Главная страница
qrcode

эссе клиника. Во все времена люди изучали детей с недостатками интеллекта, однако не всегда было общеизвестно об этом. Совсем недавно количество и распространённость людей с данным нарушением скрывали


Скачать 30,62 Kb.
НазваниеВо все времена люди изучали детей с недостатками интеллекта, однако не всегда было общеизвестно об этом. Совсем недавно количество и распространённость людей с данным нарушением скрывали
Дата30.11.2019
Размер30,62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе клиника.docx
ТипДокументы
#81539
Каталог

Во все времена люди изучали детей с недостатками интеллекта, однако не всегда было общеизвестно об этом. Совсем недавно количество и распространённость людей с данным нарушением скрывали. К настоящему времени всё ещё остаются нерешёнными многие вопросы относительно умственно отсталых: кого принято считать таковыми, в какой форме помощи нуждаются те или другие категории умственно отсталых детей, каковы цели, задачи и пути воспитания и обучения этих детей и т. Д.

Поразительно, но ещё в Древней Греции и в Древнем Риме до самого 5 века нашей эры умерщвляли «детей-уродов». Это было и по политическим причинам, и по нравственным соображениям: «отделять негодное от здорового». А в Индии такое отношение было до 19 века.

Пифагор, как считают исследователи, положил начало изучению мозга. Он высказал мысль о том, что ум-в головном мозге, а чувства-в сердце. В дальнейшем эту теорию стали развивать. Ведь до Пифагора считали, что ум человека-под диафрагмой. В период средневековья же нарушения психической деятельности считали как «одержимость злым духом». В эпоху Возрождения люди так же придерживались этого мнения. Поэтому врачи подвергались репрессиям.

В 1992 году папа римский Иоанн Павел II официально признал, что во времена средневековья католическая церковь, вводя инквизицию, проявила жестокость по отношению к ученым и другим людям, нанесла огромный вред ходу общественного прогресса.

В каждой вере было своё отношение к «слабоумным» детям. Католики считали их «детьми дьявола», христиане-«детьми Бога», а протестанты и вовсе не желали видеть их среди «нормальных» людей, желали сажать их в тюрьмы и сбрасывать в реки.

А в 14-15 веках впервые были созданы дома и лечебницы для слабоумных, где их наблюдали и изучали врачи. Тогда же стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях. Удивительно, но даже теологи стали признавать роль мозга в происхождении помешательств. В своих трудах Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Он был одним из первых психиатров, который выделил среди душевных заболеваний формы, характеризующиеся стойкими нарушениями интеллекта. В дальнейшем эти формы стали называться слабоумием. Интересна история зарождения терминов, особенно интересно знать о тех, кто их ввёл!

Великая французская буржуазная революция(1789-1793). 1793 году Конвент в Декларации прав человека и в ряде декретов объявил, что общественная помощь несчастным членам общества является священным долгом. Это был первый шаг к гуманному отношению к «слабоумным». Пинель дал свою классификацию душевных болезней, на основании которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов. Эскироль (ученик Пинеля) впервые четко разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Рожденные Великой французской буржуазной революцией исследования Пинеля и Эскироля показали, что идиоты не представляют собой единой группы индивидуумов, как это считалось раньше. Среди них стали различать субъектов с различными возможностями. Некоторые перестали казаться безнадежными.

В конце XVIII и в начале XIX века среди врачей, педагогов, общественных деятелей складывается убеждение, что слабоумные нуждаются в специальных учреждениях, где за ними был бы обеспечен уход. Возможность обучения слабоумных вызывала большие сомнения. Врачи и педагоги даже не пытались обучать слабоумных, так как считали это бесполезным.

Несмотря на это, были те, кто хотел обучать людей с недостатками интеллекта. По мнению историографов, Жан Итар-впервые доказал возможность воспитывать и обучать таких людей довольно интересным способом-изучением ребёнка, выросшего в дикой природе.

Интеллектуалистический взгляд на идиотию подверг критике и известный французский врач-педагог Эдуард Сеген. Эдуард Сеген (1812—1880) считал, что недостатки ума идиота обусловлены нарушением волевой сферы. «Идиотия—это такое расстройство нервной системы, которое обнаруживается в полной бездеятельности всех или части органов и способностей ребенка, в отсутствии управления волей и, таким образом, в полной зависимости субъекта от наличных инстинктов» . С точки зрения Э. Сегена, «типический идиот представляет собой существо, которое ничего не знает, ничего не может, ничего не желает» . «Физически—он не может, умственно—он не знает, психически—он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет».

Вторая половина 19 века-развитие естественных наук. Сеченов говорит о том, что основа всех без исключения проявлений психической жизни—рефлекторная деятельность центральной нервной системы. Этим Сеченов отвергал утвердившееся в веках убеждение в том, что работа мозга не подчиняется объективному изучению.

Проблема помощи слабоумным в конце 19—начале 20 века привлекла большое внимание общества, так как решение ее было тесно связано с проблемой борьбы с преступностью и антисоциальными эксцессами. Прогрессивные врачи, педагоги и общественные деятели боролись за максимальное развитие слабоумных, чтобы приобщить их к общественно полезному производительному труду.

Традиционное разделение слабоумных на идиотов, имбецилов и дебилов, хотя и сохранилось, перестает удовлетворять исследователей. Возникает необходимость наряду со слабоумием устанавливать различные уровни малоспособности, задержки развития. До сих пор ни в одной стране еще не разработана такая классификация слабоумных, которая бы учитывала все компоненты, составляющие в своей совокупности типологическую картину слабоумия.

В разных странах параллельно изучалось слабоумие. Так, например, во Франции Эдуард Сеген попытался обучить и воспитать слабоумных. Задача воспитания глубоко отсталых, по мнению Сегена, заключается в том, чтобы вывести их из инертного состояния, помочь им установить связь с внешним миром. Конечная цель воспитания—развить способности, дать навыки производительного труда для того, чтобы глубоко отсталые могли своим заработком окупить свое содержание и перестали быть бременем для общества, стали бы людьми полезными. Сеген при обучении детей указал средства, которые обеспечивают преодоление инертного состояния слабоумного и приобщают его к полезному труду.

В Швейцарии Иоганн Гуггенбюль открыл в Швейцарии на склоне горы Абендберг школу-приют для кретинов и идиотов (Абендбергский приют). Этот приют получил большую популярность из-за того, что включал в себя и большую территорию, и лучшие условия для содержания детей. В нём жили и различные категории умственно отсталых детей, и отделение для нормальных детей, чтобы в их лице аномальные имели постоянный образец для подражания. Хотя приют в конце концов закрылся, первые удачи в воспитании слабоумных послужили стимулом для последующих начинаний в этом направлении.

В Германии были специальные классы для отсталых детей. Вайзе так же воспитывал и обучал таких детей. Вся его педагогическая система направлена на пробуждение и развитие духовных сил слабоумных. Так же церковнослужителями создаются приюты для «глубоко отсталых детей». В начале-середине 19 века создаются школы для умственно отсталых детей разными исследователями. В Германии система взглядов на различные проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей оформилась в особую (лечебную) педагогику. Германия внесла большой вклад и в разработку клиники и психологии слабоумия [Э. Крепелин (1856—1926), Т. Циген, В.Штерн (1871—1938), В. Вундт (1832—1920) и др.

Среди олигофренопедагогов Англии второй половины XIX века самым выдающимся является психиатр Вильям Айрленд (1832—1903). Его труд «Идиотизм и тупоумие», вышедший в Англии в 1877 году и изданный в 1880 году в русском переводе в России с предисловием профессора И. П. Мержеевского, был первой в России книгой о слабоумии. В 90-х годах XIX века было положено начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости. В 1891 году Лондонский училищный совет принял решение открыть «школы специального воспитания» для умственно отсталых детей. При приеме в эти школы дети должны были быть обследованы врачом, педагогом и директором школы. Задача этих школ—вернуть детей в обычные школы.

В США ранние попытки обучать отсталых детей-1818 год- приют для глухонемых в г. Нартфорде. 1845- создание комиссии по изучению положения слабоумных в штате и разработке мер помощи им. С 1848 года-открытие школ. 1898-классы для малоспособных детей, детей со средними и высокими способностями. Во время Второй мировой войны американские учёные обнаружили рост числа аномальных детей.

Следует отметить, что после второй мировой войны проблема воспитания и обучения умственно отсталых детей приобрела особую остроту и привлекла к себе внимание почти во всех странах мира. Уже осталось мало государств, где бы в той или другой форме, в тех или иных размерах не оказывалась помощь умственно отсталым детям. Вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей получили такое развитие вследствие ряда факторов.

С 70-х годов 20 века понятие «умственная отсталость» становится чрезвычайно аморфным. Круг лиц, относимых к интеллектуально дефективным, необоснованно расширяется, поскольку на приспособленность человека к существованию в обществе влияет не только состояние интеллекта, но и другие психологические качества личности.

История воспитания и обучения умственно отсталых детей в России по существу началась с конца XIX века. В предыдущее время можно лишь указать на некоторые факты, которые имели косвенное отношение к данной теме.

Первые на Руси официальные документы, касающиеся слабоумных, относятся к X веку. Устав о православной церкви обязывал церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых.

В XIX веке уже редко наблюдается то сентиментальное отношение к слабоумным, которое было характерно для Древней Руси. На них стали смотреть как на тяжелую обузу. Невежественные люди потешались над беспомощностью глубоко отсталых лиц, делали их предметом унизительных и жестоких забав.

Первое в России учреждение для умственно отсталых детей было открыто в 1854 году в Риге доктором Фридрихом Пляцом—лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов.

В последней четверти XIX века в борьбу за призрение, воспитание и обучение слабоумных включились многие врачи, педагоги, общественные деятели. Это было обусловлено успехами отечественной медицины, биологии и педагогики. К этому времени уже сформировалась русская психиатрическая школа. Созданная в 1859 году профессором И. М. Балинским (1827—1902), первая в России психиатрическая клиника при петербургской Военно-медицинской академии вырастила большую группу талантливых психиатров.

В 1887 году здесь была открыта первая Московская психиатрическая клиника, руководителями которой были А. Я. Кожевников и С. С. Корсаков (1854—1900). С 90-х годов Московская школа психиатров стала во главе всей отечественной психиатрии.

В 1863 году вышла книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая произвела переворот во взглядах на понимание природы человеческого поведения и психических процессов. Стала очевидной причинная зависимость психики от материальных условий жизнедеятельности—детерминированность психики внешними воздействиями.

Самым значительным событием в истории воспитания и обучения слабоумных в России конца XIX века явился Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, проходивший в Петербурге с 28 декабря 1895 года по 5 января 1896 года (по старому стилю). Работа XII секции этого съезда представляет собой, по существу, первый в России съезд дефектологов. Здесь с особой силой прозвучал голос передовой русской общественности в защиту слабоумных.

Среди трудов отечественных специалистов, занимавшихся проблемами слабоумия, самым монументальным не только в России, но и в мировой науке является работа Г. Я. Трошина «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей», вышедшая в 1915 году. Г. Я. Трошин на основании огромного экспериментального материала исследовал особенности всех психических процессов умственной и эмоционально-волевой сферы различных категорий слабоумных (идиотов, имбецилов, дебилов) в сравнении с нормальными детьми.

Возникновение и развитие приютов в России (как и за границей) связано с благотворительной деятельностью общества. После открытия Е. К. Грачевой в 1898 году в Петербурге при приюте небольшой школы для умственно отсталых детей инициативу в открытии вспомогательных классов и школ проявили московские общественные деятели и педагоги.

В РСФСР существовали вспомогательные школы и детские дома в Москве и Московской губернии, а так же в Ленинграде.

Новый этап развития дефектологии был подготовлен всей предыдущей деятельностью отечественных государственных и общественных деятелей, врачей и педагогов. Роль Л. С. Выготского в том, что он сумел выразить, придать форму большого научного обобщения тем тенденциям в области специальной педагогики, которые уже зародились и начали обсуждаться.

Л. С. Выготский указывал: «Всякий телесный недостаток—будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие—не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальная ненормальность поведения».

После Второго съезда СПОН начался заметный подъем в работе вспомогательной школы, в научных исследованиях в области аномального детства и в подготовке учительских кадров для специальных школ. И 26 октября 1926 года появилось первое официальное указание о комплектовании вспомогательных школ. Таким образом, в результате мероприятий Советского правительства вспомогательная школа окончательно оформилась в особый тип специального учреждения.

В период войны не прекращалась научно-исследовательская работа в области теории воспитания и обучения умственно отсталых детей. Этому способствовало создание в 1943 году Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук РСФСР на базе Научно-практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР. Война между тем нанесла огромный урон сети вспомогательных школ. В РСФСР эта сеть сократилась вдвое за счет оккупированных территорий.

Развитие дефектологии в первое послевоенное десятилетие носило сложный, противоречивый характер. Труды Л.С. Выготского были отнесены к идеалистическим и не соответствующим времени. Исследования в области патофизиологии высшей нервной деятельности детей-олигофренов, клиники олигофрении (А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, В. И. Лубовский, Е. Н. Правдина-Винарская, Л. А. Новикова и др.) по-новому осветили учение об олигофрении, вскрыли структуру дефекта различных форм слабоумия и те патофизиологические механизмы, которые лежат в основе своеобразия познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей.

Разработанные Г. Е. Сухаревой и М. С. Певзнер классификации олигофрении оказывают большую помощь при решении проблем диагностики 341 слабоумия, а также при исследовании психологических особенностей олигофренов.

Большой вклад в психолого-педагогическое изучение слабоумия внесли психологи и дефектологи: Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинский, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, В. И. Лубовский, С. Я. Рубинштейн и др. Отечественная дефектология располагает данными, достаточно полно характеризующими своеобразие всех компонентов познавательной деятельности умственно отсталых детей, особенности эмоционально-волевой сферы, видов деятельности и личности в целом.

Таким образом, изучение детей с умственной отсталостью происходит во всех странах и во все времена. Сначала такие люди были неприняты обществом, но, спустя время, появились люди, готовые и желающие изучить детей с олигофренией и даже обучать их, чтобы они стали членами социума. Общества и государства научились жить совместно с такими людьми, помогать им. По-моему, это самое главное: общество принимает умственно отсталых и оказывает всяческую помощь.

Эссе по книге Замского Ханания Самсоновича

«Умственно отсталые дети: История их изучения,

воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века

Выполнила

Студентка 3 курса

направления подготовки

«Специальное (дефектологическое)

образование, профиль Логопедия»

Ковалева Дарья
перейти в каталог файлов


связь с админом