Главная страница
qrcode

Уроках слушания музыки Слушание музыки


НазваниеУроках слушания музыки Слушание музыки
Дата19.05.2020
Размер39.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаanaliz_muzykalnyh_proizvedeniy.doc
ТипУрок
#87191
Каталог

«Анализ музыкального произведения на уроках слушания музыки»
«Слушание музыки»- учебный предмет, который входит в раздел учебных предметов историко-теоретической подготовки. На уроках «Слушания музыки» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Изучая предмет «Слушание музыки», ребёнок получает много информации о самых известных композиторах, о существующих музыкальных стилях, формах, жанрах, об интересных исторических фактах. По мере накопления этого музыкального опыта вскоре обучающиеся сами становятся способны распознавать все пройденные музыкальные нюансы в последующих изучаемых ими композициях, опираясь на полученные знания и логическое мышление.

В данной работе представлены несколько примеров анализа на уроке «Слушание музыки». Это краткие тезисы, опираясь на которые обучающиеся могут составить свой рассказ о музыкальном произведении. В качестве музыкальных примеров были выбраны произведения из репертуара по специальности. Это «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П.Чайковского, песня «Старый добрый клавесин» на музыку Й.Гайдна, «Хор охотников» К.Вебера. Также есть примеры анализа романсов: Ф.Шопен «Желание», А.Абаза «Утро туманное», В.Борисов «Звезды на небе».При выборе данных фрагментов преподаватель руководствовался следующими критериями: яркость и выразительность музыки, удобство для исполнения обучающимися, возможность раскрыть выразительные свойства музыки с наибольшей полнотой.

П.Чайковский. «Старинная французская песенка».

Композитор использовал мелодию 16 века «Куда вы ушли, увлечения моей молодости». Это простой и неторопливый напев. Он звучит в миноре. Мелодия начинается с квартового затакта. Она рассказывает нам про старину. Можно представить себе людей в старинных одеждах, живших в давние времена.

Пьеса написана в 2-хчастной репризной форме. В начале второй части мелодия оживляется. В нижнем голосе появляется аккомпанемент из разложенных аккордов. Он придает музыке легкость. В репризе вновь звучит прежний повествовательный напев.

Й. Гайдн «Старый добрый клавесин».

Клавесин – старинный музыкальный инструмент. У него 2 клавиатуры. У клавесина вместо черных клавиш – белые, а вместо белых – черные. В старину клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями. На его крышках писали замечательные картины.

Клавесин – «дедушка рояля». Голос у этого инструмента чуть суховатый, стеклянный. На нем хорошо играть легкую изящную музыку, аккомпанировать пению. Плавные звуки голоса и короткие звуки клавесина хорошо дополняют друг друга.
Чудесен голос клавесина,

Как башмачок из хрусталя,

Что потерялся ночью синей

На торжестве у короля.
В нем прелесть сказочного бала,

Старинных танцев дивный звук.

Как жаль, что это все пропало

По волшебству чьему-то вдруг.
Уже давно пером гусиным

Никто не пишет новых пьес

Для бальных танцев с клавесином,

К несчастью принцев и принцесс.

К.Вебер. «Хор охотников».

Мелодия хора охотников сразу кажется нам красивой и понятной. Она легко запоминается. Мы можем понять ее смысл даже без слов. В ней слышится сила, воля и уверенность.Сейчас мы попробуем разобраться, какие интонации мелодии определяют ее характер.

Начинается хор охотников очень решительно.Дело в том, что первые звуки – это интервал кварты, звучащей из затакта.Такие кварты всегда придают музыке призывный характер.Не зря кварта бывает в начале маршей и даже гимнов.Мелодия хора продолжается. И вот уже звучит новая кварта. Ее интонация носит утвердительный характер. Потому, что она звучит уже не из затакта, а на сильную долю.

Все музыкальные интервалы имеют свой образ. Квинта пустая, водянистая. А секста мягкая, бархатистая. В мелодии хора кварта – это и призыв, и утверждение. Благодаря этой кварте мелодия хорошо ложится на слух. Мы представляем охотников – сильных и смелых людей. Они поют о том, как вернутсятся с охоты с богатой добычей.

Что лучше охоты
В леса и болота
С утра без заботы
Мы рыскать идём.

Чуть рог заиграет
Иль стая залает,
В нас кровь закипает
Горячим ключом.
Промчится ли серна,
Иль лань, мы наверно
В них пулею верной
Без промаха бьём.

Ф.Шопен. «Желание».

Фредерик Шопен – великий польский композитор и пианист. Всю свою жизнь Шопен посвятил любимому инструменту. И творчество его ограничено рамками только фортепиано. Исключение составляют несколько произведений для других инструментов и несколько песен.

Долгие годы музой Шопена была французская писательница Жорж Санд. Возможно, именно она вдохновила Шопена на создание этого романса.

Романс Шопена открывается блестящим фортепианным вступлением, основанным на пассажах из трелей. В романсе сразу узнается вальс. В левой руке – типичный вальсовый аккомпанемент: бас – аккорд – аккорд. Мелодия романса очень выразительна. В ней есть и пунктирный ритм, и синкопы. В этом романсе-вальсе нарисован портрет девушки, радующейся жизни. Юная девушка полна счастья и любви, она не лишена кокетства. Ее нежная, прозрачная душа словно летит на крыльях вальса в будущее.

Муз. А.Абаза, сл. И.Тургенева. «Утро туманное»,

Бывают стихи-пророчества. Одно из них – стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге».

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Особую популярность приобрел романс Абазы на эти стихи. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо. И настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

Полина Виардо - великая певица, умная и разносторонне одаренная. Некрасивая внешне, она стала в каком-то смысле символом женского совершенства вообще. Полина Виардо была дружна со многими властителями дум своего времени.

Она пела почти во всех европейских столицах. Но все же своей славой больше всего она была обязана петербургским сезонам. Дороже всех наград была любовь к ней Тургенева. Их отношения длились 40 лет. Полина Виардо пережила Тургенева на 27 лет и умерла в глубокой старости в 1910г.

Музыка композитора Абазы передает настроение легкой грусти и ностальгии, выраженное в стихотворении Тургенева. Движение мелодии создается скупыми, но выразительными средствами. Мелодия романса напевно-речитативная. Речитативность ей придают повторения на одном звуке и пунктирный ритм, а напевность – плавное движение по звукам доминантового трезвучия и выразительному интервалу нисходящей септимы с ее последующим заполнением. Но, пожалуй самый большой интерес вызывает здесь гармония. Романс начинается с автентического оборота. Затем на слова «Нивы печальные» звучит новая краска – отклонение в параллельный мажор. А в кульминационной точке появляется прерванный оборот – доминантсептаккорд разрешается в 6-ю ступень. На слова «Вспомнишь и лица, давно позабытые» происходит возвращение в тонику. В результате гармония наконец приобретает устойчивость, а тема завершенность.

Слушая стихотворение Тургенева «В дороге», положенное на музыку Абазы, ловишь себя на мысли о том, что музыка романса – это тоже дорога во времени и пространстве. Эта дорога перемещает нас в прошлое и вновь возвращает к современности. Не зря этот романс любят и часто исполняют в наши дни.

Муз. В.Борисова, сл. Е.Дихтерихс.«Звезды на небе».

Многие лирические песни написаны в ритме вальса. Это и неудивительно: что еще может сравниться с вальсом по задушевности, сердечности и изяществу?

А между тем было время, когда вальс считался «вульгарным, низким, непристойным» танцем. Император Павел I запретил вальсировать в России и приказал полиции арестовывать каждого, кто ослушается царского приказа.

Первой «столицей вальса» стала Вена. Потом этот танец распространился по всему свету. Но уже в Вене стали писать слова к оркестровым вальсам. Танец дал жизнь немалому числу прекрасных песен.

Русский вальс отличается напевностью и мелодичностью, сдержанностью и благородством чувств, мечтательностью и элегичностью. Все эти качества мы можем наблюдать в романсе «Звезды на небе».

Литература.

1.Н.Царева. Уроки госпожи мелодии. – М., «РОСМЭН», 2003

2.А.Фролов. Музыкальная литература. Секреты музыкального языка. Учебник для 3 класса ДМШ. – «Композитор», С-Пб», 2002.

3.З.Осовицкая, А.Казаринова. Музыкальная литература. 1 год обучения. – М., «Музыка», 2000.
перейти в каталог файлов


связь с админом