Главная страница

Учебное пособие подготовлено во Всероссийской академии внешней торговли, г. Москва


Скачать 7,18 Mb.
НазваниеУчебное пособие подготовлено во Всероссийской академии внешней торговли, г. Москва
АнкорGrinenko_G_V__Khrestomatia_po_istorii_mirovoy_kultury.pdf
Дата13.02.2017
Размер7,18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGrinenko_G_V_Khrestomatia_po_istorii_mirovoy_kultury.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#13486
страница1 из 104
Каталогid257958781

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Obschestvoznanie_EGE-2016_Tipovye_testovye_zadania.pdf, Makkefri_Enn_Polet_drakona.pdf, Obschestvoznanie_EGE-2016_25_tipovykh_variantov_FIPI.pdf, Grinenko_G_V_Khrestomatia_po_istorii_mirovoy_kultury.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   104


УДК 1/14 ББК87.3я73 Г85
Учебное пособие подготовлено во Всероссийской академии внешней торговли, г. Москва
Гриненко Галина'Валентиновна доктор философских наук,
профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Всероссийской академии внешней торговли (г. Москва, завкафедрой гуманитарных дисциплин
Института международных экономических отношений
(г. Химки Московской области)
Гриненко Г.В.
Г85 Хрестоматия по истории мировой культуры Учебное пособие. — е изд, перераб. и доп. — М Высшее образование, 2005. — 940 с Книга Г.В. Гриненко представляет собой собрание текстов выдающихся мыслителей и ученых, писателей и художников
— как прошлых веков, таки наших современников, — раскрывающих суть и природу наиболее значимых явлений мировой культуры. На протяжении многих лет преподавательской и исследовательской работы эти тексты специально отбирались автором из необъятного моря литературы, посвященной той или иной теме. Хрестоматия освещает громадный период развития мировой культуры от первобытного общества до XX века. Истории культуры России посвящена отдельная глава
Особым достоинством книги являются комментарии ко всем ее основным разделам. Благодаря им автор в лаконичной, но чрезвычайно насыщенной содержанием форме изложил, по сути, свою оригинальную концепцию истории мировой культуры.
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений и всех, кого интересует история мировой
культуры.
УДК 1/14 ББК87.3я73
По вопросам приобретения обращайтесь в кнтготоpr «Юрайт»
Тел.: (095) 744-00-12. E-mail: sales@urait.ru, Покупайте наши книги в нашем офисе 140004, Московская область, г. Люберцы, й Панковский проезд, дом 1;
— через службу «Книга-почтой»: 140004, Московская область, г. Люберцы, й Панковский проезд, дом 1;
— через Интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: books@books.urait.ru.
© Гриненко Г.В., 2005 ISBN5-9692-0019-0 © ООО«Высшее образование, 2005
Содержание
Предисловие к третьему изданию.................................................7
Первобытная культура и культура Древнего Мира Культура первобытного общества...............................................13
Первобытная культура. Традиционная культура
Культура Древнего Египта..........................................................46
Религия и мифология. Государство и право. Письменность и книги. Литература. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура Древней Месопотамии.................................................75
Религия и мифология. Философия. Государство и право. Письменность и книги. Школа и обучение. Литература. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура древних евреев.........................................................105
Религия и мифология. Философия. Государство и право. Письменность и книги. Школа и обучение. Литература. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Быт и нравы
Культура Древнего Ирана........................................................136
Религия и мифология. Государство и право. Письменность.
Школа и обучение. Литература. Музыка. Архитектура и строительство.
Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура Древней Индии.........................................................166
Религия и философия. Буддизм. Государство и право. Письменность и книги. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура Древнего Китая......................'...................................209
Религия и философия. Государство и право. Письменность и книги. Школа и обучение. Литература. Музыка. Архитектура и строительство Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура Древней Греции........................................................242
Религия и мифология. Философия. Государство и право. Письменность и книги. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура Древнего Рима.........................................................293
Религия и мифология. Философия. Государство и право. Письменность и книги. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура древних цивилизаций Америки.................................340
Религия и мифология. Философия. Государство и право. Письменность и книги. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура Средневековья и Возрождения Средневековая культура Востока (Индия, Китай, Япония).......378
Индия. Религия и церковь. Философия. Государство и право. Книги и библиотеки. Школа и обучение. Литература. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы. Китай. Религия и церковь. Философия. Государство и право. Книги и библиотеки. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Япония. Религия и церковь. Философия. Государство и право. Книги и библиотеки. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Быт и нравы
Средневековая культура мусульманского мира.........................437
Религия и церковь. Философия. Государство и право. Книги и библиотеки. Школа и обучение. Литература. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура Византии..................................................................479
Религия и церковь. Философия. Государство и право. Книги и библиотеки. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Европейская культура Средневековья.......................................522
Религия и церковь. Философия. Государство и право. Книги и библиотеки. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Европейская культура эпохи Возрождения...............................581
Религия и церковь. Философия. Государство и право. Книги и библиотеки. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Культура Нового времени Культура эпохи Просвещения...................................................640
Философия. Наука. Религия и церковь. Государство и право. Школа и обучение. Книги и библиотеки. Газеты и журналы. Литература. Театр и драматургия Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Быт и нравы
Европейская культура XIX века...............................................688
Наука и техника. Философия. Религия и церковь. Государство и право. Периодическая печать. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Балет. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство Кинематограф. Быт и нравы
Мировая культура XX века Наука и техника. Философия. Религия и церковь. Массовое общество и массовая культура. Средства массовой информации. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Кинематограф. Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Быт и нравы
История отечественной культуры
Культура средневековой Руси..................................................852
Религия и церковь. Философия. Государство и право. Книги и библиотеки. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия.
Музыка. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы
Русская культура Нового времени. Государство и право. Религия и церковь. Философия. Наука и техника. Книги и периодическая печать. Школа и обучение. Литература. Театр и драматургия. Балет. Кино. Музыка. Архитектура и строительство. Музеи. Изобразительное искусство
Русская культура послеоктябрьского периода..........................933
Предисловие к третьему изданию
Прошло уже более пяти лет с тех пор, когда вышло второе издание этой книги. И я уже устала отвечать, что она давно распродана, когда знакомые и незнакомые люди, студенты и преподаватели обращались ко мне с вопросом где можно найти мою Хрестоматию по истории мировой культуры Наконец-то ситуация изменилась, и теперь я с радостью могу сказать книга есть во всех книжных магазинах.
За прошедшее время текст Хрестоматии был несколько переработан — в основном, в сторону расширения. Небольшие изменения есть во многих разделах книги, но один из них — Культура
XX века — изменился кардинально, увеличившись в объеме и получив новое осмысление. Эта работа была самой сложной всегда трудно говорить о культуре, в рамках которой живешь сам. Именно поэтому в данном разделе особенно много моих примечаний, сделанных для того, чтобы читателю было проще разобраться в рассматриваемых проблемах.
На Земле существовало и существует множество народов, каждый из которых обладает своей особой и неповторимой культурой. На эту тему написаны сотни тысяч книги статей научных и популярных, основанных на документах и легендах, рассказах путешественников, а то и анекдотах. Чаще всего эти книги весьма интересны, и читатель с удовольствием погружается в необычный и увлекательный мир, в котором жили или живут наши соседи по планете Земля. Но слишком много — это не всегда хорошо, ведь в океане книг можно просто утонуть. Вместе стем многие особо интересные книги труднодоступны. Попробуйте отыскать в магазине Историю
Геродота или, например, «Риг-веду»! Отчасти решить эту проблему помогает Хрестоматия по истории мировой культуры в ней собраны отрывки из десятков книг лучших авторов, писавших поданной теме.
В одной книге невозможно рассказать обо всех культурах, задача этой Хрестоматии скромнее дать общее представление об основных этапах развития человеческой культуры и особо ярких и важных для человечества в целом цивилизациях. Поэтому общий принцип построения Хрестоматии — хронологически-типологический. В истории человечества выделяются основные периоды (эпохи первобытное общество и Древний мир, Средневековье и Возрождение, и, наконец, Новое время.
Но эта периодизация, созданная на базе изучения европейской истории, далеко не всегда подходит для других районов мира. Так, строго говоря, эпоху Возрождения имеет смысл выделять только для европейской культуры, а эпоху Просвещения (в рамках Нового времени) — для европейской и североамериканской. Кроме того, хронологические рамки культур одного типа далеко не всегда совпадают. И при решении вопроса о том, следовать ли в первую очередь собственно хронологии или же типологии культур, предпочтение было отдано типологии. Поэтому доколумбовы цивилизации Америки рассматриваются в разделе Древний мир, хотя большинство из них существовало в то время, когда в Европе царило Средневековье. А в разделе Средневековая культура Востока рассказ о культурах Индии, Китая и Японии доводится до середины XIX в. и даже начала XX в, те. времени, до которого там действительно сохранялся данный тип культуры, нов Европе и Северной Америке давно уже существовала культура Нового времени.
В отдельном разделе очень кратко, даже схематично рассматривается история отечественной культуры. Решение об этом было принято сознательно ограниченный объем книги не позволил отвести русской культуре столько места, сколько она заслуживала. В тоже время по истории отечественной культуры существует большое количество легкодоступных читателю книг. Поэтому в Хрестоматии даны относительно подробный рассказ о менее известной широкому кругу читателей культуре средневековой Руси, фрагментарный рассказ о русской культуре Нового времени и совсем схематичное изложение культуры послеоктябрьского периода. Общая цель всего этого раздела — скорее, обозначить место русской культуры в истории мировой культуры, а не создать всестороннее представление о ней.
Для удобства читателей (в частности, это поможет студентам при подготовке к экзамену) каждый раздел имеет несколько рубрик Философия, Литература, Музыка и т.п. В целом система рубрик единообразна для всех разделов, но некоторые изменения в ней все-таки есть, что зависит от особенностей рассматриваемой в разделе культуры. Понятно, что новые рубрики, такие как Кино, Балет и т.п., появляются только тогда, когда возникают соответствующие явления. В других случаях на смену одним рубрикам приходят другие Так, если в разделах, посвященных культуре Древнего мира, имеется рубрика Письменность, тов разделах, относящихся к культуре Средневековья и Возрождения, вместо нее появляется рубрика Книги и библиотеки, а в разделе Мировая культура XX века — Средства массовой информации».
В Хрестоматии фигурируют имена многих богов, культурных героев и прочих персонажей, но ударения не проставлены. В ряде случаев
(особо это относится к культурам Древнего мира) современный уровень науки вообще не позволяет восстановить правильные ударения. В других случаях читатель может узнать, как правильно произносятся эти имена, непосредственно из тех книг, откуда взяты тексты, или из специальных словарей и справочников. Рекомендую для этой цели в первую очередь использовать Мифы народов мира Энциклопедия В 2 т.».
В конце каждого текста в Хрестоматии приводятся имя автора и название книги, откуда текст взят. Названия этих книг (особенно если бни длинные) даются сокращенно. В конце каждого раздела имеется список литературы, из которой взяты приводимые в разделе тексты.
Все тексты, напечатанные в Хрестоматии мелким шрифтом, написаны автором-составителем.
Одна из особенностей этой Хрестоматии состоит в том, что ее можно читать по-разному: конечно, как и любую другую книгу, ее можно просто открыть на первой странице и читать все подряд до самого конца (и я знаю людей, которые таки поступили и уверяли, что это было интересно. Но ею можно пользоваться и как справочником, например, перед путешествием в Египет сесть и прочитать раздел Культура Древнего Египта, чтобы, залезая на пирамиду, заранее знать, куда ты все-таки карабкаешься. А если через два дня предстоит сдавать экзамен по культурологии, то лучше свериться со списком экзаменационных вопросов и сосредоточиться только на тех
культурах, о которых вас могут спросить, все остальное оставив на каникулы. Но кое-кто говорит, что интереснее всего открыть Хрестоматию наугад в любом месте и читать до тех пор, пока не отвлекут неотложные дела. Способ чтения выбирайте сами!
Самое приятное для автора в Предисловии — это возможность поблагодарить за помощь хороших людей. Прежде всего большое спасибо моим бывшим студентам зато, что они когда-то уговорили меня написать эту книгу, а нынешним студентам — зато, что они с удовольствием учатся по ней. Правда, некоторые из них, впервые увидев этот объемный том, горестно ахают И все это мы должны выучить Зато другие (правда, через несколько лет после того, как экзамен уже сдан) вдруг подходят и начинают ее хвалить.
Я по-прежнему храню в душе благодарность всем, кто помогал мне в сборе материалов — прежде всего И. Зюковой, ив работе над рядом тем по истории кино и фотографии — С. Вельской, В.
Возняк, И. Клоповой, по истории русской культуры — Н. Абрамян. Особая благодарность — А.
Смирнову, который когда-то в любое время дня и ночи объяснял мне по телефону, на какие кнопки надо нажимать, чтобы сканер сканировал, принтер печатала компьютер занимался Хрестоматией, а не своими личными проблемами.
10
Громадное Спасибо издательству «Юрайт», которое уже в третий раз выпускает эту книгу, редактору первого и второго издания — ГЛ. Гуртовой и моему нынешнему редактору Е.А.
Журко, верстальщику ИВ. Соколовой, художнику-оформителю А.В. Мурашеву, а кроме того — руководителю гуманитарного направления В.П. Рогову, который не только курировал работу в целом, но и сделал ряд ценных замечаний по содержанию текста,
И, наконец, опять, снова и всегда Светлая память моему отцу ВТ. Гриненко, чье сочувствие, помощь и понимание позволили создать эту книгу.
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Исторический История культуры первобытного общества охватывает очерк громадный промежуток времени — от возникновения человека и до сегодняшнего дня, так как и сейчас на земле существуют народы, ведущие первобытный образ жизни. В современной науке принято различать собственно первобытную культуру, существовавшую до возникновения цивилизации, те. примерно до IV—III тыс. до н.э., и традиционную первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и уровня, вплоть до современной.
Первобытная культура во всех ее аспектах изучается археологией, традиционная — этнографией. Все, что мы точно знаем о первобытной культуре, связано только с сохранившимися материальными предметами орудиями труда, постройками, захоронениями и т.п.
Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры возникают религиозные представления и мифология, музыка, танцы, театрализованные действия, архитектура и изобразительное искусство. Но за исключением двух последних, обо всем остальном можно только строить догадки. Так, обнаружив, что глиняное изображение медведя носит следы ударов копьем, можно предположить, что здесь имел место магический обряд заколдовывания медведя, который должен был обеспечить победу над ним охотников. Нахождение захоронений, где, например, покойник лежит в позе эмбриона, а тело его натерто красной краской, позволяет предположить наличие веры в посмертное существование или в перерождение. Основной материал для подобных реконструкций дает изучение традиционной культуры, осуществляемое этнографами. Именно ее исследования позволяют во многом понять первобытную культуру, но требуется большая осторожность в перенесении категорий и оценок с традиционной культуры на первобытную. Нельзя забывать, что при всем консерватизме традиционной культуры, она несомненно несколько изменилась за те тысячелетия, которые прошли со времен собственно первобытной культуры.
Характерная особенность традиционной первобытной культуры — синкретизм все стороны духовной культуры существуют в синтезе, и они настолько тесно переплетены, что только условно можно говорить отдельно об изобразительном искусстве, танцах, пении, мифологических и магических представлениях и т.п.
В данном разделе сначала представлен материал о первобытной, а затем о традиционной культуре.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   104

перейти в каталог файлов
связь с админом