеза знаний различных естественных наук на основе исторического, культурологического методов, идей целостности и многообразия природы, единства методологического фундамента современной науки. Поэтому в программе курса важное место занимают представления о сущности науки и ее истории о развитии самосознания научного сообщества, методологии, методов науки и смене научных картин мира о становлении базовых идей естественных наук о концепциях происхождения и эволюции Вселенной, жизни и человека о биосфере и экологии. Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по курсу Концепции современного естествознания,

7 апробированный автором на протяжении последних пяти лет. Текст этих лекций возник в результате переработки материалов нескольких учебников, энциклопедий, словарей, монографий, приведенных в списке использованной литературы. Это учебное пособие не претендует на исчерпывающее освещение всех теми вопросов поданному курсу. Оно очерчивает контуры концептуальных направлений и проблем современного естествознания, указывает направление для дальнейшей самостоятельной работы студентов, и соответствует требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования. НАУКА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ НАУКИ
В современном понимании, наука – это культурно обусловленная деятельность, а также результаты этой деятельности, направленная на получение и систематизацию достоверных знаний об определенных аспектах или явлениях действительности. Современная наука тесно связана с технологиями и представляет собой производительную силу общества. Сумма полученных к данному моменту научных знаний образует научную картину мира. Наука также представляет собой социально-институционализированную форму общественного сознания. Цели современной науки – описание, объяснение и, по возможности, предсказание процессов и явлений изучаемой действительности. В широком смысле – теоретическое освоение действительности, создание идеализированных объяснительных моделей реальных явлений. Наука современного типа характеризуется следующими особенностями наука предметна, то есть изучает заранее очерченную, наблюдаемую часть реальности наука доказательна) наука экспериментальна – то есть свои предположения ученые проверяют в специальных условиях, воздействуя на объект, соотнося реальное поведение объекта стем, каким оно должно быть в теории, 2) наука носит светский характер – научное знание не может быть основано на религиозной вере в сверхъестественное, 3) наука внутренне непротиворечива наука практически ориентирована – тесно связана с инженерно-техническими системами, которые обслуживают запросы государства и крупного бизнеса. Развитие современной науки вне отношений с государством и крупным бизнесом практически невозможно.
2. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУКИ.
Существует проблема возникновения науки. Сложность проблемы определяется как сложностью самого феномена, определяемого этим словом, таки когнитивно-лингвистически- ми сложностями. Наука не существует сама по себе – вне людей наука существует в неразрывной связи с мышлением ученых. Наука и самосознание ученых неразрывны. Это значит то, что если ученый думает, что он занимается научной деятельностью, это определяется не только характером деятельности, но и пониманием того, что отличает научную деятельность от ненаучной. Это обстоятельство необходимо учитывать при попытках определить феномен науки или при реконструкции истории науки по текстам древних авторов. В русском языке можно выявить ряд близких по смыслу понятий ученый – учение – научный – наука. При этом в русском языке неважно, какого рода наукой занимает ученый. В современном английском языке ситуация иная. Science – это, в первую очередь, естественные науки, естествознание. Scientist
– это, в первую очередь, ученый–естествоиспытатель. Не- естествознание именуется humanities, arts, или, как в последнее время, humanities science и social science. Учение – в английском языке слово крайне многозначное, любая теория может называться учением. Возникновение науки можно связать с возникновением традиции накапливать и передавать знания, в первую очередь, утилитарного свойства. То есть можно связать с возникновением ученых, ученого сословия, передачи учености. В этом случае наука появляется в странах Древнего Востока

9 Египте, Вавилоне, Китае, Индии. Для древневосточного типа учености характерны а) эмпирический характер происхождения научного знания (знание не носит теоретически-умозрительный характер б) непосредственная вплетѐнность и подчиненность практическим потребностям (например, математика подчинена потребностям измерения земель и счета, астрономия подчинена потребностям составления календарей, механика — потребностям усовершенствования орудий производства в) рецептурность научного знания (те. знание представляет собой некий набор рецептов, указаний, правил по достижению каких-то известных целей г) кастовость и закрытость научного сообщества (этими знаниями обладали избранные, и выход этих знаний за пределы круга карался нельзя было критиковать имевшиеся рецепты, то есть знание было догматичным. Возникновение науки можно связать с возникновением первых теоретических систем, которые, как известно из курса философии, появляются в Античной Греции (Элладе). Для античного типа учености характерны а) теоретический характер научного знания (стремление подвести частный случай под общую схему, выявить сущность б) независимость научного знания от практики (спекулятивность знания в) открытость критике, те. рефлексивный характер знания г) социальная открытость науки, отсутствие кастовости. Возникновение науки можно связать с социальной инсти- туционализацией ученого сообщества. В этом случае наука появляется в позднее Средневековье с утверждением схоластического типа учености и возникновением системы университетов. Схоластический тип учености характеризуется подчиненностью запросам господствующей идеологии. Наука обслуживает непосредственные интересы и потребности религиозного общества. Она подчинена богословию и соотносит свои знания сего догмами. Научные истины (истины разума) имеют более низкий статус, чем религиозные истины веры. Образцами средневековой учености являются религиозная герменевтика, диалектика, логика, риторика и др. Маргинальное положение в средние века занимали магические учения,

10 продолжавшие натурфилософский проект античной науки — астрология, алхимия. Возникновение науки можно связать с утверждением светского математизированного экспериментального естествознания, с утверждением
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом