Главная страница
qrcode

фрагмент методики математики-3. Учусь считать на пять Методика обучения детей 3-6 лет основам математики. Автор Наталия Владимировна Пятибратова


НазваниеУчусь считать на пять Методика обучения детей 3-6 лет основам математики. Автор Наталия Владимировна Пятибратова
Анкорфрагмент методики математики-3.docx
Дата19.09.2018
Размер1.34 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлафрагмент методики математики-3.docx
ТипДокументы
#53969
страница1 из 2
Каталог
  1   2

«Учусь считать на пять»

Методика обучения детей 3-6 лет основам математики.

Автор - Наталия Владимировна Пятибратова.



ПОСОБИЕ ЗАПАТЕНТОВАНО

«Учусь считать на пять»

Методика обучения детей 3-6 лет основам математики.

Автор - Наталия Владимировна Пятибратова.

Как работать с пособием.

Обучение азам математики не заключается только в заучивании цифр и даже прямому счету до десяти или ста. Для того чтобы хорошо подготовить ребенка к школе, нужно двигаться в следующих направлениях:

1.Знакомим с количествами от 1 до 10, порядковому и обратному счету.

2. Разбираемся с составом числа.

3.Соотносим количества с числами в цифровом выражении.

4.Учим составу числа из единиц.

5.Вводим понятие «ноль».

6.Знакомим с операцией сложения в пределах десяти.

7. Знакомим с операцией вычитания в пределах десяти.

8.Знакомим с числами 11-19

9.Знакомим с числами от 20 до 100.

10. Учим складывать с переходом через десяток.

Эти знания - необходимый минимум для нынешнего шестилетки, у которого школа – не за горами. Существуют методики, позволяющие овладеть порядковым счетом и вычислительными операциями в пределах тысячи, и даже миллиона, однако задача данного пособия – обеспечить прочные знания по «программе минимум». Важно, чтобы любой родитель без дополнительной помощи педагога, специальных семинаров и громоздких дорогостоящих пособий мог научить своего ребенка элементам математики, необходимым для поступления в первый класс. Вот почему предлагаемое пособие не ставит сверхзадач, не предлагает «вырастить гения». Ведь если малыш очень одарен от природы, он сам будет тянуться к освоению более сложных математических умений, и данное пособие будет лишь стартом для этого. Однако для подавляющего большинства ребят математика – дело не простое, поэтому полезно предлагать им не столько «количество», сколько «качество» знаний. Это значит, что, даже научившись считать «двойками», «тройками» со скоростью взрослого человека, зная, что такое «корень» и «возведение в степень» в шесть лет, многие ребята затрудняются в осмыслении состава числа 10. Подумайте: ведь умение с легкостью разложить любое число на меньшие в разных вариантах - это залог успешного освоения сложения, вычитания, умножения и деления. Лучше меньше, да лучше – вот девиз пособия «Учусь считать на пять».

Занятия по этой методике полезны для ребят с трудностями в обучении. Бывает так, что и читает и говорит малыш хорошо, и пальчики без труда пишут буквы, а вот с математикой – беда. Наше пособие поможет малышу в буквальном смысле «потрогать» количества, поиграть с ними, увидеть воочию, как рождаются числа, самому составлять числа, складывать и вычитать. А трафареты (продаются отдельно от комплекта) научат любого малыша-трехлетку правильно писать цифры: сверху-вниз, с верным наклоном и последовательностью элементов. Кстати, цифры тоже можно потрогать, обвести пальчиком, фломастером, карандашом. Такие сложные из-за своей абстрактности понятия как «ноль», «состав числа из единиц», «соотнесение количеств и чисел» - решаются не спеша, вдумчиво, с опорой на основные каналы восприятия: слух, зрение, тактильные и стереогностические ощущения, разве что попробовать на вкус нашу математику не получится. Благодаря нестандартной организации занятий (сидеть за столом не обязательно и даже не желательно), необычным играм-забавам, красочному и простому (а значит - понятному для ребенка) материалу, результаты обучения не заставляют себя ждать.

Тестируем своего малыша.

Каждый родитель хочет пройти этапы любой методики как можно быстрее. Это большая ошибка, так как навязывание ребенку темпов обучения неизбежно ведет к снижению желания заниматься. Для того чтобы понять, что спешить никуда не надо, проверяйте уровень знаний своего малыша в процессе обучения. Вот основные критерии, разработанные в традиционной педагогике для воспитателей детских садов, по которым они ориентируются, когда обучают ребят основам математики. Периодически проверяйте знания вашего маленького ученика. Вы увидите, что вы и так идете с опережением, даже не устраивая серьезных занятий, а только играя по обоюдному желанию.

В 3,6 года ребенок:

  • Владеет прямым порядковым счетом в пределах пяти.

  • Знает названия трех основных цветов (красный, синий, желтый)

  • Может показать и, возможно, назвать цифры 1,2,3.

  • Может показать, где больше, а где меньше предметов.

В 4 года ребенок:

  • Владеет прямым порядковым счетом в пределах 10.

  • Знает названия 6-8 цветов и оттенков

  • Может назвать цифры от 0 до 9 (допускается путаница с 6 и 9)

  • Умеет соотносить количества с числами в пределах 5 (около пяти кубиков положит цифру 5, около трех – цифру 3)

  • Владеет написанием двух-трех цифр.

  • Понимает просьбу «Сделай так, чтобы стало больше на один» («меньше на один»)

В 5 лет ребенок:

  • Владеет прямым счетом в пределах 15.

  • Владеет обратным счетом в пределах 10 (единичные ошибки допускаются)

  • Может назвать цифры от 0 до 9

  • Умеет соотносить количества с числами в пределах 10.

  • Владеет написанием трех-пяти цифр.

  • Понимает просьбы: «Сделай так, чтобы стало больше на один» («меньше на один»), «больше на два» («меньше на два»).

  • Понимает просьбу: «Сделай так, чтобы предметов стало поровну» в пределах шести (в одной кучке два кубика, во второй – 4 кубика; ребенок умеет уравнивать множества).

  • Хорошо понимает состав числа в пределах пяти (число четыре можно составить из 1 и 3, 3 и 1, 2 и 2).

  • Хорошо понимает состав числа из единиц.

Вы убедитесь, что занимаясь и играя с малышом даже в самом невысоком темпе, его уровень знаний из сферы математики будет существенно превышать официальный минимальный стандарт.

Так что – играйте и получайте удовольствие, ведь в перед вами - очень красивый, необычный, а потому интересный математический материал! Такого вы еще не видели!

Что в комплекте?

Вы увидите листы формата А4 с ЧИСЛОВЫМИ ФИГУРАМИ. Это – наш базовый математический материал, такое вот «ноу-хау». Идея представлять количества (некоторое число предметов) в виде целого, неделимого давно практикуется педагогами-новаторами: М.Монтессори, Н.А.Зайцевым, Кюизинером и др. Малышу очень важно подержать в руке твердо зафиксированное количество (не важно, чего именно) так, чтобы оно не рассыпалось, не распадалось на элементы. Представьте: вы даете ребенку пять счетных палочек, утверждаете, что это число пять. А в другой раз это самое «пять» представлено в виде бусин или мячиков. У ребенка-дошкольника (особенно у трехлетки) конкретное мышление, поэтому мячики, бусины и палочки в его восприятии – это никакое не «пять», потому что предметы все время меняются, кроме того, рассыпаются по столу, изменяя свое количество. Все это замедляет освоение первых математических шагов – понимания, что такое количество. Для того чтобы помочь ребенку осознать количество, не пересчитывая его каждый раз, оно должно быть единым целым, однажды и навсегда зафиксированным. Постоянство размера, формы и цвета помогает ребенку без труда определять количество, буквально «на глаз», что в разы облегчает переход к пониманию числа, его состава. Только после игр и упражнений с этим нерушимым единством ребенок легко усваивает абстрактные понятия и арифмитические действия: «число», «цифра», «состав числа», «сложение», «вычитание» и т.д. Дробить и анализировать то, что сто раз держал в руках, с чем привык манипулировать, неизмеримо легче. Итак, наша основная задача – от максимально конкретного – через многократные манипуляции – осваивать абстрактное.

Обычно количества представляют в виде длинных штанг с красно-синими полосками для счета, счетных палочек или пластинок с отверстиями. Мы же предлагаем в этом качестве круг. Замечали, наверное, как невольно хочется сложить некое множество предметов в кучку? Мелочь из кошелька, рассыпавшуюся по столу, крошки от хлеба, бусины от порванных бус? Конечно, так удобнее, а ведь такая кучка очень похожа по форме на круг. Значит, представлять количества в виде круга более естественно, чем в виде линии, потому что удобнее. Все естественное легче воспринимается и запоминается ребенком.

Итак, количества у нас представлены в виде кругов, расчерченных на сегменты (части). В круге – десятке вы увидите десять сегментов. Как представить единое количество «девять»? Очень просто - убрав один сегмент от круга-десяти. Если мы отрежем от десятка два сегмента – получится количество из восьми сегментов - «восемь» и т.д. Самый маленький сегмент, похожий на кусок торта – это один или единица. Получается, что каждый числовой элемент имеет свою форму, цвет даже размер, ведь круг уменьшается по мере удаления сегментов от него. Однажды зафиксированные за каждой числовой фигурой цвет, форма и размер помогают ребенку запомнить количества, которыми очень удобно манипулировать, играть, развивать фантазию. Глядя на фигуры, дети мгновенно реагируют: «А девятки и восьмерки похожи на рожицы с открытым ротиком!», «Пятерка – это шляпка гриба», «Десять – это колесо велосипеда», «Один – как отрезанный кусок от торта!». Между прочим, в пособии предусмотрены игры по конструированию из числовых элементов, выкладыванию узоров, подбору одинаковых цветов и форм. Однако это лишь развлечение, никакой особой математической нагрузки не имеющее. У нас вы не увидите игры для развития логики, мышления, воображения без использования чисел. Комплект призван научить «чистой» математике – то есть работе с количествами, числами, цифрами и вычислительными операциями.

Итак, наши количества – это числовые фигуры. Каждая из них расчерчена на сегменты - единицы, из которых состоит любое число. Цветовая дифференциация закрепляет в памяти наименование числа: красная «долька» - это всегда один; две «дольки» зеленого цвета – всегда два, а золотистые круги – это всегда десять. Цветовой код для облегчения запоминания нередко используется и хорошо «работает». Кроме того, по нашему пособию вы сможете научить малыша соотносить и называть цвета и некоторые оттенки.

Необходимо распечатать несколько экземпляров листов с фигурами, заламинировать и вырезать их по контуру. Дырочки на фигурах удобно делать дыроколом. Советую также с обратной стороны каждой фигуры написать словами числительные: один, два, три, четыре и т.д. Перевернув фигуру, читающие дети быстро вспомнят, что это за число. Магнитная математика расширят игровые возможности, так как фигуры можно будет прикреплять к холодильнику или магнитной доске. Такой комплект можно заказать в компании «Русские магниты».

Кроме числовых фигур вы увидите файлы для распечатки: «Карточки с цифрами и знаками» и печатные задания. Все задания делятся на пять групп:

1 группа: Домашние задания к каждой игре (необходимо распечатать).

Образец:
  1   2

перейти в каталог файлов


связь с админом