Главная страница

ЗАЧЕМ ПРАКТИКУЮЩЕМУ СТОМАТОЛОГУ НУЖЕН ФОТОАППАРАТ. Зачем практикующему стоматологу нужен фотоаппарат


Скачать 1,42 Mb.
НазваниеЗачем практикующему стоматологу нужен фотоаппарат
АнкорЗАЧЕМ ПРАКТИКУЮЩЕМУ СТОМАТОЛОГУ НУЖЕН ФОТОАППАРАТ.pdf
Дата21.11.2016
Размер1,42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZAChEM_PRAKTIKUYuSchEMU_STOMATOLOGU_NUZhEN_FOTOAPPARAT.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#6126
Каталогariel_sverdlov

С этим файлом связано 52 файл(ов). Среди них: Dawson_P_E_-_Functional_Occlusion_From_TMJ_to.pdf, Tekhnika_i_metodiki_fizioterapevticheskikh_protsedu.pdf, OKESON_-_Management_of_Temporomandibular_Disord.pdf, Част 4.doc и ещё 42 файл(а).
Показать все связанные файлы

ЗАЧЕМ ПРАКТИКУЮЩЕМУ

СТОМАТОЛОГУ НУЖЕН ФОТОАППАРАТ?
АВТОР ЕЛЕНА ПАЧИНА
ГРУППА ВКОНТАКТЕ
VK.COM/VK_STOMATOLOGIYA
Итак, зачем же практикующему стоматологу нужна цифровая фотография? Очевидно, что фотография играет огромную роль в общении с пациентом. Очень часто люди, обращающиеся за стоматологической помощью, имеют неверное представление об имеющихся у них проблемах в полости рта. Именно фотография позволяет им увидеть ту картину, которую видит доктор во время осмотра.
Эта информация помогает мотивировать пациента к предстоящему лечению. Впоследствии доктор может в спокойной обстановке тщательно проанализировать полученные фотоснимки.
Нередко на них можно увидеть детали, которые были незаметны во время клинического приема. Это обстоятельство позволяет улучшить диагностику стоматологических заболеваний. Важным пунктом является системное документирование конечных результатов стоматологического лечения в сравнении с первоначальной ситуацией. Иными словами, фотоснимки «до» и «после». Анализируя подобные материалы, можно проводить работу над собственными ошибками, следить за своим профессиональным ростом (рис. 1).
Рис. 1а. Фото до отбеливания.

Рис. 1б. Фото после отбеливания
Следующий аспект — коммуникация. Фотография позволяет расширить возможности передачи информации как технику на лабораторном этапе выполнения реставраций, так и смежным специалистам при комплексном плане лечения пациента.
При этом упрощается возможность получения консультаций удаленных специалистов. Что зачастую является необходимостью в практике начинающих докторов. На сегодняшний день специалисты обмениваются своими достижениями посредством интернет-ресурсов, желая услышать отзывы и комментарии от других докторов о проделанной ими работе. И все это подразумевает активное использование фотоматериалов (рис. 2).

Рис. 2. Фотография определения цвета зубов с помощью стандартной шкалы Vita.
Сложно представить медицинскую литературу, научные статьи и тематические презентации без фотографий, наглядно демонстрирующих изложенный в текстовом варианте материал.
Фотографируя, доктор может систематизировать повторяющиеся наблюдения, на основе полученного фотоматериала проводить научные исследования и обучать молодых специалистов. Зачастую удается зафиксировать необычные, а порой даже казуистические случаи. Нередко в практике врача-стоматолога возникают конфликтные ситуации с пациентом. Иногда подобные разбирательства приходится решать в судебном порядке. Так вот, фотографии, сделанные до лечения, на его этапах и после, могут выступать в качестве объективных свидетельств в пользу доктора.
Фотографии могут быть использованы для создания стоматологического портфолио.
Возможна подготовка рекламных материалов, фирменных открыток и буклетов (рис. 3).

Рис. 3. Фотография демонстрирует профессиональный уровень специалиста.
Теперь перейдем к более насущному вопросу, касающемуся фотографического оборудования, которое должно быть в арсенале каждого современного стоматолога.
Итак, что же нам нужно, чтобы получать отличные снимки? Прежде всего, это фотоаппарат.
На рынке огромное количество разнообразных фирм, предлагающих фотоаппараты различных моделей. Не секрет, что только зеркальный фотоаппарат способен снимать фотографии профессионального уровня. И только он подразумевает использование специальных макрообъективов и макрофотовспышек. Перед тем как приступить к фотографированию, следует ознакомиться с работой зеркальной фотокамеры. В обычном устройстве зеркального цифрового фотоаппарата свет проходит через переднюю линзу объектива. Затем он достигает диафрагмы, которая регулирует его количество, потом свет доходит до зеркала в устройстве зеркального цифрового фотоаппарата, отражается и проходит через призму, чтобы перенаправить его в видоискатель. Информационный экран добавляет к изображению дополнительную информацию о кадре и экспозиции (зависит от модели фотокамеры).
В момент, когда происходит фотографирование, зеркало устройства фотоаппарата поднимается, открывается затвор фотоаппарата. В этот момент свет попадает прямо на матрицу фотоаппарата и происходит экспонирование кадра — фотографирование. Затем закрывается затвор, обратно опускается зеркало, и фотоаппарат готов к следующему снимку.
Весь этот сложный процесс внутри происходит за доли секунды. Немного подробнее об основных элементах фотоаппарата и объектива.

МАТРИЦА
Матрица является светочувствительным сенсором фотокамеры, где под действием света возникают электрические сигналы, которые обрабатываются процессором камеры, после чего изображение сохраняется в виде файла на карту памяти. Матрица является аналогом фотопленки. Она представлена специальной микросхемой, на поверхности которой находятся фотодатчики-пиксели (фотодиоды). Именно они при попадании света генерируют сигнал, тем больший, чем больше света попадает на этот датчик-пиксель.
Пиксель — это элемент изображения, который состоит из 5 частей, несущих информацию: яркость красного, яркость зеленого и яркость синих цветов, а также координаты по вертикали и горизонтали. Эти данные позволяют процессору камеры правильно определять положение точек на матрице и их цвета. В мегапикселях (миллион пикселей) измеряют размер получаемого изображения. Светочувствительность — еще одно свойство матрицы. Чем выше чувствительность, тем меньше нужно света в момент съемки, но тем выше «шумность» фотографии. Шум — это зернистость полученной фотографии, аналог зерна пленки. Зависит от чувствительности матрицы: чем выше чувствительность, тем больше шума (рис. 4).
Рис. 4а. Фотография, сделанная с ISO 100.

Рис. 4б. Фотография, сделанная с ISO 3200.
Еще одна характеристика матрицы — ее размер. За стандарт матрицы цифрового фотоаппарата принят размер пленочного кадра 24х35 мм. Изготовление матриц с таким размером достаточно дорого, поэтому большинство фотоаппаратов имеют матрицы меньшего размера и называются «кропнутыми». Кроп-фактор показывает, во сколько раз меньшим получится размер кадра, сделанного цифровой камерой с урезанной матрицей, в сравнении с кадром, сделанным пленочным фотоаппаратом со стандартной фотопленкой. Та часть проецируемого через объектив фотокамеры изображения, что не помещается в поле урезанной матрицы, просто обрезается, поэтому полнокадровые матрицы обладают неоспоримым преимуществом.

ДИАФРАГМА
Диафрагма — это отверстие, которое ограничивает световой поток, проходящий через объектив и попадающий на сенсор фотоаппарата. Измеряется в относительных единицах (f\8 или f\22). Эти цифровые значения диафрагмы и ее реальное отверстие находятся не в прямой, а в обратной зависимости, то есть чем шире диафрагма, тем меньше ее числовое значение (рис. 5).
Рис. 5. Цифровые значения диафрагмы и ее реальный размер.
Помимо влияния на световой поток, диафрагма оказывает влияние и на глубину резкости изображаемого пространства, иными словами, ГРИП. ГРИП также зависит от размера отверстия диафрагмы.
Чем больше закрыта диафрагма, тем больше изображаемого пространства будет в резкости и наоборот. Наглядным примером будет фотографирование линейки с разными цифровыми значениями размера диафрагмы. При открытой диафрагме f\4 в фокусе будет лишь несколько сантиметров, напротив, при диафрагме f\22 в резкости будет вся линейка (рис. 6).

Рис. 6а. Фотография линейки с цифровым значением диафрагмы f\4.
Рис. 6б. Фотография линейки с цифровым значением диафрагмы f\32.

ВЫДЕРЖКА
Для понимания данной характеристики нужно представить, что матрица закрыта от света шторкой или затвором. В момент нажатия кнопки «спуск» зеркало поднимается, а шторка уходит вниз, обнажая матрицу свету, проходящему через объектив. Проходит время, которое фотограф задал в настройках, после чего матрица закрывается шторкой и зеркало опускается. Время, в течение которого свет воздействовал на светочувствительный сенсор, и есть выдержка. Она измеряется в долях секунды, например 1/640 или 1/10 с (рис. 7).
Рис. 7а. Фотография, сделанная с очень короткой 1/1600 выдержкой.
Рис. 7б. Фотография, сделанная с очень длинной 1/10 выдержкой.

БАЛАНС БЕЛОГО
Свет, находящийся в диапазоне видимого спектра, имеет цветовую температуру (цвет). Если условно принять солнечный свет за белый цвет, то свет от ламп накаливания будет желтоватый, а от ламп дневного освещения — чуть зеленый. Лист бумаги, сфотографированный при разном освещении, будет различаться по цвету. Баланс белого — настройка камеры, отвечающая за то, чтобы цвета на фотографии совпадали с реальными цветами объекта (рис. 8).
Рис. 8. Фотография, демонстрирующая изменение цвета зубов в зависимости от освещения.
ОБЪЕКТИВ
Макрообъектив — объектив, созданный специально для съемки с очень коротких расстояний.
Он применяется для съемки небольших объектов крупным планом вплоть до масштаба 1:1.
Позволяет производить съемку с повышенным контрастом и резкостью. Обладает высокой светосилой. Типичное фокусное расстояние от 50 до 100 мм.
Все макрообъективы можно классифицировать по следующим параметрам:
1. По производителю и материалу, из которого они сконструированы.
2. По масштабу, в котором снимает макрообъектив. Истинными макрообъективами являются те, которые снимают в масштабе 1:1 (1 мм объекта соответствует 1 мм на матрице).
3. По рабочему и фокуснуму расстоянию. Рабочее расстояние характеризует дистанцию от передней части объектива до объекта съемки. Фокусное расстояние определяет угол обзора (сектор пространства, который попадает в кадр). Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора объектива.

4. По типу фокусировки. Различают объективы автофокусные и мануальные (с ручным фокусом).
Вторые обладают приемуществом при макросъемке.
5. По светосиле. Параметр, который характеризует значение максимально открытой диафрагмы.
6. По диаметру объектива. Этот параметр важен, поскольку макрообъектив подразумевает крепление макровспышки, также имеющей диаметр фиксирующего кольца.
7.
МАКРОВСПЫШКА
Макрообъектив подразумевает использование макровспышки. Она представлена двумя разновидностями:
1. Кольцевая вспышка.
2. Сегментарная вспышка.
При использовании кольцевой вспышки свет идет параллельно оптической оси.
Преимущества: съемка недоступных объектов глубоко в полости рта, объекты, т. е. зубы, получаются равномерно освещенными, даже если кольцо света частично прикрывают губы или щеки; естественная цветопередача. Недостаток: объекты получаются почти без теней.
Изображения, как правило, выглядят плоскими, потому что тени, которые необходимы для создания трехмерного эффекта, отсутствуют. Нежелательные яркие точки и кольца не позволяют оценить структуру поверхности, так как эти зоны слишком засвечены, в то время как боковые участки являются слишком темными.
Сегментарная вспышка дает тень, но при этом изображение зубных рядов обретает объем. С такой вспышкой можно выбрать наиболее приемлемое направление света. И при этом бликов на зубах становится значительно меньше, что позволяет получить больше информации на снимке зубов (рис. 9).
Рис. 9а. Кольцевая макровспышка.

Рис. 9б. Сегментарная макровспышка.
Вывод: чем глубже объект находится в полости рта, тем более обоснованно использование кольцевой вспышки. Сегментарная (билатеральная) вспышка должна быть использована для объектов, расположенных вне полости рта.
В заключение хочется сказать, что цифровая фотография стала неотъемлемой частью повседневной работы врача-стоматолога. Но даже большой клинике накладно будет иметь в штате профессионального фотографа. Да и его видение объекта съемки будет отличаться от видения доктора. Выход из этой ситуации только один: самостоятельно научиться пользоваться фототехникой.

перейти в каталог файлов
связь с админом