Главная страница

Учебное пособие для студентов вузов Москва 2010 удк 159. 9 Ббк


Скачать 11,04 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов вузов Москва 2010 удк 159. 9 Ббк
Анкорcounselling_l.pdf
Дата03.01.2018
Размер11,04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаcounselling_l.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#39104
страница1 из 22
Каталогid231288108

С этим файлом связано 73 файл(ов). Среди них: Сальвадор Минухин, Чарльз Фишман - Техники семейной терапии.doc, Levit_Zakhse_Yanda_-_Manualnaya_meditsina.pdf, Viktor_Chentsov_-_Manualnaya_gimnastika_dlya_pozvonochnika.pdf, Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта.doc, nervnye_bolezni_2.pdf, nervnye_bolezni_1.pdf, Shkolnaya_psikhologicheskaya_sluzhba_Rabota_s_uchaschimisya.pdf, Dubenko_E_G_-Nevrologia_v_skhemakh_i_tablitsakh-2000.pdf и ещё 63 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Н. Д. Линде ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Учебное пособие для студентов вузов Москва
2010

УДК
159.9
ББК
88.4 Л Рецензенты доктор психологических наук, профессор АН. Гусев, кандидат психологических наук, доцент Н. В. Гребенникова, кандидат психологических наук, доцент Т. С. Леви
Линде Н.Д. Л Психологическое консультирование Теория и практика Учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. М Аспект Пресс,
2010. - 255 с.
ISBN 978-5-7567-0529-4 Пособие дает комплексное представление о процессе консультирования, его этапах (сборе информации, анализе запроса, заключении тракта и др. Отдельное внимание уделяется структуре психологической проблемы и созданию терапевтической гипотезы. Отличительная особенность издания - рассмотрение частных теоретических моделей тех или иных проблем и возможных методов их решения. Основная задача книги состоит в том, чтобы нагляднее показать, как э1"О поэтому она насышена примерами из практики автора и других психологов. Для студентов-психологов самых разных специализаций, психологов, уже занимающих�я практикой консультирования, а также для тех, кто ин­
TepecyeTcя практической психологией и ищет ответы на важные для него психологические вопросы.
ISBN 978-5-7567-0529-4
УДК
159.9
ББК
88.4
©
Линде Н. Д, 2010
© Оформление. ЗАО Издательство Аспект
20]0 Все учебники издательства Аспект Пресс на сайте ww.aspectpress.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Глава
1. Психотерапия и консуЛЬтирование
8 Глава
2.
Человек-субъект и человек-объект
13 Глава
3. Психологическая проблема, ее структура и уровни. Типы проблем "
..................................................................................... 18 Глава
4. Консультативная беседа, ее этапы
36 Глава
5. Сбор ниформации в процессе консультирования
43 Общие принципы сбора информации
43 Сбор невербальнои информации о клиенте
46 Оценка телосложения и телесной брони
47 Черты лица
49 Мимика и nантомимика
49 Жесты
51 Глаза
51 Интонации и голос
52 Манера одеваться, прическа, духи и косметика
52 Глава
6. Инструментарий псиХолога
54 Глава
7. Типы запроса
68 Неконструктивные запросы
. 68 Нереалистичные запросы
68
Неоnределенные запросы
. 69
Маниnулятивные запросы
69 Конструктивные запросы
.. 71
Запрос об информации
71 Запрос о помощи в самопознании
72 Запрос о помощи в саморазвитии .
. 74 Запрос о трансформации
75 Запрос о снятии симптома
78 Глава
8. Анализ запроса и заключение контракта
83
Неnриемлемые контракты
86 Родительский контракт
86 Контракты на изменение других
88 Игровые контракты
90 Вечные контракты
. : .......................... 91 Скрытые Контракты
92 Дополнительные контракты
97 Контракты с клиентами поневоле
99 3
Глава
9. Создание терапевтической гипотезы и ее проверка
.... 103 Процесс формирования гипотезы
. 103 Проверка гипотезы
107 Раздел ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОБЛЕМ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ Глава
1. Фобии
112 Психологические модели возникновения фобий
........ 113 Модель травмы
. �
..... 114 Модель В. ФранICЛО......................................................................... 117 Модель родительских предписаний
... 119 Модель несчастного Внутреннего ребенка, или скрытого суицида ......
119 Модель обратного
.. 121 Истерические фобии ..............
... 121 Модель родительской тревоги (эмоциональной зависимости) .....
. 122 Методы работы с фобиями
. 123' Глава
2.
TpeBora ..
. : .............................................. 125 Психологические модели возникновения тревоги
126 Тревога как самозапугивание ....
... 126 Модель психологической травмы
.�
.... 127 Тревога как результат переноса
... 128 Тревога как результат обучения в семье (родительские предписания)
... 129 Тревога как оборотная сторона контроля
.......... 130
. Тревога как сдержанное возбуждение. 131 Тревога как средство избегания эмоционального конфликта .....
.. д 1 Методы работы с тревогой
......... 132 Глава
3. Депрессивные состояния
..... 136 Психологические модели депрессивных состояний
. 136 депрессия как следствие суицидальных намерений
.. 136 Депрессия как результат подавления сильных чувств ...
143 Депрессия как результат чувства вины ..
.... 145 Депрессия как результат психологической травмы .........
145 Депрессия как результат потери смысла жизни. 147 депрессия как результат комплекса неnолноценности .
. 148 Депрессия как результат отказа от Зго-состояния Ребенка .
. 150 Депрессия как результат дезадаnтивного мышления
150 Методы психологической работы с депрессивными клиентами.
151 Глава
4. Печаль
............................................................................................... 154 Психологические модели возникновения печали
......... 154 Печаль как резулыnат nог.лаживаниЙ за несчастье ........
154 Печаль как результат родительского предписания ..
. 156 Модель влияния окружающей культуры .
...................... 156 4
Модель мифа о рождении ..
157 Модель манипуляции с помощью печали
158 Модель потери любимого объекта
158 Методы работы с проблемой печали
159 Глава
5. lПев
161 Психологические модели возникновения гнева
162 Модель семейного гнева ...
162 Гнев как инструмент достижения цели.
163 Гнев как спусковой крючок .
165 Модель происхождения гнева в результате переноса .
165 Гнев как компенсация чувства неполноцеююсти
166 Гнев как средство подавления нежелатеЛЬНblХ влечений .
167 Гнев как протест против опасных родительских предписаний
..... 168 Гнев как результат ранней травмы .
168 Гнев как средство защиты слабой части личности
169 Методы работы с гневом ..
171 Глава
6. Обвинения и обиды
: ............................................................. ) 73 Психологические модели возникновения обвинений и обид
174
Обвинения�как парадоксальное стремление получить любовь
174 Обучение обвинениям в родительской семье
175 Обида как детское шантажное чувство
176 Методы работы с обвинениями и обидами ...
178 Глава
7. Ревность
179 Психологические модели возникновения ревности ....
) 80 Ревность как следствие комплекса неполноценности
................... 180 Ревность как результат родительских предписаний
180 Перенос детской ревности на сегодняшние отношения ..
181 Ревность как проекция собственных сексуальных желаний
182 Методы работы с проблемой ревности
182 Глава
8. Стыди вина
184 Психологические модели стыда
, .......................... 184 Стыд как результат психологической травмы .
184 Родительские предписания как источник стыда .
185 Психологические модели чувства вины
187 Воображаемая вина родительские предписания .
: ... 187 Воображаемая вина миф о рождении
189 Воображаемая вина вина перед всеми несчастными
190 Воображаемая вина вина экзистенциальная
; ..... 191 Воображаемая вина депрессия с бредом вины
192 Вина реальная вина за постоянно совершаемый вред
193 Реальная вина в прошлом ..
195 Методы работы с проблемой стыда
196 Методы работы с чувством вины.
197 Глава
9. Горе, утрата
]
99 Методы психологической помоши при утрате .
205 5
Глава
10. Эмоциональная зависимость
207 Психологические модели эмоциональной зависимости .
208 Эмоциональная зависимость как результат капиталовложений
208 Зависимость как результат психологического слияния
212 Зависимость как черта орального xnрактера
213 Методы работы с эмоциональными зависимостями ..
214 Глава
11. Навязчивые состоЯJIИЯ .
215 Психологические модели навязчивых состояний
216 Психоаналитическая модель
216 Модель В.
ФраНкла
217 Модель навязчивых действий как ритуалов, помогающих избежать несчастья
218 Методы коррекции навязчивых состояний
........ 219 Глава
12. Психосоматические проблемы
221 Психологические модели психосоматических проблем
221 Психоаналитическая (конверсионная) модель
............. 221 Модель вегетативного невроза Ф. Александера
222 Психосоматические симптомы как результат родительских предписаний
223 Психосоматические проблемы как результат стремления к выгоде
:.............. 225 Методы коррекции психосоматических проблем
226 Глава
13. Подавленные и вытесненные чувства
227 Психологические модели подавленных и вытесненных чувств
. 228 Подавленный и вытесненный гНев
228 Подавленный и вытесненный страх
231 Подавленная и вытесненная печаль
................................................ 233 Подавленное и вытесненное чувство вины
................ : .................... 234 Подавленный и вытесненный стыд
................................................ 234 Методы работы с подавленными и вытесненными чувствами
236 Глава
14. Различные направления психологического консультирования краткая характеристика)
237 Консультирование по телефону
237 Семейное консультирование
240 Консультирование по сексуальным проблемам
242 Консультирование детей и родителей
244 Консультирование лиц с алкогольной и наркотической зависимостью
246 Консультирование в бизнесе
247 Консультирование в спорте .....
248 Консультирование в политике.
... 249 Заключение ......
:........................................................................................
25] Дополнительная литература ......
25 3
РАЗДЕЛ
I ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Глава
1 ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Большинство психологов, окончивших тот или иной факультет пси­
.\ологии, В дальнейшем занимаются одним из видов консультативной работы. Психолог может консультировать политиков, бизнесменов, руководителей, военных, разведчиков, спортсменов и тренеров, педагогов и родителей, семейные пары, детей и подростков, а также всякого обращающегося к ним чt:ловека, желающего решить свою психологическую проблему. Все эти виды консультативной работы имеют свои особенности (политическое и семейное консультирование могут быть, например, выделены в особые разделы данной отрасли практической психологии, но и много общего. Когда говорят о психологическом консультировании, то подразумевают под этим термином процесс решения личных проблем индивида в его совместной работе с психологом. Именно данному направлению посвящено большинство книг по психологическому консультированию, в том числе и эта. Оно является стержневыми для всех остальных форм консультирования, поскольку знания и умения, необходимые для этой работы, применяются при решении самых различных психологических задач консультирования и политиков, и бизнесменов, и спортсменов и т.д. Все люди имеют психику, поэтому им присущи и психологические проблемы. Иначе и быть не может, поскольку психика является очень сложно организованными чувствительным Часть этих проблем люди решают сами, часть оставляют нерешенными и живут, не обращая на них внимания о части своих проблем они даже не подозревают. Однако с некоторыми проблемами люди обращаются за помощью к психологу, ибо чувствуют свою неспособность справиться сними самостоятельно или даже при поддержке друзей и родных. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь человеку, запутавшемуся В собственной психике, разобраться в ее хитросплетениях и найти способ улучшить свое психическое состояние и тем самым свою жизнь. В этой работе психологу-консультанту помогают знания в области психотерапии, которая к настоящему моменту представляет собой многоплановую и разветвленную область научно-практической психологии. Сюда входит и психоанализ З.
Фрейда, и индивидуальная психология А. Адлера, и аналитическая психология КГ. Юнга, и телесная терапия В.
Райха, и бихевиористская терапия, и гуманистическая терапия, иге штальттерапия и т.д. и т.д. Невозможно знать все о психотерапии, но без базовых знаний в этой области консультирование будет поневоле скатываться к чисто житейским разговорами решениям. Тем, кто недостаточно знаком с психотерапией, необходимо обратиться к соответствующей литературе (несколько книг указано в конце главы. Кроме этого консультанту необходимы знания о процедурах и приемах ведения консультативной беседы, ему необходимо знать ответ на вопрос Как ЭТО Поэтому книги, посвященные психологическому консультированию, концентрируются в основном на технологии самого процесса консультирования, Те. на вопросах установления доверительного контакта, анализа запроса, сбора информации, заключения контракта и т.д. Недостаточно раскрытым остается вопрос о создании терапевтической гипотезы и способах работы по решению конкретной пробл!tмы. Эти формы деятельности не поддаются прямой технологизации, поэтому в литературе они освещены слабо. Однако для ряда случаев можно указать набор типичных способов объяснения пси­
xoлoгичecKoй проблемы и методов ее решения. Обладая такими знаниями, легче создавать гипотезы и искать решения. Далее в тексте мы представим некоторый перечень проблем, ряд психологических моделей их объяснения и способов коррекции.
Психолог-консультант должен быть широко осведомлен в различ­
HbIX терапевтических теориях, объяснительных моделях для тех или иных типичных проблем, методах психологического анализа, приемах работы с сопротивлением, он должен иметь собственный клиентский опыт и опыт наблюдения за терапевтической работой других специалистов. . Он должен бьпь эрудирован в области религии и философии, иметь достаточно выверенное представление об оптимальном психологическом здоровье. Ему необходимо знание основ психиатрии, хотя бы для того, чтобы отличать тяжелые психические заболев.щия от обычных пси­
xoлoгичecкиx трудностей. Он не должен браться за лечение психических заболеваний, хотя может консультировать больных по интересующим их вопросам. Если представить психологическое консультирование и психотерапию как некоторые круги на плоскости, то они будут иметь области пересечения и несовпадающие части. Консультативный процесс в ряде случаев плавно перетекает в форму психотерапии, если это необходимо и допустимо. Однако все-таки укажем ряд отличий психологического консультирования от психотерапии.
9

10
• Психотерапия в большей степени ориентирована на работу с клиническими случаями, когда психологическая проблема клиента доросла до масштабов и своей целью видит «ле­
или коррекцию путем решения проблемы психологическими средствами (медикаментозное лечение целиком лежит в области медицины. Согласно современной точке зрения существует психотерапия клиническая и психотерапия психологическая, которая не ставит задачу лечения. Если же говорить о теории и методах этих форм психотерапии, то реально они ничем не отличаются. Однако психологическое консультирование ближе к психологической психотерапии, поскольк ориентировано на работу с так называемыми здоровыми людьми.
• Консультирование предполагает в основном рациональную работу с сознательными заинтересованным клиентом. Психотерапия же больше работает с бессознательными и иррациональными сторонами психической жизни индивида.
• Консультирование в большей степени предполагает советы и решения, исходящие от психолога, просвещение, информирование и разъяснение. Клиент получает профессиональный анализ проблемы, необходимые сведения и рекомендации практических действий, которые необходимы для ее решения. Психотерапия более ориентирована на задачи коррекции.
• Консультирование чаще, чем психотерапия, использует тестирование (психодиагностику) клиента по каким-то стандартным методикам с целью исследования его личности либо тех или иных психических способностей.
• Психотерапия более длительна. Она делится на долгосрочную от
1 00 до
400 сеансов) и краткосрочную (от
1 0 до
30 встреч. Консультирование обычно занимает одну-две встречи или до десяти встреч.
• Психотерапия более специализирована. Во-первых, психотерапевт обычно работает в рамках той или иной терапевтической школы. Либо он психоаналитик, либо гештальттерапевт, либо приверженец гуманистической психотерапии и Т.д. Во-вторых, он обычно специализируется в определенной области психологических проблем. Например, он может работать исключительно с алкогольной зависимостью или лечит фобии и т.д. Психолог-кон­
сультант чаще работает как сельский который может столкнуться с самыми разными проблемами и должен суметь правильно сориентироваться в непредвиденных случаях. Поэтому психолог-консультант должен быть сведущ во многих областях психологии (о чем уже говорилось выше, хотя все равно будет работать в своем излюбленном стиле. Также он должен быть начитан в области популярной психологической литературы и уметь изъясняться простыми доходчивым языком. Богатый жизненный опыт и эрудиция, проницательность и эмпатия, уверенность и обаяние личности - важнейшие составляющие успеха психолога.
Сходств между консультированием и психотерапией гораздо больше, чем различий. Мы уже отмечали, что консультирование зачастую перерастает в психотерапию. Даже при небольшом количестве встреч от одной до десяти) психологу порой удается добиться решения серьезной проблемы, коррекции и даже того, чТО называется исцелением. Клиент, конечно, хочет не только разобраться в каком-то вопросе, но и избавиться от мучающих его симптомов. Тем более если это наш российский клиент, не обремененный избытком средств и времени, ждущий от психолога, как от врача, быстрого диагноза и решения. Поэтому на практике консультант работает не только как просветитель - не только разъясняет, но и корректирует. Теория и техники воздействия одинаковы как при консультировании, таки при терапии, поэтому границы между этими областями психологической практики весьма условны. Психолог�консультант учится на психотерапевтической литературе, проходит практическое обучение в психотерапевтических группах и т. д. В связи со сказанным мы будем в дальнейшем пользоваться терминами «психолог-
«психо­
лог», психотерапевта для краткости просто терапевт, как эквивалентными. Аналогично термины психологическое и терапия будут употребляться как тождественные. Где проходит граница между здоровьем и болезнью, неизвестно в точности никому. Болезнью традиционно считается такое нарушение функций психики, которое не зависит от самого индивида. Однако психологи убеждены, что так называемые болезни являются на самом деле некоторыми эмоциональными проблемами, которые не умеет или не хочет решать, нов принuипе решить может
• Если обращающийся к психологу индивид считает, что его или проблема не зависит от него самого, а создается нарушениями в работе мозга или другими неподвластными ему факторами, то его следует направить в клинику. Если же человек понимает, что его проблема определяется причинами, коренящимися в его собственной психике, которыми он может управлять, тов зависимости от тяжести этой проблемы с ним может быть проведена либо консультативная, либо психотерапевтическая работа разного уровня. Эта книга посвящена не разбору терапевтических теорий и методов, атому, как, используя знания, почерпнутые из психотерапии, эффективно проводить психологическое консультирование. Поэтому тех психологов, которые незнакомы с теорией и практикой психотерапии, мы еще раз настоятельно отправляем к соответствующей литературе, тренингам, мастер-классам и т.д. Контрольные вопросы
1. Какие области психологического консультирования вам известны
2. Какими признаками отличается психологическое консультирование от психотерапии
3. Каких тем касается современная литература, посвященная психологическому консультированию
4. Что общего между психологическим консультированием и психотерапией
5. Какого рода клиенты могут проходить психологическо(} консультирование, а какие - нет Рекомендуемая литература
1 .
Классен И. А. Практическая психотерапия. М,
2004.
2. Кондрашенко ВТ, Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск,
1993.
3. Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. М,
2002.
4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М,
2000. s. Основные направления современной психотерапии / Подред. А. М. Бо- ковикова. М,
2000.
6. Романин АН. Основы психотерапии. Ростов н/д,
2004.
7. Соколова Е. Т Общая психотерапия. tyI.,
2001.
8. Таланов В. Л, Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога.
СПб.; М,
2005.
---
--
---
--- -
---
--
-
Глава 2 Ч ЕЛОВЕК-СУБЪЕКТ И Ч ЕЛОВЕК-ОБЪЕКТ Поскольку в психологическом консультировании клиент рассматривается как субъект своих 1сихологических проблем, своего мышления, своих чувств, то следует подробнее остановиться на этом понятии в контексте психотерапевтических задач. Человек может быть и субъектом, и объектом, причем одновременно и теми другим все зависит от той роли, которую он играет в определенном взаимодействии. Например, когда он самостоятельно решает, пойти ему к зубноf>!Y врачу или нетто он субъект, нов зубоврачебном кресле он объект лечения, несмотря на то что испытывает при этом очень сильные субъеkтивные переживания - это не меняет его объектной роли в контексте манипуляции врача. Нельзя говорить, что быть субъектом всегда хорошо, а объектом - всегда плохо, все зависит от контекста. Когда мы добровольно позволяем зубному врачу лечить нам зубы или водителю везти нас в машине, то ничего в этом плохого нет. Плохо, когда человек находится в положении объекта против своей воли, если он, например, ограничен внешними обстоятельствами или не может решить своей психологической проблемы, пребывает в состоянии психо

ика. Психологическая проблема (или тупик) ограничивает проявления личности как субъекта, человек неспособен действовать свободно, Те. субъектно, даже если знает, как надо действовать. Заметим, что мы говорим о субъектности как способности быть субъектом в отличие от субъективности, подчеркивающей субъективный, Те. индивидуальный, подход в восприятии, мышлении и т.д .

� Задача психотерапевта - освободить человека от рабской зависимости, сделать его в большей степени субъектом в контексте травмирующей ситуации, что позволит ему найти адекватное решение. Здесь уместна аналогия с живой бабочкой, посаженной на иголку. Бабочка везде свободна и вполне жизнеспособна, кроме одной точки, в которой она проколота и прикреплена к бумаге. Из-за точки, где она не может преодолеть своей объектности, как ни старается махать крылышками, страдает вся ее жизнедеятельность. Задача состоит в том, чтобы вынуть иголку, вернуть утраченную субъектность, и бабочка улетит. Наверное, первым, кто поставил в психотерапии проблему клиента как субъекта и создал клиентоцентрическую терапию, был один из родоначальников гуманистической психотерапии Карл Роджерс. Главное, что он постулировал, это наличие в человеке-субъекте собственных, внутренних сил здоровья и саморазвития. Мы разделяем его гуманистическую позицию и считаем, что психологическое консультирование должно освобождать человека-субъекта, опираясь на его собственные ресурсы и возможности. Для дальнейшего изложения необходимо расширить теоретическое понимание чеЛОI?ека как субъекта в его противопоставлении человеку­
объекту. Уже бьшо сказано, что индивид может переходить из одного состояния в другое, нов ряде случаев его состояние устойчиво фиксировано в позиции объекта, а освобождение может прийти только при использовании ресурсов позиции человека-субъекта. Укажем следующие шесть отличий человека в позиции субъекта от человека в позиции объекта, что существенно прояснит суть консультативной работы.
1. Субъект автономен. Это выражается в трех основных видах действий а) инициативе, те. в спонтанных, самостоятельных начинаниях, предложениях и Т.д.; б) принятии решений, в частности выборе из ряда альтернатив в) самореализациu, те. самостоятельных действиях по воплощению в жизнь своих решений и намерений. Человек в состоянии объекта, напротив, несвободен в своих действиях, его поведение детерминировано, он предсказуем, потому что лишен спонтанности, находится в жесткой зависи�ости от чего-либо. Вместо проявления иниuиативы он находится в состоянии вечного ожидания чего-то, например инструкций и указаний начальства, советов друга, второго пришествия, чуда и Т.Д. Вместо принятия решения он ПРО' являет амбивалентность, желание перенести ответственность за принятие решения на кого-то другого, сам не знает, чего хочет, принимает решение и тут же передумывает и Т.Д. Вместо самореализации он демонстрирует исполнительское повед�ние, легко подчиняется обстоятельствам или чужому влиянию, действует порой автоматически и даже во вред самому себе.
2. Субъект аутентичен, те. является самим собой, а не кем-то другими принимает решения, опираясь на собственное понимание ситуации, своих интересов, последствий своих действий. Он хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер, и не обманывает себя. Он искренен, и то, что он говорит и делает, не расходится с содержанием его внутреннего мира (убеждениями, чувствами и т.д.). В состоянии объекта внутренний мир человека как бы остается вне игры и, если такое состояние начинает доминировать в жизни индивида, постепенно деградирует. Объектное состояние мешает пониманию мотивов собственного поведения и собственных чувств. Происходит разъединение сознания и реального поведения, ме)lЩy ними возникает конфликт человек действует вопреки своим внутренним целям, идет против собственной совести и т.р,. Или он живет наподобие биоробота, следуя раз навсегда утвержденным правилами программам, даже не задумываясь об их адекватности или соответствии реальности.
3. Субъект самотрансформируется, он может сформировать в самом себе какие-то новые качества, изменить свое поведение, может быть спонтанными открытым к наваму качеству, наваму апыту. В состоянии объекта человек, наоборот, неспособен измениться па атношению к некоторой проблемной ситуации, его паведение стереа­
типно, он не воспринимает новое, если оно противоречит сложившимся формам поведения или устоявшимся представлениям. Например, человек уверяет всех, что. ему нужно бросить курить, при этом ничего не делает, чтобы действительно бросить, зато он мажет четка объяснить каждому желающему ему помачь, почему любой предлагаемый способ отвыкания ат курения ему не подайдет. В тоже время в других атнаше ниях ан сохраняет вою субъективность и способен меняться, на в ат­
ношении курения остается как бы парализованным, неподвижным или ходит па закалдованному кругу.
4. Субъект развивается, те. способен к самосавершенствованию, личностному росту. Это значит, что сегодня он может справляться с задачами более сложными, чем решал вчера, а завтра он будет решать еще более слажные проблемы, которые сегодня ему еще не па силам. Это относится и к интеллектуальными к творческим способностями к личностному развитию челавека. Последнее особенно важно для психотерапии, патому что личность на пути своего развития постаянна стал кия С все более сложными нравственно-эмоциональными проблемами И, решая их, самасовершенствуется. Человек, завязший В тупике, в какой-то степени теряет свою способность к личнастному росту и тем самым уподобляется объекту, который не развивается. В этам случае он реализует репродуктивные, а не творческие (продуктивные) схемы поведения. Он может быть способен к изменениям, но часто для решения проблемы необходимо как бы вырасти над самим собой, а не использовать все новые способы одного итого же типа, те . необходимо выйти на новый уровень личностного роста.
5. Субъект в своих сегодняшних действиях и решениях исходит из некоторого представления о своем будущем, строит некоторую личностную перспективу. В частности, это выражается в ощущении осмысленности своего существования. Ради будущего человек способен перенести огромные тяготы здесь И сейчас, а чувство перспективы жизни, открытого горизонта является необходимым условием здорового са-
15

,ючувствия, уверенности в себе, способности тратить усилия на свое развите и т.д. Е
ПО;10жении объекта человек теряет перспективу, попав в зависи­
,юсть от какой-то, может быть, частной проблемы, он ощущает свою безнадежность и свое бессилие, у него, как говорится. опускаются руки. Чувства апатии, безнадежности и тоски говорят о потере надежды, они естественные спутники проблемного тупика, в катара находится клиент.
6. Субъект многомерен, Те. не может быть сведен к одному плану жизни, одному предназначению, одной функций. Жизнь свободного субъекта протекает одновременно как бы Ю многих планах и невозможно сказать, какой ее параметр самый главный, все они необходимы для
ПО:IНоценного существования. Это может быть и семья, и работа, и хоб­
Ои. испорти духовные интересы, и просто отдых. Сам по себе субъект не определен, как бы неуловим. Он скорее потенциальная возможность, че,[ осуществленная вероятность.
Че.l0век-объект в этом смысле одномерен, его существование сво­
.1lТся к тому тупику, в который он попал, другие планы, измерения и воз,южности ему либо неизвестны, либо непонятны. Сведем результаты сравнения в единую таблицу.
N2 Субъект Объект
1 Автономность Зависимость а) инициатива а) ожИдание; б) принятие решений б) отказ от решений в) самореализация в) подчиненность
2 Аутентичность, управление Внешнее управление, реактив,
; изнутри ное реагирование
3 Способность к самотрансформации Неизменность, стабильность
4 Способность к саморазвитию Репродуктивное поведение
5 Чувство перспективы, ориентация Бесперспективность, безна- на будущее дежность
6 Многоплановая жизнь Одноплановое существование Сильное изменение или выпадение одного из параметров субъектности может привести к разрушению Г гештальта, всего образа жиз­
НI1. ЭТО И происходит, когда человек попадает в состояние объекта, при котором один какой-то аспект жизни начинает все остальные ее стороны, как, например, выпивка для алкоголика или наркотик Я наркомана. Как уже говорилось, основная задача психотерапии - освободить
К,lиента от состояния объектности, пробудить в
16
нем качества субъекта, способность решать свои проблемы самостоятельно. Парадокс состоит в том, что обычно клиент приходит к психологу в надежде переложить на него груз ответственности за решение своих проблем и сохранить свое состояние объекта в другой форме .

� ПОМОЩЬ заключается в том, чтобы делать человека сильнее, свободнее, чтобы он сумел сам выйти из своего психологического тупика, иначе через какое то время он снова в него попадет. Однако чтобы эффективно помогать в высвобождении из подобного тупика, следует ясно представлять, каким образом человек туда попадает. Поэтому рассмотрим модель психологического тупика (проблемы, в котором обычно пребывает клиент психотерапевта, в результате чего и оказьmается в роли Страдающего объекта. Из последующего будет понятно, как осушествляется переход из состояния субъекта в со­
СТОЯЩ1е объекта ив каком направлении необходимо вести работу для освобождения клиента. Контрольные вопросы

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом