Главная страница
qrcode

Удк 372. 3 . 4 Ббк 74. 100. 5 Г62


НазваниеУдк 372. 3 . 4 Ббк 74. 100. 5 Г62
АнкорGolubeva Zakalivanie malysha Posobie dlya rodit.pdf
Дата26.04.2019
Размер0,95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGolubeva_Zakalivanie_malysha_Posobie_dlya_rodit.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#63975
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

УДК
372.3/.4
ББК
74.100.5
Г62
Голубева Л. Г.
Г62 Закаливание малыша : пособие для родителей /Л. Г.
Голубева, И. А. Прилепина; под ред. В. А. Доскина. — М.:
Просвещение, 2007. — 31с: ил. — ISBN 978-5-09-015860-
2.
Авторы предлагают читателям ознакомиться с основными принципами закаливания и оздоровления организма ребенка раннего возраста (до 3 лет). Авторы в доступной форме излагают материал книги, который будет интересен и полезен родителям. В
данном пособии предлагаются методики оздоровления водой, солнцем, воздухом, организованные в повседневных режимных моментах.
УДК
372.3/.4
ББК
74.100.5
Учебное издание
Голубева Лидия Георгиевна Прилепина Ирина
Антоновна
ЗАКАЛИВАНИЕ МАЛЫША
Пособие для родителей
Зав. редакцией С. П. Максимова. Редактор Т. В.
Лаврова.
Художественный редактор О. А. Боголюбова.
Художники И. М. Наумова, В. А. Сацчук, К. Тер-Захарьянц.
Технический редактор И. М. Капранова. Корректоры
М. П. Куликова, Т. Ю. Дубровина
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-
953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с оригинал-макета 26.07.06. Формат 60x90 /
16
. Бумага писчая. Гарнитура
Ньютон. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 2,43. Тираж 5000 экз. Заказ № 3060.
Открытое акционерное общество «Издательство
«Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи,
41
Отпечатано в ОАО «Ивановская областная типография».
153008, г. Иваново, ул. Типографская, 6. E-mail: 091-
018@adminet.ivanovo.ru
ISBN 978-5-09-015860-
2
© Издательство
«Просвещение», 2007
© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2007
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Введение
Традиционно в нашей стране под закаливанием ребенка раннего возраста понимают выработку у него способности противостояния охлаждению. Поскольку жара в средней полосе России нас не балует, противостояние жаре не столь важная проблема. На самом деле, поскольку механизмы закаливания универсальны, нам представляется, что проблема гораздо шире. Вырабатывая устойчивость к холоду, мы тренируем адаптационные механизмы ребенка вообще, тем самым повышая его стрессоустойчивость.
Мнения о важности и необходимости закаливания настолько противоречивы, что родителям порой очень трудно разобраться, а главными исполнителями и ответственными за все являются именно они, родители. Приведем несколько примеров pro и contra.
Таблиц
а 1
За (pro)
Против (contra)
Детей необходимо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни
Детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения
Закаливание необходимо всем детям для повышения стрессо- устойчивости, укрепления их здоровья
Закаливание можно начинать и проводить далее только при полном здоровье детей
Закаленный ребенок болеет меньше, и каждое заболевание протекает легче, несмотря на то что сами закаливающие процедуры не могут полностью исключить заражение вирусной инфекцией
Никакого специального закаливания не требуется, так как есть масса препаратов, повышающих защитные силы организма ребенка
«Мой ребенок закален. Иначе он болел бы чаще...»
«Какое закаливание? Ребенок и так часто болеет...»
Раньше младенцев держали под форточкой, чтобы «запустить» их терморегуляционные механизмы. И
т. д.
■Раньше были другие дети. Был естественный отбор. И т. п.
Если внимательно прочитать и то и другое, можно сказать: «И вы правы, и вы правы...» Даже при самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветра, дождя, сырости. Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для простуды, тем чаще он болеет. Поэтому мнение авторов книги — закаливать, обязательно, с первых дней жизни. Для этого предлагаем вам ознакомиться с основными принципами закаливания, некими «ключами» от тем, которые помогут выбрать необходимое средство, методы закаливания.
В конце данного пособия авторы дают словарь медицинских терминов, которые встречаются в тексте. Для удобства в тексте книги они подчеркнуты горизонтальной линией.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

ЗАКАЛИВАНИЕ Общие принципы
Когда разговор заходит о закаливании, многие представляют себе людей, купающихся в проруби и бегающих босиком по снегу. И
конечно же никогда не болеющих. А воспитатели детских учреждений чаще представляют себе обливание ножек малышей — процедуру очень трудоемкую и потому не вызывающую у них положительных эмоций. Родителей пугают многочисленные цифры и подробное описание методик.
Попробуем разобраться, почему именно дети нуждаются в правильной системе закаливания и что должны знать и делать взрослые, чтобы укрепить здоровье детей.
Кого мы называем по-настоящему закаленным человеком? Того, кто не страдает ни от холода, ни от жары, не боится сквозняков и проливных дождей, легко и без вреда для здоровья переносит любые неудобства повседневной жизни. Следовательно, необходимо закаливать ребенка ко многим факторам внешней среды.
Природа наделила человека огромными приспособительными возможностями, но без постоянной тренировки, надлежащего руководства со стороны взрослого дети не могут реализовать эти возможности. Поэтому нет нужды говорить, насколько велика роль родителей в осуществлении всей системы закаливания, ведь у детей нет другой возможности тренировать и укреплять резервные мощности организма.
Чтобы правильно закаливать ребенка, родители должны
хорошо знать механизмы и принципы действия закаливающих
факторов, методику и технику специального закаливания.
Закалять — это значит систематически, многократно, дозиро-
ванно воздействовать на организм теми факторами, которые
часто являются причиной заболеваний. Закалить — это значит
вызвать устойчивое протекание всех физиологических процессов
при любых изменениях температуры, атмосферного давления,
магнитных и электрических полей Земли и т. д. Закаливание — это
образ жизни!
Процессами образования и отдачи тепла управляют центры, расположенные в гипоталамической области и коре головного мозга.
Сигналы-команды по периферическим отделам нервой системы передаются к «исполнительным инстанциям». Центральная нервная система оказывает на теплопродукцию и теплоотдачу не только непосредственное влияние, но и через железы внутренней секреции: гипофиз, надпочечники, щитовидную железу. (См. рис. 1, 2.)
Вспомним некоторые особенности системы терморегуляции
ребенка.
1.
Недостаточная зрелость всех структур нервной системы ребенка приводит к тому, что теплорегуляция его организма еще очень несовершенна. При одних и тех же условиях у детей раннего возраста температура может быть более высокой, чем у взрослых; иногда температура у ребенка повышается при эмоциональном напряжении, физической активности. Эта особенность заставляет с большой осторожностью подходить к любым, даже очень эффективным для взрослых, методам специального закаливания, ибо реакция на процедуру у ребенка может быть не всегда адекватной.
2.
Кожа ребенка также отличается незрелостью и нежностью всех слоев, в частности мышечных.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

.
Схемы регуляции теплопродукции (рис. 1) и теплоотдачи (рис. 2)
ЦТ — центр терморегуляции, В — периферические отделы нервной системы, К — кровоток, Э — терморецепторы кожи, Р —
терморецепторы сосудистого русла, И — терморецепторы внутренних органов, ТГ — терморецепторы гипоталамуса, Г — гипофиз, Щ —
щитовидная железа, Н — надпочечник. 1 — мышцы, 2 — печень, 3 —
другие внутренние органы, 4 — кожа, 5 — легкие.
При переохлаждении у взрослого человека мышцы волосяных сосочков сокращаются, кожа становится гусиной и поверхность, с которой уходит тепло, уменьшается. Ребенок способен на такую реакцию только с двух — двух с половиной лет. Если всю поверхность кожи взрослого разделить на массу тела, мы получим 0,025 м
2
на 1 кг.
У ребенка это число равно 0,069 м
2
на 1 кг, т. е. на каждый килограмм веса тела у ребенка приходится втрое больше поверхности кожи.
Следовательно, маленький ребенок охлаждается и перегревается быстрее, чем взрослый человек.
3. Одной из ведущих реагирующих систем при закаливающих процедурах является сердечно-сосудистая.
При воздействии холодового фактора на организм эта система проходит две фазы
реагирования: 1) спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним орга-
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
нам — кожа бледнеет и становится холодной; 2) расширение сосудов, прилив крови от внутренних органов к периферии, ощущение тепла.
В настоящее время значительное число детей относится к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья (например, такие, как экссуда-тивный диатез, проявления аллергии, постгипоксическая энцефалопатия, различные заболевания носоглотки). Все эти отклонения могут быть причиной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании, например застоя крови в результате спастического состояния капилляров, которое проявляется в бледности кожи, дрожи, съеживании (поза сохранения тепла).
Сколько бы разнообразных методик специального закаливания ни предлагалось, при организации системы необходимо знать основные принципы и методы закаливания любого организма.
Разберем основные принципы закаливания, без которых эффект от закаливания не может быть достигнут.
Первый принцип. Необходимо
учитывать
возрастные
и
индивидуальные особенности ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуальную чувствительность к действиям закаливающих агентов.
В соответствии с индивидуальными особенностями детей их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка (данные Г. П. Юрко и др.):
I
группа абсолютно здоровые дети, которых раньше
уже закаливали;
II
группа дети, ранее не закаливаемые, находящиеся в
периоде реконвалесценции (выздоровления) после острых заболеваний, а также относящиеся к группе риска;
III
группа дети, имеющие выраженные отклонения в
состоянии здоровья, длительно и часто болеющие.
Сразу следует сказать, что в раннем возрасте большая часть детей может быть отнесена к III группе закаливания, поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей.
Это означает, что специальные закаливающие процедуры должны быть более короткими, но частыми, без снижения температуры. Для усиления тренирующего эффекта можно либо увеличивать время действия закаливающего фактора, либо снижать (очень постепенно) температуру закаливающего фактора.
Если дети отнесены к I или II группе закаливания, то специальные процедуры могут проводиться для них индивидуально. Вообще следует помнить и неукоснительно придерживаться того правила, что все специальные закаливающие процедуры проводятся только по рекомендации врача и под систематическим контролем медицинских работников.
Другой важный принцип закаливания — систематичность, \ с
рС гулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать
человека нужно с рождения и на протяжении всей жизни
(необходимо, чтобы закаливающие процедуры вошли в привычку, так же как и чистка зубов). Раз и навсегда закалить, к сожалению, невозможно. Даже у взрослого после прекращения закаливающих процедур снижается устойчивость к холоду через две-три недели, а у ребенка это происходит еще раньше.
Закаливание организма — это неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потреб-
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
ность в еде или сне. В одном из детских садов в ответ на предложение идти одеваться после дневного сна трехлетний малыш ответил: «Я
еще не бегал и не мыл ножки». Для этого ребенка зарядка и закаливающие процедуры стали системой.
Очень важен принцип многофакторности закаливания. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и др.
Сила закаливающих воздействий увеличивается постепенно. В
раннем возрасте это особенно важно, так как дети разные и при интенсивном, слишком энергичном воздействии могут пострадать самые слабые.
Не менее важен принцип сочетания действия местных и общих
закаливающих факторов. Если мы считаем, что закаливаем ребенка, когда ежедневно обливаем ему ножки, то это глубокое заблуждение: тело ребенка остается чувствительным к холоду. Оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на наиболее чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).
Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности
периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п.
При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.
Еще один важный принцип — все закаливающие процедуры нужно
проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности.
Эффективность закаливающих процедур возможна только при
положительной
эмоциональной
реакции
ребенка. О
каком тренирующем эффекте можно говорить, если ребенок недоволен, плачет, испытывает дискомфорт? Он скорее заболеет от действия
(даже кратковременного) холодового фактора, чем закалится. Вообще реакция ребенка на закаливающую процедуру — хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия закаливающего фактора или нет и т. д.). Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья.
Методы закаливания
Иногда родители после очередного заболевания ребенка полны решимости: «Вот сейчас спросим у врача или в комнате здорового ребенка нужные рекомендации — и начнем». Но при виде памятки
(или многочисленных памяток) их пыл остывает, так как в море цифр и методик трудно сосредоточиться и выбрать нужную. И здесь на помощь приходят четыре метода закаливания.
1. Самый традиционный — метод постепенного увеличения
силы раздражителя.
Средство может быть любое — воздух, вода, солнце и др.
Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия (температуры воздуха и воды).
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Например, сегодня вы проводили воздушную ванну в течение 5 мин, завтра — 6 мин, послезавтра — 7 мин и т. д. либо каждый день одно и то же время, но температура воздуха в комнате 20 °С, затем 19
°С, 18 °С и т. д. То же относится к водным процедурам и закаливанию солнцем.
Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.
2.
Метод контрастный.
Холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и в подкожной клетчатке из-за большого числа Холодовых рецепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка, а вот сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии у детей сформированы слабо, да и число тепловых рецепторов в 10 раз меньше, чем Холодовых.
Например, у детей, которые внутриутробно или во время прохождения по родовым путям испытывали кислородное голодание, сосуды больше склонны к спазму.
Следовательно, для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий

контрастов. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур. Поэтому при проведении водных процедур у детей раннего возраста используем Т(епло) — Х(олод) — Т(епло), а в дошкольном
— Х(олод) — Т(епло) — Х(олод).
3.
Метод без снижения температуры.
Иногда к врачу приходят родители, готовые подробно записывать
«Что? Как? Когда?» про закаливание. А в ответ слышат: «Начните с того, что мойте его каждый день, гуляйте каждый день» — и бывают разочарованы. И напрасно. Температура не ведущий фактор в этом методе. Это щадящее закаливание.
В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка и положительный эмоциональный настрой. Постепенно мы перейдем на контрастное обливание и т. д.
4.
Метод интенсивного закаливания.
Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными Холодовыми факторами (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) и факторами окружающей среды контрастной температуры
(чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).
Отношение к интенсивному закаливанию у родителей и специалистов неоднозначное
(много поклонников у
метода интенсивного закаливания «Детка» 77. К. Иванова).
По телевизору мы можем увидеть такую картину:
Зима. Снег. Люди одеты в шубы и дубленки, дети укутаны до самых глаз. В это время мама в купальнике с младенцем на руках окунается в прорубь, рядом кто-то бегает босиком, кто-то обливается водой из ведра, кто-то (сам одетый в шубу) окунает малыша в ледяную воду.
Что это? Дань моде? Желание без хлопот получить закаленного ребенка? Попытка получить адреналин за счет здоровья своего ребенка? Что-то еще?
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Вот как пишет об этом доктор медицинских наук И. И.
Гребе-шева:
«Ученые-педиатры, наблюдавшие детей, подвергавшихся с
раннего возраста интенсивному закаливанию, отмечают, что у них нередко выявляются различные нарушения в состоянии здоровья: повышенная возбудимость, иногда вялость, подавленное состояние, капризы, нарушение сна. Бывают и лихорадочные реакции, и нарушение функции почек, и изменение дыхательных путей вплоть до приступов бронхиальной астмы
(хотя грамотно проведенное закаливание с учетом состояния здоровья ребенка способствует оптимизации состояния таких детей. — Прим. авторов).
Не менее опасно развитие миозитов (воспаление мышц), радикулитов, невритов (воспаление нервов и нервных корешков), обострение очагов хронической инфекции, снижение иммунитета и повышенная подверженность бактериальным и гнойно-септическим инфекциям, так как организм ребенка много сил тратит на адаптацию к экстремальным условиям».
Нужно ли подвергать детей такому риску? «Думайте сами, решайте сами...» — как поется в известной песне. Тот факт, что у некоторых детей процедуры интенсивного закаливания (ходьба босиком по снегу, купание в проруби и т. п.) не вызывают осложнений, не противоречит вышесказанному: это говорит об индивидуальной чувствительности к
температуре, высокой реактивности сосудистого русла на холодовые воздействия, сформированности иммунной системы.
Авторы этих строк имеют данные, свидетельствующие о том, что у
ряда детей вследствие неблагополучно протекавших беременности матери и родов (хроническая гипоксия) имеется дефицит катехолами-нов, т. е. гормонов, участвующих в стрессовой реакции. Здоровью этих детей интенсивное закаливание может нанести непоправимый вред, поэтому, прежде чем приступить к интенсивному закаливанию, поговорите с врачом, взвесьте все за и против и не забывайте о том, что вы несете ответственность за эксперимент на своем ребенке.
Мы воспользуемся мнением известнейшего педиатра, академика Ю. Е. Вельтищева:
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом