Главная страница

Удовлетворенности


Скачать 0,71 Mb.
НазваниеУдовлетворенности
АнкорSonkina_-_navyki_obsheniya_19.05_.2016_.pdf
Дата09.06.2019
Размер0,71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSonkina_-_navyki_obsheniya_19_05_2016.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69101
Каталог

Навыки общения в анестезиологии и реаниматологии: имеет ли это значение?
А.А. Сонькина
Центр непрерывного профессионального образования
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Значение навыков общения
• Повышение удовлетворенности врача и пациента + уменьшение конфликтов
• Понимание и запоминание пациентами информации.
Приверженность лечению
• Улучшение клинически значимых исходов
- Создают мост между доказательной медициной и конкретным пациентом
Silverman J., Kurz S., Draper J. Skills for communicating with patients. 2004.

Особенности в анестезиологии и реаниматологии
• Дефицит времени
• Отсутствие или ограниченность общения с самим пациентом
• Вместо одного пациента – несколько родственников
Тематика: сложная информация, трудные решения, плохие новости
Критическое значение командной работы
• Традиция акцента на технических навыках при обучении

Требование времени
• Паллиативная помощь
- Переход от «куратива» к «паллиативу»
- End of life decisions
• Допуск родственников в отделения реанимации
• Респираторная медицина

Ситуация в России
Исследования отсутствуют.
• «90% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания врача объяснить пациенту или его близким что-либо»
• Самая частая причина обращений в Лигу защиты пациентов –
«неумение или нежелание врача разговаривать с пациентом»
Лига защитников пациентов,
www.ligap.ru

Проблемы общения в ICU
• 54% родственников не смогли понять диагноз, прогноз и лечение
(оценка в интервью после «семейной конференции»)
Azoulay E, Chevret S, Leleu G, et al. Half the families of intensive care unit patients experience inadequate
communication with physicians. Crit Care Med 2000
• Проблемы общения – основная причина жалоб, возникающих после смерти пациента в ICU. 30% родственников умерших пациентов не удовлетворены общением.
AUBaker R, Wu AW, Teno JM et al. Family satisfaction with end-of-life care in seriously ill hospitalized adults. SOJ Am
Geriatr Soc. 2000

Примеры навыков общения, повышающих эффективность практики
1. Восприятие пациентами/родственниками времени, проведенного с врачом
2. Удовлетворенность общением
3. Понимание пациентами информации

1. Время, проведенное с врачом
• Послеперационные больные воспринимали как посвятивших им больше времени врачей, которые сидели, а не стояли - хотя реально время не отличалось.
• Пациенты, с которыми врач сидел, докладывали более позитивный опыт и лучше понимали свое состояние.
Swayden et al, 2012

2. Удовлетворенность
• Чем больше по времени говорили родственники, тем выше удовлетворенность общением в ICU
McDonagh JR, Elliott TB, Engelberg RA, et al. Family satisfaction with family
conferences about end-of-life care in the intensive care unit: increased
proportion of family speech is associated with increased satisfaction. Crit Care
Med 2004;32:1484-8.

Частые ошибки на стадии расспроса
1) Быстрый переход к формату «вопрос-ответ»
2) Перебивание
Среднее время, после которого врачи перебивали пациента
= 18 секунд
Beckman & Frankel, 1984
Среднее время = 12 сек, и только 20% завершили свою основную жалобу без перебивания
Rhodes et al, 2004

Более эффективно с точки зрения удовлетворенности пациента
Открытые вопросы
«Расскажите о…» вместо «Где?», «Когда?», «Как сильно?»
Слушание
«Продолжайте», «расскажите подробнее» вместо уточняющих вопросов
• Для структуризации и ускорения – обобщения

Где взять время на слушание?
• Пациенты, которых не перебивали, в основном говорили менее
60 секунд, и никто не продолжил более 150 сек, даже при подбадривании.
Beckman & Frankel (1984)
• Среднее время монолога пациента – 92 сек, 78% завершили в
течение 2 минут. 7 из 335 пациентов говорили более 5 минут, но врачи сочли, что это не было лишним
Langewitz et al 2002

3. Понимание информации
• Только в 15% консультаций, где была медицинская лексика, пациенты признавались, что им непонятно. Врачи использовали терминологию в два раза чаще, когда находились под давлением
времени.
Svarstad 1974
• Врачи не объясняли 79% медицинских терминов. Пациенты редко показывали, что не поняли и поняли неправильно.
Koch-Weser et al 2009 (US, rheumatology)
• Онкологические пациенты могли вспомнить только 45%
ключевых (с т.з. врача) позиций
Dunn et al. 1993

Что может повысить эффективность объяснения?
• Дозирование
Информация маленькими порциями. Не поддаваться на искушение прочитать «лекцию»
Наблюдение за пациентом
Сигналы о непонимании дают возможность остановиться, объяснить термины, проверить понимание

Как улучшить общение в условиях ICU?
• Основной механизм обучения - копирование старших коллег без возможности обсуждения успешных или неуспешных практик и установок
• Опыт – плохой учитель
=> Необходимо основанное на доказательствах формализованное обучение, пока недоступное в России

Ресурсы и контакты

www.each.eu
• soobshenie.com
• http://www.mma.ru/education/uzentr/

перейти в каталог файлов
связь с админом