Главная страница
qrcode

Урок Мир глазами астронома


НазваниеУрок Мир глазами астронома
Анкорokruzhayuschiy mir 4 klass pourochka.docx
Дата16.08.2018
Размер2,17 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаokruzhayuschiy_mir_4_klass_pourochka.docx
ТипУрок
#51635
страница1 из 53
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Урок 1. Мир глазами астронома

Цели
деятельности
учителя


Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с учебником: авторами, условными обозначениями, определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты


Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения


объяснительно-иллюстративный; групповая (коллективная), фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы


http://kosmos-x.net.ru/forum/12-345-1

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта полушарий; кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы; фотоматериалы

Основные
понятия


Астрономия, астроном

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти


Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

читает стихотворение Тима Собакина:

Напрасные мечты

Как заманчиво стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Часто слышать, как шепчут кругом:

«Вон Собакин пошел... астроном!»

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры...

И трактат сочинить непременно –

«ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ».

Мне хотелось бы стать астрономом,

По ночам на работу влекомым.

Но напрасны все эти мечты:

Я ведь с детства боюсь темноты.

– Кто такой астроном? Что такое астрономия?

Слушают
и принимают участие в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний
для человека; имеют желание учиться;
проявляют интерес
к изучаемому предмету, понимают его важность; имеют мотивацию к работе на результат

Устные ответы, организация рабочего места

II. Актуализация опорных знаний

Знакомство, рассматривание учебника.

объясняет и показывает, где в учебнике написаны фамилии авторов (их могут прочитать хорошо читающие ученики или учитель).

Слушают, рас-

сматривают учебное пособие, работают

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного

Устные ответы



Работа
со словарем
С. И. Ожегова

читает текст-обращение авторов учебника к учащимся, делая при этом необходимые паузы, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы, поставленные в учебнике

с толковым словарем




объяснения учителя, высказываний одно-
классников; систематизируют собственные знания; владеют

логическими действиями; овладевают базовыми предметными понятиями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют задачи учебной деятельности.



III. Изучение нового материала

Работа
над темой «Вселенная».

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.

– С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун и кроха Плутон.

– Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Устные ответы



Работа
над темой «Солнце».


Существует несколько гипотез (предположений)
о том, как родилась Солнечная система *.

отгадайте загадку:

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

– Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком желтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

– Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, –

Это крупное светило под названьем... (солнце).

– Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос,
в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило.
В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце – дней и ночей божество, венец и начало.

Только его одного из богов, царящих в мире,

Нам дано лицезреть…

– Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Потому что это планета, и она движется
в космосе, как и остальные небесные тела.)


Выступают
с сообщениями.

отгадывают загадку

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная.



Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;






Работа
над темой «Наша планета – Земля»

– А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту.)

разгадайте кроссворд

разгадывают кроссворд

Коллективная

проявляют целостный взгляд на мир
в его органичном единстве




Физкультминутка**

Проводит физкультминутку с показом движений

Выполняют физические упражнения

Индивидуальная

Регулятивные – принимают и сохраняют учебные задачи

упражнения

IV. Практическая деятельность

Выполнение заданий
из учебника, электронного приложения к учебнику, рабочей тетради

откройте учебник (с. 4–8), прочитайте и выполните задания.

далее организует работу по заданиям в рабочей тетради и заданиями из электронного приложения к учебнику по своему усмотрению.

в ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации по выполнению заданий

Отвечают
на вопросы, находят необходимую информацию
в учебнике,

выполняют
задания, применяя способы решения задач творческого и поискового характера

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск информации; владеют логическими действиями.

Регулятивные: при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение

Задания
в тетради.

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

закончу урок стихотворением Александра Галлицкого . Задумайтесь над вопросами, поднимаемыми поэтом.

– Подведем итоги урока:

– Над какой темой работали?

Отвечают
на вопросы, обосновывают свое мнение, проявляя целостный

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Устные ответы



Выставление оценок

– Что нового узнали?

– Что было интересного на уроке?

– Что еще хотелось бы узнать по данной теме?

– Какие задания вызвали у вас затруднения? почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Выставляет оценки

взгляд на мир в его органичном единстве




Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний




VI. Домашнее задание

Инструкция
к выполнению домаш-
него задания

Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7

слушают, задают уточняющие вопросы

Индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

Гипотезы (высказывают учащиеся)

– Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.

– Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.

Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.

Кроссворд



1. Сторона света и название космического корабля. (Восток.)

2. Куда уходит Солнце вечером? На… (запад).

3. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)

4. Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир.)

5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Ученый.)

6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего. (Звезды.)

Ключевое слово: ВПЕРЕД.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

перейти в каталог файлов


связь с админом