Главная страница

Философия и медицина. Учебное пособие Тула 2002


Скачать 0,56 Mb.
НазваниеУчебное пособие Тула 2002
АнкорФилософия и медицина.pdf
Дата20.11.2016
Размер0,56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofia_i_meditsina.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#5789
страница1 из 6
Каталогid93962299

С этим файлом связано 36 файл(ов). Среди них: Patologia_endokrinnoy_sistemy.doc, Testy_Obschaya_Patologia_na_2012-2013.doc, Mestn_rasstr_krovoobrasch.doc, komplekt_testov.rar, analgetiki_i_npvs.doc, exam_quest.doc, Analizy_krovi.doc, img044.jpg, ZippO__Ya_pomenyayu_ringtone.mp3 и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования Российской федерации Тульский государственный университет ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА Учебное пособие Тула 2002

2
УДК 130.3 Философия и медицина Учебное пособие /В.П.Кондратьев: Тул. Гос. Унт. – Тула, 2002. – с Пособие посвящено рассмотрению ключевых вопросов взаимодействия философии и медицины. Затрагиваются исторический аспект этого взаимодействия, а также актуальные философские вопросы медицинской теории и практики трактовка базовых медицинских понятий здоровье и болезнь, проблемы построения современной общемедицинской теории, основные проблемы биомедицинской этики. Предназначено для студентов-медиков и для всех, интересующихся философскими вопросами медицины. Печатается по решению библиотечно-издательского совета Тульского государственного университета. Рецензенты кафедра гуманитарных дисциплин Тульского филиала Юридического института МВД РФ, начальник кафедры, канд. филос. наук, доц. А.Л.Золкин, канд. филос. наук Т.А.Есина
ISBN 5-7679-0226-7
© В.П.Кондратьев, 2002
© Тульский гос. Университет, 2002
ВВЕДЕНИЕ Курс философии, ориентирующийся на специфику медицинского образования, только начинает входить в практику отечественной высшей школы. Его становление встречает определенные трудности, связанные не только с необходимостью отбора, обобщения и доступного изложения обширного историко-философского и историко-медицинского материала, тес теми усилиями, которые аналогичны, в общем, процессу создания всякого нового курса. Оно предполагает и серьезную творческую работу, которая ставит своей целью выяснить, каково же соотношение философии и медицины сегодня, и каковы тенденции его развития. В настоящее время эта кардинальная проблема взаимодействия философов и медиков остается, пожалуй, наименее продуманной в целом. И это несмотря на то, что человек как главная тема философии ХХ века предопределяет явный интерес философии к медицине, являющейся одной из наук о человеке. С другой стороны, и медицина в своих основных теоретических разделах все в большей степени осознает необходимость в философском фундаменте, без которого дальнейший положительный рост медицинских знаний (противовес накоплению бесконечного количества медицинской информации в рамках все более узких, специальных и при этом все более разрозненных областей медицины) становится проблематичным. Практическая медицина также сталкивается с широким кругом вопросов, решение которых невозможно в рамках одного лишь профессионального медицинского мышления, без привлечения философской традиции. К ним относятся, в частности, проблемы биомедицинской этики, а также проблема воссоздания целостного – духовно-телесного – образа человека как необходимое условие полноценной терапии.
Итак, создание курса философии для медиков, несмотря на все возникающие в связи с этим трудности, представляется сегодня, безусловно, необходимым. Очевидно, что оно не может свершиться в единочасье. Предлагаемый материал представляет, по сути, набросок медицинской составляющей
курса философии для медиков. В связи с этим он должен рассматриваться как дополнение к основному курсу философии, разработанному проф. Ю.М.
Щукиным.
