Главная страница

В современном мире


Скачать 14,67 Mb.
НазваниеВ современном мире
Анкор108_Folklornoe_dvizhenie_v_sov.pdf
Дата09.07.2018
Размер14,67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла108_Folklornoe_dvizhenie_v_sov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСборник статей
#48490
страница1 из 23
Каталогid32515986

С этим файлом связано 30 файл(ов). Среди них: Учебник Бакланова Т.И.Рсская культура.doc, Goleyzovskiy_Obrazy_russkoy_narodnoy_khoreografii.pdf, Opochinin_E_N_-_Novy_sbornik_russkikh_narodnykh.pdf, A_Klimov_Osnovy_russkogo_narodnogo_tantsa.pdf, Repvskiy_chizh_s_Repvka_Novospasskogo_rayona_Ulyanovskoy_oblasti, А. Климов_Методические советы по изучению основных элементов рус, Pansko-Slobodskaya_kadril_s_Panskaya_Sloboda_Ulyanovskogo_rayona, 108_Folklornoe_dvizhenie_v_sov.pdf, SKhP-Mekanina_-_Khrestomatia_RNP_1-7_klass.pdf, SKhP-Mekanina_-_Khrestomatia_RNP_dlya_7_klassa.pdf и ещё 20 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Сборник статей
Фольклорное движение
в современном мире
В сборник включены материалы Всероссийской научно-практической конференции Фольклорное движение в современном мире, которая состоялась в Государственном институте искусствознания в 2012 году.
Вошедшие в сборник статьи посвящены истории фольклорного движения и отношениям общества и государства к народной традиционной культуре в России, Польше и Украине, исполнительской, исследовательской и реконструктивной практике коллективов этнографического направления, особенностям образовательного процесса в музыкальных вузах по специальности «Этно- музыкология».
Издание предназначено специалистам в области фольклора и современной городской культуры, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного фольклорного исполнительства.
Фольклорное движение в современном мире
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный республиканский центр русского фольклора
Государственный институт искусствознания
ФОЛЬКЛОРНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Москва
2016

УДК 398.58+394.863(+15)
ББК 82.4ф
Ф63
Печатается по решению Редакционно-экспертного совета
Государственного республиканского центра русского фольклора
Составитель
Е. А. Дорохова
Ответственный за выпуск
А. В. Ефимов
Редколлегия
М. В. Ахметова, В. Е. Добровольская, НЕ. Котельникова, МВ. Строганов
Фольклорное движение в современном мире Сборник статей. - М Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. -
232 с В сборник включены материалы Всероссийской научно-практической конференции Фольклорное движение в современном мире, которая состоялась в Государственном институте искусствознания в 2012 году.
Вошедшие в сборник статьи посвящены истории фольклорного движения и отношениям общества и государства к народной традиционной культуре в России, Польше и Украине, исполнительской, исследовательской и реконструктивной практике коллективов этнографического направления, особенностям образовательного процесса в музыкальных вузах по специальности «Этномузыкология».
Издание предназначено специалистам в области фольклора и современной городской культуры, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного фольклорного исполнительства.
УДК 398.58+394.863(+15)
ББК 82.4ф
Ф63
ISBN 978-5-86132-072-6
© Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. Государственный институт искусствознания, 2016.
© Авторский коллектив, Ф

3
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя Е. Э. Гавриляченко (Москва) Фольклоризация общества в историческом и проектном контекстах ............................................ ЭР. Быкова (Москва) Традиционная народная культура, ее роль и место в современном поликультурном пространстве .............................................................................................. ЮС. Дружкин (Москва) Фольклорное движение изнутри и снаружи .................................................................................... В. Н. Иванов (Москва) Фольклор для горожанина ................................ И. А. Кабанов (Москва) К проблеме аутентичности в практическом этномузыкознании ..................................................... Г. В. Лобкова (Санкт-Петербург) Методы освоения народных певческих традиций в современных условиях из опыта работы фольклорного ансамбля
Санкт-Петербургской государственной консерватории) ............... С. Р. Кулева (Вологда) Трансформация фольклорного текста в практике городских коллективов .......................................... Е. А. Дорохова (Москва) Пределы реконструкции ................................ О. А. Ключникова (Москва) Фольклорное движение в событиях и фактах 1969–2010 ............................................................ С. Ю. Николаева (Петрозаводск) Проблемы освоения традиций в полиэтническом фольклорном ансамбле .................... А. А. Войтович (Петрозаводск) Освоение традиций мари в иноэтническом окружении (из опыта работы с ансамблем «Акрет мари) ................................................................... 113
Н. В. Сербина (Украина, Киев) История фольклорного движения в Украине ............................................................................... МА. Биконт (Польша, Варшава) Вторичные исполнители фольклора в Польше — методы освоения песенного и инструментального стиля Г. Я. Сысоева (Воронеж) Фольклор на сцене Д. В. Морозов (Москва) Современный народный хор как модель поющего села НЮ. Данченкова (Москва) С. А. Жаров и А. В. Свешников: хоровой образ русской народной песни поту и эту стороны железного занавеса МВ. Строганов (Тверь) Хор ДА. Агренева-Славянского, или Куда может завести любовь к народной песне О. В. Синеокий (Украина, Запорожье) Славянский бит как особый язык фолк-рока: югославский вектор социокультурного развития поп-культуры В. И. Кузьмина (Москва) Американский и британский фолк-рок: генезис и взаимовлияния Е. А. Дорохова (Москва) Фольклорные истоки русского рэпа .......... Об авторах ................................................................................................. 219
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
С
реди исследователей российского фольклорного движения нет единого мнения по поводу точной даты его возникновения. Чаще всего отсчет ведется с 1980 года, со времени создания студии при ансамбле Дмитрия Покровского, которая впервые объединила непрофессиональных музыкантов, любителей фольклора и стала первой кузницей лидеров будущих московских фольклорных групп. В это же время благодаря интенсивной гастрольной деятельности ансамбля Покровского во многих городах России стали формироваться коллективы его последователей. Однако некоторые ученые называют более ранние даты, поскольку уже в середине х годов в творческих клубах Москвы выступало с фольклорным репертуаром вокальное трио Вячеслава Щурова. В конце х активно проявляли себя студенческие ансамбли Московской и Ленинградской консерваторий и некоторые любительские коллективы, например, студия Андрея Кабанова при Научно-исследовательском институте культуры, объединение Край Светланы Заградской и другие. Несколько лет спустя в России существовали уже десятки фольклорных групп, различных по своему составу и репертуару, но сходных в своем стремлении познавать и репрезентировать традиционную народную музыку в ее подлинном, неискаженном звучании.
Одной из примечательных особенностей российского фольклорного движения стало то, что практически с первых лет своего существования оно стремилось к самоосознанию и самоописанию. Подтверждением тому служит ряд публикаций, авторы которых — этномузыкологи, участники любительских фольклорных коллективов выдвигали программные идеи, отмечали новые тенденции, возникавшие на каждом этапе этого общественного явления
1
Если первые статьи, написанные вначале и середине х годов, носили скорее характер программных манифестаций, намечали перспективы развития фольклорного движения, тов дальнейшем авторы уделяли все большее внимание реальным фактами проблемам, возникавшим по
1 См Кабанов АС. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях // Художественная самодеятельность вопросы развития и руководства Труды НИИ культуры. Вып. 88. М, 1980; Кабанов АС. Молодежное фольклорное движение в городе // Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности Труды НИИ культуры. Вып. 137. М,
1985; Кабанов АС. Перспективы фольклорного движения в современном народном творчестве Методические рекомендации. М, 1989; Жуланова НИ. Молодежное фольклорное движение // Самодеятельное художественное творчество в СССР Очерки истории. Конец х — начало х годов. СПб., 1999; Дорохова Е. А. Фольклорное движение в России миф и реальность // Массовая культура на рубеже веков
Сб-к статей / ред.-сост. Е. В. Дуков, ЛИ. Левин. М. — СПб, 2005; Гариляченко Е. Э. Молодой горожанин и традиционная культура К постановке проблемы исследования Фольклор и молодежь. М, 2000; Гавриляченко Е. Э. Современные формы традиционной музыкально и народной культуры (село и город) // Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен / под ред. Н. Г. Михайловой. Ми др
мере внедрения форм традиционного фольклора в жизнь современного города, опыту конкретных коллективов, анализу не только позитивных, но и негативных ситуаций, складывавшихся в их деятельности.
По мере взросления фольклорного движения и его лидеров в качестве авторов все чаще стали выступать участники ансамблей, не имеющие специального образования. Их статьи публиковались в выпусках Вестника Российского фольклорного союза, выходившего в 2000–2008 годы. В них рассказывалось о различных акциях, проводившихся теми или иными ансамблями и центрами традиционной культуры о результатах фольклорных экспедиций. Иногда авторы представляли свое личное видение современных этнокультурных процессов. Безусловно, эти тексты нельзя считать научными в строгом смысле этого слова, однако, они весьма примечательны сточки зрения постепенной профессионализации фольклорного движения — явления, пока еще неописанного в культурологических исследованиях. Мощным стимулом его развития явилось открытие отделений по профилю «этномузыкология», сначала в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. НА. Римского-Корсакова, а вслед за этим во многих ведущих музыкальных вузах страны.
Вчерашние любители традиционной культуры постепенно обретают статус профессионалов, и, хотя характер их деятельности имеет преимущественно практическую направленность, они все активнее участвуют в научных дискуссиях, и голос их звучит все тверже и увереннее. Возможно, именно они будут способствовать преодолению скрытых но все еще ощутимых) противоречий между профессионалами и любителями, вовлеченными в сферу российского фольклорного движения.
Несмотря на постоянные дискуссии, обсуждения, семинары икру- глые столы, многие актуальные вопросы, связанные с ФД, и сейчас остаются нерассмотренными. Так, например, по-прежнему остается неопределенным отношение ФД к корневым сельским фольклорным традициям. Безусловно, каждый его участник скажет, что эти традиции необходимо изучать, сохранять, передавать и т. д. Нов реальности эти утверждения не имеют в своей основе не только какой-либо научной концепции, но и продуманной программы действий, направленной на сохранение, поддержку и стимуляцию еще существующих в живом бытовании форм народной традиционной культуры 2 Одним из немногих исключений можно считать проект Проведение постоянно действующей фольклорно-этнографической школы на Дону, осуществляемый группой молодых энтузиастов под руководством научных сотрудников Государственного республиканского Центра русского фольклора Д. В. Морозова и АС. Кабанова. По их замыслу совместное пение молодых городских исполнителей и народных певцов старшего поколения непосредственно в местах бытования традиционной музыкальной культуры должно стимулировать и поддерживать сложившиеся в этих песенных очагах формы бытового музицирования. Проект получил поддержку Министерства культуры РФ и вошел в Федеральную целевую программу Культура России
Не теряет своей остроты проблемный узел, связанный с диалогом общества и государства, с деятельностью Российского фольклорного союза — общественной структуры, взявшей на себя функцию руководства российским ФД. Среди его участников нет однозначного мнения по поводу результатов деятельности РФС, его возможностей, полномочий и степени воздействия на современную культурную ситуацию. А если учесть стремительность и интенсивность изменений в государственной культурной политике, становится ясно, что дискуссия, начало которой было положено более тридцати лет назад, продолжится ив дальнейшем.
Именно этим руководствовались организаторы конференции Фольклорное движение в современном мире, которая состоялась в ноябре 2012 года в Государственном институте искусствознания. Ее самой заметной особенностью стал состав участников. Наряду сучеными историками и теоретиками культуры, этномузыколо- гами, а также профессиональными музыкантами-исполнителями — в число докладчиков были включены ветераны фольклорного движения, люди разных, подчас весьма далеких от музыки профессий. Всех их объединяла глубокая заинтересованность в судьбе столь необычного общественного явления, каким стало фольклорное движение в России.
В процессе подготовки конференции ее организаторы предложили участникам ряд вопросов, которые в последние годы наиболее часто обсуждались на конференциях различных научных организаций, а также на семинарах и круглых столах Российского фольклорного союза. Обращает на себя внимание стилевая неоднородность предложенных формулировок, некоторые из которых имеют скорее публицистический, а нестрого научный характер. В какой- то степени они отражают специфику как состава докладчиков, таки аудитории, принимавшей самое активное участие в обсуждении выступлений. История фольклорного движения и его этапы. Виды фольклорных коллективов и основания для их классификации задачи, формы работы, возрастной состав и др. Фольклорное движение — городская субкультура или закономерный этап развития традиционной культуры. Лидеры фольклорного движения — кто они. Любительство и профессионализм в фольклорном движении. Мода и ее влияние на деятельность фольклорных коллективов. Фольклорные ансамбли на концертной и театральной сцене — штампы и новаторство. Учителя и ученики. Фольклорное движение и этнические границы пути к освоению чужих традиций

8 10. Фольклорное движение и народные хоры — окончилась лихо- лодная война. Это для ученых — профессиональные этномузыкологи и фольклористы-любители.
Лишь часть этих вопросов определила темы докладов конференции, хотя в заключительной дискуссии все они в той или иной форме затрагивались выступающими. Некоторые проблемы оказались слишком острыми и пока недостаточно осмысленными. Это касается, в частности, механизмов преемственности культурных традиций в городе определения грани между любительством и профессионализмом, как и сути самих этих явлений определения типологических характеристик городских фольклорных ансамблей и их классификации взаимоотношений между учеными-фольклористами и практиками понятия аутентичности фольклорного исполнительства функций и контекста городского фольклорного музицирования. Очевидно, их детальное рассмотрение — вопрос будущих научных форумов.
Ответы на другие вопросы составили содержание статей сборника, предлагаемого вниманию заинтересованных читателей. Все авторы, так или иначе, соприкасались с фольклорным движением, в течение многих лет были непосредственными участниками и очевидцами событий, составивших его историю в последние десятилетия. И поэтому написанные ими тексты можно считать одной из форм саморефлек- сии данного общественного явления. Справедливость этого утверждения подчеркивает повышенная эмоциональность, глубоко личностный характер статей сборника, каждая из которых несет в себе отпечаток авторской позиции, зачастую весьма дискуссионной. Такая субъективность, возможно, покажется строгому критику недопустимой для научного текста однако рискнем высказать предположение о необходимости и, более того, закономерности этапа «самоописа- ния», самосознания в истории изучения фольклорного движения в России. Может быть, в дальнейшем многие из статей сборника, имеющие откровенно мемуарный характер, станут материалом для серьезных научных обобщений. Сейчас же субъективность (а иногда и наивность) многих утверждений позволяют читателю сопереживать авторам, вместе сними вновь окунуться в бурную фольклорную жизнь х, испытать ощущения человека поющего, пройти этапы приобщения к традиционной культуре, со свойственными им заблуждениями и ошибками. Наконец, попытаться осознать свою позицию в стремительно меняющемся мире через воспоминания о первых годах фольклорного движения и о времени, его породившем.
Сборник состоит из трех разделов. В первый вошли статьи исследо- вателей-культурологов Е. Э. Гавриляченко, ЭР. Быковой и ЮС. Друж- кина, предлагающих свое видение исторических процессов, порождающих и регулирующих интерес к традиционной культуре в российском
обществе. Стремление осмыслить связь фольклорного движения с историей общества определяет и содержание воспоминаний ветерана фольклорного движения, участника студии Д. В. Покровского и фольклорных коллективов Край, Казачий круг, Русская музыка В. Н. Иванова. В статьях И. А. Кабанова и С. Р. Кулевой процесс обучения основам традиционного певческого искусства рассматривается в контексте проблемы аутентичности исполнительского текста и сохранения системных основ музыкально-фольклорных традиций.
Свой ответ на один из ключевых вопросов современного фольклорного движения о возможности практического освоения фольклорных традиций людьми, находящимися вне изучаемой и актуализируемой культуры, — предлагает Г. В. Лобкова, основываясь на многолетней научно-исследовательской, учебно-просветительской и исполнительской деятельности этномузыкологов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. НА. Римского-Корсакова.
Опыты реконструкции целостных фрагментов народной культуры, к которым все чаще обращаются фольклористы-практики, исследуются в статье Е. А. Дороховой. Раздел завершает предложенный О. А. Ключ- никовой обзор основных событий, составивших историю российского фольклорного движения за четыре десятилетия его существования.
Второй раздел сборника составили статьи, посвященные особенностям фольклорного движения в национальных автономиях Российской Федерации (С. Ю. Николаева, А. А. Войтович), в городах Украины Н. В. Сербина) и Польши (МА. Биконт). Интерес к национальным культурным традициям возник в этих странах позднее, чем в России, и первоначально был отчасти ориентированна российское фольклорное движение. Однако вскоре все явственнее обозначилось своеобразие каждой из национальных версий, что определялось множеством взаимосвязанных факторов социальной средой, в которой зародилось и развивалось общественное движение, отношением к нему государственных структур и профессионального фольклористического сообщества, этническим составом населения и многим другим.
В статьях третьего раздела сборника рассматриваются культурные явления, смежные с фольклорным движением ив некоторой степени составляющие его контекст в области профессиональной музыкальной культуры жизнь фольклора на концертной эстраде и театральной сцене (Г. Я. Сысоева), практика народных (Д. В. Морозов) и академических хоров (НЮ. Данченкова).
В острополемической статье МВ. Строганова, посвященной концертной и общественной деятельности ДА. и ОХ. Агреневых-Сла- вянских, исследуется проблема адекватного понимания городскими музыкантами основ крестьянских традиций прослеживаются истоки многих тенденций, существующих в современном фольклоризме, в том числе и крайне негативных
В заключительных статьях сборника речь идет о явлениях современной массовой музыкальной культуры — хип-хопе (Е. А. До- рохова), популярной (О. В. Синеокий) и рок-музыке, об их связях и параллелях с музыкальным фольклором. Статья В. И. Кузьминой, посвященная истории британского и американского рок-движения, обнаруживает множество параллелей с реалиями отечественной музыкальной жизни и доказывает, что источниками для сравнительного изучения культурных процессов могут стать явления, разделенные не только географически, но ив музыкально-стилевом отношении.
Безусловно, сборник далеко не исчерпывает проблематику, связанную с таким обширным, неоднородными социально значимым феноменом, как российское фольклорное движение. Хочется надеяться, что издание положит начало серии публикаций, в которых будут представлены новые взгляды на характер, пути развития и перспективы этого культурного явления, оказавшегося столь значимым для современной истории российского общества
Е. Э. ГАВРИЛЯЧЕНКО
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом