Главная страница
qrcode

Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания министерства культуры СССР


НазваниеВсесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания министерства культуры СССР
Дата22.09.2019
Размер7,47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLivanova_T_Istoria_zapadno-evropeyskoy_muzyki.doc
ТипДокументы
#78626
страница1 из 56
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56


Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656

update 04.10.19
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР

МОСКОВСКАЯ ДВАЖДЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Т.Ливанова

ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ до 1789 года

ТОМ ПЕРВЫЙ По XVIII век

Второе, переработанное и дополненное издание Допущено Управлением учебных, заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР

в качестве учебника для студентов теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» МОСКВА. 1983

78 И Л 55

Ливанова Т.

Л 55 История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1983. — 696 с., нот.

В учебнике освещается история западноевропейского музы­кального искусства от эпохи античности по XVIII век; просле­живаются пути формирования стилей и жанров, разбирается творчество выдающихся композиторов. Предназначается для сту­дентов теоретико-композиторских факультетов консерваторий.

_ 4905000000-481

Л 026(01 )-83 524

83

78 И

© Издательство «Музыка», 1983 г.


ВВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ 6

СРЕДНИЕ ВЕКА 18

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 18

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 35

ТРУБАДУРЫ, ТРУВЕРЫ, МИННЕЗИНГЕРЫ 39

ДУХОВНАЯ ЛИРИКА 47

РАЗВИТИЕ МНОГОГОЛОСИЯ. ШКОЛА НОТР-ДАМ. НОВЫЕ ЖАНРЫ 49

ARS NOVA ВО ФРАНЦИИ. Гийом Машо 62

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 71

ВВЕДЕНИЕ 71

ARS NOVA В ИТАЛИИ. Франческо Ландини 76

XV ВЕК. РАННИЙ РЕНЕССАНС 82

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. ИСТОКИ НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ. 82

Джон Данстейбл 82

Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа и другие мастера их поколения 88

Иоханнес Окегем 100

Якоб Обрехт 105

XVI ВЕК. РЕНЕССАНС 110

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ, ЖОСКЕН ДЕПРЕ И СУДЬБЫ НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ 110

ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСНЯ 124

СВЕТСКИЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ. Фроттола, Вилланелла, Мадригал. Лука Маренцио. Карло Джезуальдо Ди Веноза 130

РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. 144

НЕМЕЦКАЯ ПЕСНЯ. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ. 144

Мейстерзингеры. Ханс Сакс 144

РЕНЕССАНС И НАСТУПЛЕНИЕ КОНТРРЕФОРМАЦИИ 149

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина 151

Орландо Лассо 161

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА АНДРЕА И ДЖОВАННИ ГАБРИЕЛИ 170

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ 173

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 180

МУЗЫКА ДЛЯ ЛЮТНИ 181

МУЗЫКА ДЛЯ ОРГАНА 187

СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ДРУГИХ ИНСТРУМЕНТОВ 195

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА РУБЕЖЕ НОВОГО ПЕРИОДА. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ 196

XVII ВЕК 198

ВВЕДЕНИЕ ОТ XVI К XVIII ВЕКУ 198

ОПЕРА И КРУПНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ 203

НАЧАЛО ОПЕРЫ ВО ФЛОРЕНЦИИ 204

ОПЕРА В МАНТУЕ И РИМЕ 211

Клаудио Монтеверди 219

ОПЕРА В ВЕНЕЦИИ. ФРАНЧЕСКО КАВАЛЛИ 236

ОПЕРА В НЕАПОЛЕ. АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ 245

КАНТАТА И ОРАТОРИЯ 253

ОПЕРА ВО ФРАНЦИИ. ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ 261

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В АНГЛИИ. ГЕНРИ ПЁРСЕЛЛ 271

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ИСПАНИИ 285

ПЕСНЯ, ОРАТОРИЯ И ОПЕРА В ГЕРМАНИИ 288

ПЕСНЯ 290

ОРАТОРИЯ И ДРУГИЕ ДУХОВНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. 291

Генрих Шюц 291

Опера. Райнхард Кайзер 302

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 308

МУЗЫКА ДЛЯ ОРГАНА. ЯН ПИТЕРС СВЕЛИНК. ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ. САМЮЭЛЬ ШАЙДТ ИОГАНН ЯКОБ ФРОБЕРГЕР. ИОГАНН ПАХЕЛЬБЕЛЬ. 312

Дитрих Букстехуде 312

МУЗЫКА ДЛЯ КЛАВИРА, от английских верджинелистов к Франсуа Куперену Великому 325

МУЗЫКА ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ. ОТ РАННЕЙ ВЕНЕЦИАНСКОЙ К БОЛОНСКОЙ ШКОЛЕ. 343

Генри Пёрселл. Арканджело Корелли 343

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ и музыка для скрипки соло. Генрих Игнац Бибер. Арканджело Корелли. Антонио Вивальди 358

ПРИЛОЖЕНИЯ. 372

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 372

1 372

2 372

3 372

4 373

5 373

6 373

7 373

8 374

9 375

10 375

11 376

12 377

13 377

14-15 378

16-17 378

18 379

19 379

20 380

21 380

22 381

23 382

24 383

25 383

26 384

27 385

28 385

29 385

30 386

31 386

32 387

33 389

34 390

35 392

36 393

37 394

38 397

39 400

40 403

41 405

42 407

43 408

44 410

45 411

46 412

47 415

48 416

49 417

50 420

51 423

52 425

53 426

54 428

55 430

56 430

57 431

58 432

59 433

60 434

61-62 434

63 435

64 435

65 436

66 438

67 438

68 438

69 439

70 441

71 441

72 441

73 442

74 443

75 444

76 445

77 447

78 448

79 449

80 450

81 452

82 453

83 454

84 455

85 455

86 456

87 457

88 457

89 458

90 459

91 460

92 461

93 a-б 461

94 461

95 462

96 463

97 463

98 463

99 463

100 464

101 464

102 465

103 465

104 466

105 466

106 467

107 468

108 469

Дж. Габриэли. Хор 470

109 Cantica sacra 4 471

Cantica sacra 9 471

110 472

111 472

112 474

113 475

114 476

115 477

116. Мелодия из Лохаймского сборника 479

К. Науман. Пьеса для органа 480

117 481

118 484

119 487

120 489

121 491

122 491

123 492

124 495

125 498

126 500

127 500

128 501

129 501

130 502

131 502

132 504

133 506

134 507

135 507

136 508

137 Хор теней. Балет обитателей счастливых островов 509

138 510

Ария Армиды 513

139 514

140 516

141 517

142а 521

142б 521

142в 521

143 522

144 523

145 524

146 527

147 527

148 527

149 528

150 529

151 530

152 531

153 532

154 533

155 534

156 536

157 536

158 537

159 537

160 538

161 539

162 540

163 541

164 541

165 542

166 542

167-168 543

169 544

170 544

171 545

172 545

173 546

174 546

175 547

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 547

СОДЕРЖАНИЕ 562

Мои дополнения 562

Гентский Алтарь The Ghent Altarpiece- Cathedral of St. Bavon at Ghent (Oak Panels- Completed 1432) Jan & Hubert van Eyck 562

www 576



В 1940 году вышел из печати учебник «История западноевро­пейской музыки до 1789 года», в основе которого лежал курс, чи­тавшийся мною для студентов историко-теоретического факуль­тета Московской государственной консерватории. За сорок с лиш­ним лет, прошедших с тех пор, в науке о музыке накопилось множество новых данных, требующих исправлений, уточнений и частичного пересмотра того, что писалось еще в предвоенные годы. Особенно много новых материалов (в том числе капитальных нотных публикаций) появилось по основным темам XIII—XV ве­ков, которые теперь могут быть освещены значительно полнее и точнее. Поскольку учебником моим все еще продолжают пользоваться читатели, целесообразно было пересмотреть его текст в соответствии с современным состоянием музыкознания 1.

Настоящая книга является первым томом учебника, полностью обновленного автором (второй его том вышел в 1982 году). По воз­можности учтены новые публикации и исследования, появившиеся за рубежом по проблемам, рассматриваемым в книге. В последние годы эта проблематика частью получила новое освещение и в рабо­тах советских музыковедов, что, разумеется, всецело принято во внимание. Из числа исследований и публикаций, осуществлен­ных в СССР, наибольшее значение имели для автора работы В. В. Протопопова: «История полифонии в ее важнейших явле­ниях. Западноевропейская классика XVIII—XIX веков» (М., 1965), «Очерки из истории инструментальных форм XVI— начала XIX века» (М., 1979), «Из истории форм инструментальной музыки XVI—XVIII веков. Хрестоматия» (М., 1980), «Проблемы формы в полифонических произведениях строгого стиля» (журнал «Советская музыка», 1977, № 3). Неоднократно ссылается автор

1 В данном издании нотные примеры помещены в конце книги.

3

на работы Ю. К. Евдокимовой: «Проблема первоисточника» (журнал «Советская музыка», 1977, № 3), «Тематические процес­сы в мессах Палестрины» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «История, эстетика и техника месс-пародий» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевро­пейской музыки». М., 1978); Ю. К. Евдокимовой и Н. А. Симаковой «Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним» (М., 1982). По тем или иным темам автор учитывал материалы ряда работ других советских исследователей: Ю. Н. Холопова «Органум», «Секвенция» и «Средневековые лады» («Музыкальная энциклопедия», т. 4, 5. М., 1978, 1981); М. А. Сапонова «Мензу­ральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо» (в книге «Проблемы музыкального ритма». М., 1978); Н. А. Сима­ковой «Мелодия „L'homme arme" и ее преломление в мессах эпохи Возрождения» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «Многоголосная шансон и формы ее претворения в музыке XV—XVI веков» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки». М., 1978), «Из истории вокальных форм эпохи Возрождения» (рукопись, 1980); Г. Э. Пелециса «Месса Жоксена Депре „Malheur me bat". К вопросу о технике сочинения на cantus firmus» (в книге «Теоре­тические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «Формо­образование в музыке И. Окегема и традиции нидерландской школы» (диссертация, 1981); Т. Н. Дубравской «Итальянский мадригал XVI века» (в книге «Вопросы музыкальной формы», [вып.] 2. М., 1972), «Мадригалл. Жанр и форма» (в книге «Теоре­тические наблюдения над историей музыки». М., 1978) ; Т. Б. Бара­новой «Из истории мессы» (в книге «Историко-теоретические во­просы западноевропейской музыки». М., 1978) и другие работы; В. Д. Конен «Клаудио Монтеверди» (М., 1971), «Пёрселл и опера» (М., 1978); О. И. Захаровой «Музыкальная риторика XVII века и творчество Генриха Шютца» (в книге «Из истории зарубежной музыки», вып. 4. М., 1980); Г. П. Сахаровой «Формирование сонатного цикла в болонской скрипичной школе XVII века» (в том же издании) и другие работы; а также публикации Н. Казарян, В. Фролкина, Н. Чарной, В. Штейнгарда,

Приношу глубокую благодарность всем, кто в процессе обсуж­дения рукописи данного тома или его глав высказал замечания и советы по тексту: коллективу сотрудников Сектора классического искусства Запада во Всесоюзном научно-исследовательском ин­ституте искусствознания, в особенности В. Н. Брянцевой и Е. И. Ротенбергу; рецензентам рукописи — профессору Москов­ской консерватории Н. С. Николаевой и доценту, кандидату искусствоведения Н. А. Симаковой. От души благодарю также коллег, бескорыстно помогавших мне дружескими советами и мате­риалами в ходе работы над книгой: доцента Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных Ю. К. Ев­докимову, и. о. профессора того же института Р. К. Ширинян.

4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

перейти в каталог файлов


связь с админом