ГЛАВА 1. СОЮЗ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ ВЕХИ ИСТОРИИ
1. Философия и медицина в культурах Древнего Востока. Возникновение врачебных теорий относится к древнейшим временами связано со становлением цивилизаций Шумера, Вавилонии, Ассирии, Египта. Человеческие болезни и смерть являются элементами самого непосредственного человеческого опыта. Они даны человеку прежде любых его попыток осмыслить себя, свое место в мире. Естественное стремление постигнуть природу этих явлений, целенаправленно воздействовать на них служат пер- воначалами знания человека о самом себе. Поэтому есть основания предполагать, что медицина была исторически первой наукой о человеке. Древнейшая медицина имела два направления 1) эмпирическое, основанное на практическом опыте народа и отдельных врачевателей и 2) культовое, или теургическое, основанное на мифолого-религиозных верованиях. О союзе медицины и философии здесь говорить, очевидно, было бы преждевременно. Лишь с зарождением собственно философских учений, наиболее ранние из которых появляются в Индии и Китае, складываются основания подобного рода союза. Философия и медицина в Древней Индии. Духовное наследие Древней Индии носит синкретический характер, то есть сочетает в себе одновременно многие пути постижения, духовного освоения человеком мира. Священные книги древних индийцев – «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарва- веда – содержат элементы мифологии, религии, философии, они включают в себя научные знания (в том числе медицинские, а также моральные и юридические предписания, облеченные к тому же в высокохудожественные формы. Со временем, однако, знания приобретают более специальный характер, благодаря чему появляется и специальная книга, посвященная вопросам медицины- «Аюрведа» (учение о долгой жизни. Характерно, что медицинские взгляды здесь непосредственно опираются на общемировоззренческие и
философские положения, например, научение о трех природных субстанциях (слизь, желчь, прана) и пяти стихиях (земля, вода, огонь, воздух, эфир. Медицинские трактаты, кроме того, содержат этические предписания. В этой связи следует упомянуть так называемую Присягу инициации из
«Чарака-Самхиты», входящей в «Аюрведу», которая по своему духу и содержанию во многом аналогична Клятве Гиппократа» в западной традиции и, возможно, стала ее отдаленным прообразом. Специфика взаимоотношений между медициной и философией в Индии классического периода (V в. до н.э. – Х в. н.э.), то есть эпохи становления и развития таких глубоких религиозно-философских направлений, как брахманизм, буддизм, джайнизм, определяется тем, что в этой философии сфера ма- териально-витальных потребностей человека ив частности, его здоровье, практически никогда не выступает как самоцель. Такой целью в буддизме, например, является достижение состояния нирваны. С другой стороны, целенаправленно обретаемое физическое совершенство в религиозно- философских доктринах Древней Индии нередко рассматривается как одна из важных предпосылок достижения высших состояний духа. Это воззрение стало основанием для выработки довольно обширного арсенала средств исправления и совершенствования телесной природы человека (гимнастика, в том числе дыхательная, различные гигиенические средства и меры и т.д.). Теория и практика совершенствования и созерцания у индийцев получила название йоги (напряжение, тренировка. Существует большое количество разновидностей йоги, в основе которых лежат различные философские доктрины, причем в подавляющем большинстве случаев основным ориентиром в них служит достижение духовного совершенства, мистическое слияние души с Богом, обретение сверхчеловеческих знаний. В ряду различных течений йоги в медицинском аспекте представляет особый интерес хатха-йога.
Хатха-йога наибольшее внимание уделяет вопросу совершенствования физической, телесной природы человека как условия успешной духовной практики. Это позволило заимствовать существенные элементы хатха-йоги западными создателями различных школ оздоровления, психотерапии и психотренинга. Философия и медицина в Древнем Китае. Связь между философскими воззрениями и медициной в Древнем Китае выражена наиболее явным образом. Это, пожалуй, одна из характернейших черт китайской традиционной медицины. Человек здесь рассматривается как микрокосм, что служит основанием для самого детального, скрупулезного выявления аналогий в его устройстве и функционировании с макрокосмом. Специфическое воздействие на становление этого синтетического медико-философского знания оказало запрещение вскрытий тел умерших – под воздействием конфуцианской идеологии уже во II в. до н.э., вследствие чего представление о внутреннем строении человека осталось доступным китайским медикам лишь на основе догадок, косвенных данных, а преимущественно внешних наблюдений. При этом недостаток анатомических и физиологических познаний компенсировался весьма проницательными, вырабатывавшимися на протяжении столетий обобщениями относительно функций организма как целостной системы (каких результат может быть названа, например, не имеющая анатомического аналога, но достаточно эффективная в своих практических приложениях теория меридианов, по которым циркулирует в теле человека жизненная энергия ци), а также развитыми методами диагностики на основе анализа преимущественно внешних признаков (пульс, состояние кожных покровов, радужной оболочки глаз и т.п.). Основой мировоззрения и большинства философских учений Древнего Китая была космогоническая концепция существования двух противоположных сил инь и ян, возникших из первоначально единой энергии ци. Согласно этой концепции, в результате сгущения ци произошло разделение на светлые и легкие ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо и мутные и тяжелые инь-ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю. Чередование инь пассивной силы) и ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в
природе ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло, бодрствование и сон, вдохи выдохи т.д. Взаимодействие инь и ян, по древнекитайским представлениям, рождает все движение в мире и пять первоэлементов воду, огонь, дерево, землю и металл. Эти пять первоначал являются основой всех вещей и последовательными состояниями природы. Учение о пяти первоэлементах и соответствующих им процессах составили основу фундаментальной философской концепции усин. Усин служит своеобразной интерпретацией идеи единого целого, обнимающего всю Вселенную и человека. Человек как микрокосм является отражением Вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Его органы взаимодействуют между собой и окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу. В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо, все части макрокосмоса, а значит и микрокосмоса, имеют общую функциональную структуру. Древнекитайские врачи применяли концепцию усин к жизнедеятельности организма человека и для упорядочения отношений человека и природы. Болезнь при этом рассматривалась как нарушение баланса инь и ян, и проявление диспропорции в циклических взаимодействиях пяти первоэлементов. Задача врачевания состояла, соответственно, в восстановлении различными способами утраченного равновесия. При этом, как и вся восточная медицина в целом, китайская медицина носила преимущественно превентивный характер не в борьбе с болезнями, а в поддержании здоровья как интегральной душевно-телесной характеристики она видела свою цель. Понятие культурно-исторической парадигмы в медицине. Сегодня можно заметить интенсивное проникновение методов традиционной медицины Востока (индийской, китайской, тибетской, мало изменявшихся стечением времени, в современную западную врачебную практику. Этот процесс протекает на фоне того факта, что имеются весьма контрастные различия в глубинных общетеоретических и философских основаниях медицины
Запада и Востока. Различия столь существенны, что можно говорить о двух самостоятельных парадигмах (от греч. παράδειγµα - пример, образец) медицины – западной и восточной, - складывавшихся в обособленных куль- турно-исторических контекстах и под воздействием различных мировоззренческих предпосылок. Сопоставление двух этих парадигм представляет собой важную, но пока в полной мере нерешенную теоретическую задачу. Здесь можно обозначить лишь наиболее заметные различия. Запад Восток
1. Преобладание аналитических подходов, исследование морфологии и функций организма в свете морфологии и функций его составляющих – от отдельных органов до отдельных тканей, клеток, вплоть до органических молекул.
1. Преобладание синтеза, методов индукции и аналогии в построении медицинских теорий, взгляд на человека как микрокосм, или модель Вселенной в миниатюре. Невысокий уровень анатомо-физиологических познаний.
2. Редукционизм, приводящий, среди прочего, к разделению психического и соматического в человеке как следствие, концентрированность на телесности человека в отвлечении от его духовности.
2. Неуклонное следование целостному видению человека, объединяющее психическое и соматическое, внешнее и внутреннее, распространяющееся на представления о болезни и здоровье человека.
3. Сосредоточенность на болезни и способах ее излечения.
3. Превентивный, профилактический характер медицины, акцент на здоровье, путях его поддержания, методах сохранения активного долголетия.
4. Демократизм медицины, относительно широкая социальная доступность медицинских средств.
4. Наличие большого количества эзотерических, тайных методик врачевания Приведенное сопоставление подсказывает причины характерного для нашего времени повышенного внимания к традиционной восточной медицине на Западе. Оно соответствует наметившимся тенденциям к возвращению в западную медицину целостного образа человека как объекта врачевания, учета такого основополагающего фактора поддержания здоровья как гармония в отношениях с окружающей средой. Этот процесс стимулируется также тем, что многие, некогда эзотерические, тайные методики восточной медицины (например, отдельные техники китайской гимнастики цигун), которыми прежде владели лишь замкнутые сообщества посвященных, сегодня становятся общедоступными.
2. Философия и медицина в Античную эпоху. Философия и медицина в Древней Греции. В отличие от восточной – и особенно китайской – традиции на Западе связи философии и медицины были намного более опосредованными и проявлялись главным образом на уровне общих познавательных установок - аналитизм, рационализм, эмпиризм. (Отметим, что вскрытие этих связей на фоне современной переоценки западной медициной своих фундаментальных оснований представляет особый интерес и является отдельной теоретической проблемой. Представление о человеке как микрокосме, характерное для восточного миросозерцания, имело место и на Западе, однако заметное развитие оно получило лишь в позднеантичную эпоху (ок. V в. н. э) и интерпретировалось преимущественно как взаимное отражение человека и Вселенной в духовном плане, поэтому на медицинские воззрения оно не оказало практически никакого влияния. Более резкое, чем на Востоке, разграничение между различными видами и способами познания (миф, религия, философия, наука, искусство) послужило тому, что медицина уже в Древней Греции превратилась в относительно обособленную сферу теоретической и практической деятельности, сосредоточенную, к тому же, в руках замкнутого сословия врачевателей. В этой связи источниками анализа отношений между философией и медициной здесь
служат, прежде всего, выдвигавшиеся медиками философские тезисы и медицинские взгляды философов. Оговорки заслуживает лишь тот факт, что в доклассическую эпоху в Греции были философы, одновременно являвшиеся медиками, преимущественно теоретиками (Алкмеон, Эмпедокл). Однако дошедшие о них сведения весьма скупы и обрывочны. Наиболее знаменитым медиком классической Древней Греции является
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Известный «Гиппократов сборник содержит ряд трактатов, посвященных врачебной этике (Клятва, Закон, О враче, О благоприличном поведении, Наставления) и оказавших определяющее воздействие на формирование западной традиции биоэтики. Из этих же трактатов мы узнаем об отношении Гиппократа к философии и мудрости (со- фии»). В трактате О благоприличном поведении читаем Поэтому должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть ив медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. Можно заметить из этого отрывка, что сходство медицины и философии во взглядах Гиппократа является преимущественно внешним, а именно, родством и подобием жизненных амплуа. Речь не идет здесь о переносе философских воззрений в медицину. Однако следует прислушаться и к тому, что Платон (427-347), являющийся младшим современником Гиппократа, указывает на черты широкого философского подхода в его медицинских трудах (диалог «Федр»). Платон, в свою очередь, как философ, неоднократно высказывает свои мысли о здоровье, болезни и искусстве врачевания. Антропология Платона, выделяющая в составе человеческой природы душу и тело, не придает существенного значения врачеванию тела – как низшего начала в человеке. Вслед
за своим учителем Сократом Платон рассматривает тело как временную темницу, усыпальницу души, наделенной бессмертием. В диалоге Государство мысли, имеющие отношение к медицине, вписаны в общую канву модели совершенного социального устройства и носят явно социоцентрическую окраску. Здоровье и болезнь рассматриваются как явления, так или иначе отражающиеся на бытии социального целого. Устами Сократа Платон говорит здесь Плотник, когда заболеет, обращается к врачу за лекарством, вызывающим рвоту или усиленное действие желудка, чтобы таким путем избавиться от болезни, а не то просит сделать ему прижигание или разрез. Если же ему назначат длительное лечение, велят кутать голову итак далее, он сразу же скажет, что ему недосуг хворать да и не к чему будет жить, если обращать все внимание на болезнь и пренебрегать надлежащей работой. Распростившись с такого рода врачом, он возвращается к своему обычному образу жизни и, если выздоровеет, продолжает заниматься своим делом если же его тело неспособно справиться с болезнью, наступает конец и избавление от хлопот (405d). В дальнейшем этот пример, как образец должного, проецируется на проблему здравоохранения в идеальном обществе в целом Так не сказать ли нам, что и Асклепию это было известно у кого от природы здоровое тело и кто ведет здоровый образ жизни, но схватил ка- кую-нибудь необычную болезнь, таким людям и при таком их состоянии
Асклепий указал, как надо лечиться лекарствами и разрезами надо изгонять болезни, сохраняя, однако, обычный образ жизни, чтобы не пострадали общественные дела. В случае же внутренних болезней, продолжающихся всю жизнь, Асклепий не делал попыток чуть-чуть облегчить положение больного, различным путем изменяя его образ жизни и тем только затягивая болезнь, и удлинять человеку никчемную его жизнь, да еще дать ему случай произвести, естественно, такое же точно потомство. Кто в положенный человеку срок неспособен жить, того, считал Асклепий, ненужно и лечить, потому что такой человек бесполезен и для себя, и для общества - Ты утверждаешь, что Асклепий заботился об обществе – Это очевидно (407d).
В целом, признавая значение медицины как особой области знания, Платон отводил ей весьма скромную практическую роль. Основными средствами поддержания здоровья он видел надлежащее социальное устройство, обеспечивающее здоровый во всех отношениях климат в обществе, гимнастическое воспитание граждан с самого юного возраста (те. физкультуру, а также принципы евгеники, при которой преимущественное право на жизнь получали бы здоровые люди. У Аристотеля (384-322), бывшего сыном врача и также получившего медицинское образование, вопросы, имеющие отношение к медицине, сконцентрированы, во-первых, в трактате О душе, представляющем начала теоретической психологии, а во-вторых, в Политике, где Аристотель выстраивает свою модель совершенного общества и попутно рассматривает вопросы поддержания здоровья его граждан. Если в первом случае Аристотель рассуждает в сугубо теоретическом духе, анализируя предпосылки восприятия и базовые ощущения у человека и животных, то во втором он дает прямые практические рекомендации, которые во многом аналогичны взглядам на этот счет Платона. Приведем наиболее характерный отрывок Для нормального физического состояния гражданина, для его здоровья, для его способности к деторождению вовсе не требуется физическая мощь атлетов с другой стороны, подходит тут не слишком нежное и слабосильное телосложение, но среднее между обеими крайностями. Тело должно быть развито, ноне посредством изнурительных упражнений и не только в одну сторону, как это бывает у атлетов, но чтобы быть пригодным для деятельности свободнорожденных людей. Это относится одинаково как к мужчинам, таки к женщинам Относительно выращивания новорожденных детей и отказа от их выращивания пусть будет закон ни одного калеку выращивать не следует Политика, 1335b). Значение трудов Аристотеля в развитии медицины определяется главным образом не его собственно медицинскими исследованиями и идеями, а
общим духом строгого систематического знания как основы всякой науки, который он внедрил в европейское теоретическое сознание. Философия и медицина в эллинистическую и римскую эпохи Примеров взаимодействия философии и медицины в эллинистической Греции и Риме весьма немного, несмотря на то, что этот отрезок истории (вторая половина в. дон. э. – V в. н. э) представляет ряд глубоких мыслителей и крупных медиков – теоретиков и практиков. Медицина эллинистической и римской эпох все в большей степени превращается в самостоятельную сферу теоретической и практической деятельности, сконцентрированную на физической, телесной составляющей человеческой природы. Известно, что усилия таких врачей, как Герофил, Эразистрат, Асклепиада и Галена послужили существенному прогрессу анатомо-физиологических знаний. Другой позднеантичный ученый, - Цельс оставил энциклопедический свод медицинских знаний, достигнутых к его времени. Но все это были узкоспециальные эмпирические исследования и научные трактаты. В философии медицинские проблемы также почти не затрагивались. Отношение к здоровью и болезни определялось общей идеологией многочисленных философских школ. Преимущественно же это отношение было индифферентным, равнодушным. Так как, например, с позиций кинизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма, все, относящееся к телесной жизни человека, признавалось лишенным нравственного достоинства, а потому не заслуживающим внимания.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом