Главная страница

Громов Ю.И._Воспитание пластической культуры актера средствами танца. Громов Ю.И._Воспитание пластической культуры актера средствами т. Учебное пособие по курсам Основы режиссуры и актерского мастерства и Хореографическое искусство


НазваниеУчебное пособие по курсам Основы режиссуры и актерского мастерства и Хореографическое искусство
АнкорГромов Ю.И._Воспитание пластической культуры актера средствами танца.doc
Дата04.04.2018
Размер218 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГромов Ю.И._Воспитание пластической культуры актера средствами т
ТипУчебное пособие
#43235
страница1 из 5
Каталогanastasiavola

С этим файлом связано 16 файл(ов). Среди них: Громов Ю.И._Воспитание пластической культуры актера средствами т, Vanslov_V_V_-_Balety_Grigorovicha_i_problemy_khoreografii.pdf, V_I_Uralskaya_Rozhdenie_tantsa.pdf, N_I_Bochkareva_Russkii_774_narodnyi_774_tanets_Teoria_i_metodika, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf и ещё 6 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

Ю. И. Г Р О М О В

ВОСПИТАНИЕ

ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ АКТЕРА СРЕДСТВАМИ ТАНЦА

Учебное пособие по курсам «Основы режиссуры и актерского

мастерства» и «Хореографическое искусство»

ПРОФИЗДАТ - 1971

ВВЕДЕНИЕ

Советский драматический театр, утвердив на сцене искус­ство социалистического реализма, своими творческими достиже­ниями завоевал мировое признание.

Драматическое искусство наших дней несет на себе печать времени с чертами бурного обновления и диалектического раз­вития. Для современного театра характерно активное познание действительности, лучших, типичных сторон психологии совре­менного героя. Всестороннее расширение жанрового многообра­зия репертуара, активное стремление режиссуры добиваться наи­более ясного и полного выражения авторского замысла, рост мастерства актера — вот типичные особенности современного театра. Именно они создают почву для идейного, духовного и эмоционального обогащения нашего современника, воспитания его коммунистической убежденности, его созидательных способ­ностей.

Деятельность КПСС и Советского государства в области раз­вития культуры и искусства создает широкие возможности обогащения духовной жизни народа, ставит перед советским театром важнейшую проблему подготовки актеров и режиссе­ров, способных показать народу «во всем его величии и во всей его прелести наш демократический и социалистический идеал» ', создавать образы героев, пример которых учит, как надо жить и действовать.

Творчество актера является в определенном смысле истори­ческой и классовой категорией. Его сценическая жизнь высту­пает как явление, имеющее объективный общественный смысл и, следовательно, идеологическое значение. На этой основе мож­но сформировать будущего художника советской сцены не толь­ко как поэта, способного воплощать образы большого социаль­ного и художественно-эмоционального звучания, во и гражда­нина. «В целях более полного удовлетворения духовных потреб­ностей народа обеспечить дальнейшее развитие печати, телевидения, радио, литературы и искусства...», — записано в

___________________________

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 11, стр. 103.

стр. 3

Со­временная театральная педагогика должна изучить, определить и передать будущему актеру все те знания и средства, которые сформируют его нравственный и профессионал мили облик.

Предлагаемая работа «Воспитание пластической культуры актера средствами танца» рассматривает один из значительных и актуальных разделов современной театральной педагогики. Это — влияние хореографического искусства па создание оспой физической, пластически образной выразительности и актер­ском творчестве.

Одна из тенденций развития современного театра заключается в максимальном расширении форм и средств сценического выражения, необходимых для воплощения многообразно­го, психологически и философски насыщенного, сложного пи своей образно-действенной структуре репертуара.

Выразительные формы и средства театрального искусства, выступая как важнейшие компоненты спектакля и роли, проявляются в синтезе, взаимопроникая и расширяя друг друга. Крупнейший советский режиссер, доктор искусствоведения, народный артист СССР, профессор Г. А. Товстоногов пишет: «И на данном этапе одним из основных признаков современного стиля я считаю высокую поэтическую правду на театре. Искусство внешнего правдоподобия умирает, и весь арсенал его средств должен уйти на слом. Возникает театр другой, поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, кон­кретности выразительных средств» 2.

Современный интеллектуальный театр требует от актера но только глубокого аналитического подхода к роли, но и высокой степени интеллигентности, непосредственности, эмоциональной возбудимости, подлинного артистизма сценического искусства, которые достигаются безупречным владением техникой искус­ства и, в частности, безупречным владением телом. Пластиче­ские выразительные средства занимают все большее действенное место в современном драматическом искусстве, выдвигая перед актером ряд сложных задач расширения двигательных возможностей его творческого организма.

Задачей современного театроведения является извлечение из системы К. С. Станиславского всех таящихся г, пей и еще нераскрытых положений, дающих возможности для конкретного

______________________________

1 Г. А. Товстоногов. О профессии режиссера. М.,ВТО, 1967, стр. 118

стр. 4

решения творческих задач сценической современности. Крайне важно найти в системе то законы, которые, являясь, основой пластического развития, станут действенным средством в сегодняшней театрально-педагогической практики. Учение К. С. Станиславского о пластической стороне воспитания актера находит свое практическое воплощение в сойотской тем тральной школе и выражается в создании комплекса специальных вспомогательных дисциплин (танец, ритмика, основы сценического движения, сценическое фехтование). Именно комплексное влияние этих предметов наряду со словом и вокалом обеспечивает проявление в драматическом искусстве развитой двигательной культуры актера, способного выполнить любые творческие требования современного театра.

В конце своей жизни К. С. Станиславский, обеспокоенный отсутствием в творческом процессе возможностей для гармонического развития всего аппарата актера, подверг свою систему критическому анализу. Он пришел к выводу, что только физи­ческие действия актера, от его физической реакции до после­довательной и протяженной цепи физических действий на сце­не, способны вызвать мысль, волевое побуждение и эмоциональ­ную окраску. Создав «метод действенного анализа», К. С. Ста­ниславский нашел ту отправную, опорную ступень в творческом процессе, которая ведет актера от сознательного к подсозна­тельному.

Оценивая значение этих научно-творческих открытий Ста­ниславского для театра и его педагогики Г. А. Товстоногов пишет: «Благодаря методу действенного анализа мы имеем воз­можность на самом первом этапе работы переходить, так ска­зать, к «разведке телом». Когда мы нагружаем и насыщаем актера знаниями о роли, об обстоятельствах пьесы, он стано­вится похожим на рахитичного ребенка — голова огромная, а ножки подгибаются под тяжестью головы... он остается беспо­мощным в главном — в физической реализации роли» 1.

«Последние открытия» К. С. Станиславского, увенчавшие его систему, являются универсальным творческим методом и создают возможности выразить черты нового, активно борю­щегося героя, созвучного нашей эпохе. Значение этих открытий в том, что они становятся основой мастерства современного актера, способного создавать художественные образы, глубина и значительность которых соответствовали бы уровню мышле­ния современного зрителя.

Учение К. С. Станиславского о действенном анализе роли, о психофизическом действии актера, живущего в образе, ставит перед театральной педагогикой проблему овладения будущими актерами высшими формами мастерства — органикой в

_____________________________

1 Г. А. Товстоногов. О профессии режиссера. М., ВТО, 1957, стр. 260.

стр. 5

сценическом поведении. Развитая пластическая культуры актера — составная часть выполнения этой творческой и педагогической задачи. Исходным для исследования и практического решения поставленной проблемы является положение, выдвинутое авто­ром капитального труда «Основы сценического движения» И. Э. Кохом, который пишет: «Основным назначением творче­ских рассуждений по вопросам пластической культуры актера является выяснение закономерностей, определяющих органику физических действий на сцене» 1. «Выразительный потенциал актерского тела» 2 в современном драматическом театре должен быть широк и многообразен. Он должен быть подготовленным к решению сложнейших творческих задач по воплощению тон­ких и сложных произведений драматургии в пластически со­вершенной форме. Эта форма как средство сценической вырази­тельности выявляется в мизансцене современного театра, кото­рая, испытывая влияние кинематографа, приобретает особую зрелищную образность, длящуюся во времени. Культура дви­жения актера создаст широкие возможности действенной пла­стики как способности выражения внутреннего содержания сценического эпизода, образа, то есть темы. Именно поэтому проблема воспитания актерского тела на материале разнообраз­ных и сложных пластических сочетаний, выражающих дейст­вие, имеет первостепенное значение.

«Есть ли еще критерии подлинного сценического решения? Одним из них является наличие пластической, музыкальной, ритмической выразительности. Пластическое решение спектакля должно быть... максимально понятным даже без наличия слов» 3. (Курсив мой. — Ю. Г.).

Задачи подготовки современного актера выдвигают необхо­димость исследования влияния вспомогательных предметов, по­могающих овладению драматическим искусством.

Танец наряду с другими вспомогательными предметами го­товит пластически высокоразвитое тело, которое, по определе­нию доктора искусствоведения В. М. Красовской, является «материалом танца»4. Воспитание пластической культуры актера средствами танца состоит в развитии и расширении вырази­тельности актерского тела, а также в осуществлении «верной настройки тела» 5, то есть создания возможностей целенаправ­ленного и образного сценического действия. Исследование раз­личных проявлений хореографии в драматическом искусстве,

______________________

1 И. Э. Кох. Основы сценического движения. Л., «Искусство». 1970, стр. 42.

2 Термин профессора Л. Ф. Макарьева.

3 Г. А. Товстоногов. О профессии режиссера. М., ВТО, 1967,
стр. 226—227.

4 В. М. Красовская. Статьи о балете. Л., «Искусство», 1967,
стр. 123.

5 Термин И. Э. Коха.

стр. 6

изучение и определение места и роли танца в органическом процессе воспитания актера драмы является решением одной из важных и еще нераскрытых проблем театральной педаго­гики.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ВОСПИТАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Танец как средство психофизического творческого воспита­ния и обучения организма актера всегда занимал значительное место в театральной педагогике. Многие выдающиеся актеры и режиссеры русского, советского и зарубежного театра высоко оценивали значение хореографического воспитания для полно­ценного развития творческого организма актера. Тем не менее в современном искусствоведении и театральной педагогике изу­чение теоретических, творческих, дидактических основ этого воспитания не предпринималось. А это в свою очередь затруд­няет анализ эмпирического опыта многолетней практики препо­давания танца в театральных вузах, народных театрах и сту­диях, необходимый для выявления скрытых и неиспользуемых возможностей театрально-хореографической педагогики. Автор единственного в СССР учебного пособия по танцу для театраль­ных вузов Е. Д. Васильева отмечает: «Нет также исследований, посвященных задачам и методике преподавания танца в теа­тральных вузах» '. Именно это обстоятельство является причи­ной отсутствия единства в понимании научных предпосылок и творческих задач обучения танцу, а следовательно, и наличия разнобоя в преподавании.

Таким образом, для успешного воспитания пластической культуры актера средствами хореографического искусства не­обходимо:

  1. Изучить закономерности слияния и взаимодействия психической и физической деятельности организма в специфическом процессе танцевального воспитания и обучения.

  1. Определить воздействие танца на совершенствование психофизического аппарата актера.

  1. Определить закономерности, на основе которых воспитанные на танце навыки находят выражение в драматическом искусстве.

  2. Научно обосновать особенности обучения взрослых людей
    искусству танца.

Изучение закономерностей танцевальной подготовки актера драмы, создание основ для воспитания средствами хореографии его выразительности возможно на основе теорий К. С. Стани­славского, А. Я. Вагановой, педагогического опыта

____________________________

1 Е. Д. Васильева. Танец. М., «Искусство», 1968, стр. 5.

стр. 7

продолжателей их учений. Материалистическим фундаментом этого ис­следования являются достижения русской и советском школы психологов и физиологов. При этом следует выделить тенденции идейного родства К. С. Станиславского и И. П. Павлова, материалистической основы и диалектического характера их учений. Последние работы обнаруживают важнейшее значение взаимосвязи двух наук именно для исследовании и решения проблемы воспитания и развития творческого организма актера, совершенствования его психофизической мобильности. «Творческий контакт между искусствоведением и физиоло­гией должен иметь особое значение для театральной педагогики, для научно обоснованной методики воспитания будущего актера»1. Именно поэтому первым разделом в воспитании пластической культуры средствами танца является совершенствование психофизического аппарата актера. Оно состоит и развитии качеств психики (воли, внимания, памяти), воспитании психофизических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, ритмичности, музыкальности и танцевальности), обучении танцевальным навыкам. Другим, не менее значительным разделом развития двигательной культуры средствами танца является хореографический «тренинг и муштра» (танцевальный экзерсис) и его влияние на воспитание гармонично развитого актерского тела. «Нам нужны крепкие, сильные, развитие, про­порциональные, хорошо сложенные тела, без неестественных излишеств», — писал К. С. Станиславский 2.

Развитие и совершенствование в процессе танцевальных за­нятий таких специфически театральных и поэтому особо необходимых актеру психофизических качеств, как «ритмичность», «музыкальность» и «танцевальность», — следующий значитель­ный раздел хореографического обучения. Однако изучение пред­ставленных разделов не исчерпывает данную тому. Дли полно­ценного воспитания пластичного актера в театрально хореогра­фической педагогике имеется широкая область образования и обучения актера на материале народного, историко-бытового и современного бального танца. Наличие этого раздела и танце­вальном воспитании актера диктуется необходимостью изучения будущими актерами пластических характеристик различных эпох и национальностей, а также их социально бытовой харак­теристики и национальных особенностей, выраженных в образ­ной хореографической сущности национальных, историко-бытовых и современных бальных танцев.

Отсутствие изученного материала, научно и методиче­ски обоснованных принципов его отбора порождает субъектив­ный подход в вопросах включения и программу тех или иных

_________________________

1 П. В. Симонов. Метод Станиславского и физиология эмоции.

М., АН СССР, 1962, стр. 122.

2 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3, М., «Искусство», 1955, стр. 33.

композиций, ведет к переносу устаревших «балетных штампов» в танцевальные этюды и сцепы, дает обучающемуся далеко не полное и одностороннее танцевальное развитие. Кроме этого, и практике обучения танцу почти полностью отсутствуют необходимые для широты пластических возможностей актера композиции современных бальных танцев. Одним из действенных способов решения этой педагогической задачи является изучение репертуара современного театра, произведений драматургии и хореографии. Такой анализ позволит произвести отбор хореографического материала из сокровищницы народного, историки бытового и современного бального танца, его изучение и создает возможности обоснованных рекомендаций для включения определенных образцов в программу обучения. Владеющий сти­левыми и орнаментальными особенностями бытовых и народных танцев актер сможет пластически действенно и разнообразно интерпретировать сложные произведения драматургии, прости­рающиеся от античности до наших дней.

Разделом, завершающим воспитание пластической культуры актера, является проблема соединения танца и речи, танца и вокала, танца и движенческих дисциплин (ритмики, фехтова­ния, движения). Именно этот раздел является важнейшим в творческом тренинге. Он создает навыки речедвигательной и вокально-двигательной координации как одной из сторон в овла­дении драматическим искусством.

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом