Главная страница
qrcode

ситуационные задачи для экзамена. Задача 1 в стационар поступил пациент Л. 25 лет с диагнозом язвенная болезнь 12-перстной кишки


НазваниеЗадача 1 в стационар поступил пациент Л. 25 лет с диагнозом язвенная болезнь 12-перстной кишки
Анкорситуационные задачи для экзамена.doc
Дата14.12.2017
Размер254 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файласитуационные задачи для экзамена.doc
ТипЗадача
#37660
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Задача № 1

В стационар поступил пациент Л. 25 лет с диагнозом язвенная болезнь 12-перстной кишки.

Жалобы на острые боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, нередко ночью, отрыжку кислым, изжогу, запоры, похудание. Аппетит сохранен. Больным себя считает около года, однако к врачам не обращался. Работа связана с нервным перенапряжением, много курит. Пациент обеспокоен состоянием своего здоровья, снижением трудоспособности. Объективно: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, подкожно-жировая клетчатка развита слабо. Со стороны легких и сердечно-сосудистой системы патологии нет. Язык обложен бело-желтым налетом. При пальпации живота отмечается резкая болезненность справа от средней линии живота выше пупка. Печень и селезенка не пальпируются. Пациенту назначено исследование ФГДС.
Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациенту характер предстоящей процедуры и подготовьте его к ней.

  1. Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы.


Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие: боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, ночные боли, похудание, изжога, запоры.

Потенциальные: кровотечения, пенетрация, перфорация.

Приоритетная проблема пациента: боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, нередко ночью.

Краткосрочная цель: пациент отмечает уменьшение болей к концу недели.

Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб к моменту выписки.
План ухода

1. Обеспечить удобное положение в постели.

Для облегчения состояния больного, для скорейшей регенерации язвы.

2. Контролировать постельный режим.

Для уменьшения болей, профилактики кровотечения.

3. Диета №1а, 1б, 1.

Исключить соленое, острое, жареное, частое дробное питание малыми порциями.

Для исключения продуктов, вызывающих раздражение слизистой оболочки 12-ти перстной кишки.

4. Провести беседу с родственниками об обеспечении рационального питания пациента.

Для эффективного лечения.

5. Беседа с пациентом о приеме и побочных эффектах антацидных препаратов.

Для предотвращения побочных эффектов при приеме антацидов.

Оценка: пациент отмечает значительное улучшение самочувствия, демонстрирует знания о мерах профилактики этого заболевания. Цель достигнута.

Студент обучает пациента правилам подготовки к ФГДС.

Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы.
Задача № 2

Пациентка С., 40 лет, поступила в стационар на лечение с диагнозом хронический холецистит, стадия обострения.

Жалобы на ноющие боли в правом подреберье, усиливающиеся после приема жирной пищи, тошноту, по утрам горечь во рту, однократно была рвота желчью, общую слабость. Считает себя больной около 7 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, которое связывает с приемом обильной, жирной пищи.

Пациентка тревожна, депрессивна, жалуется на усталость, плохой сон. В контакт вступает с трудом, говорит, что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

Объективно: состояние удовлетворительное, подкожно-жировая клетчатка выражена избыточно, кожа сухая, чистая, отмечается желтушность склер, язык сухой, обложен серо-белым налетом. При пальпации болезненность в правом подреберье. Симптомы Ортнера и Кера положительны. Пульс 84 уд./мин. АД 130/70 мм рт. ст., ЧДД 20 в мин.
Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите её проведению тюбажа в домашних условиях.

  1. Продемонстрируйте на фантоме технику дуоденального зондирования.


Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие:

- боли в правом подреберье;

- горечь во рту;

- нарушение сна;

- беспокойство по поводу исхода заболевания.

Потенциальные:

- риск развития осложнений (калькулёзный холецистит; перфорация желчного пузыря; эмпиема желчного пузыря; гангрена желчного пузыря).

Приоритетная проблема пациентки: боль в правом подреберье.

Краткосрочная цель: пациентка отметит стихание болей к концу 7-го дня стационарного лечения.

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на боли в правом подреберье к моменту выписки.
План

Мотивация

1. Обеспечение диеты № 5а

Максимально щадить желчный пузырь.

2. Беседа о сути её заболевания и современных методах его диагностики, лечения, профилактики.

Для уменьшения беспокойства за исход лечения, снятия тревоги за своё будущее.

3. Проведение беседы с пациенткой о подготовке к УЗИ ГБС и дуоденальному зондированию.

Для повышения эффективности лечебно-диагностических процедур.

4. Обучение правилам приема мезим-форте.

Для эффективности действия лекарственного средства.

5. Проведение беседы с родственниками пациентки об обеспечении питания с ограничением жирных, соленых, жареных, копченых блюд.

Для предупреждения возникновения болевого синдрома.

6. Обучение пациентки методике проведения тюбажа.

Для снятия спазма желчных ходов, оттока желчи.

7. Наблюдение за состоянием и внешним видом пациентки.

Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.

Оценка эффективности: пациентка отмечает снижение интенсивности болевого приступа. Цель достигнута.

Студент демонстрирует правильно выбранную методику проведения тюбажа, осуществляет обучение в соответствии со стандартом манипуляции и определяет ответную реакцию пациентки на проводимое обучение.

Студент демонстрирует технику дуоденального зондирования на фантоме в соответствии с алгоритмом действий.


Задача № 3

В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия.

Жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.

Объективно: бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации - систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.

Анализ крови: Нв - 75 г/л, эритроциты 3,9´1012 /л, цветной показатель 0,8, лейкоциты - 4,5´109 /л, СОЭ 20 мм/час.
Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациентку правилам приема препаратов железа, объясните возможные побочные эффекты.

  1. Продемонстрируйте сбор системы для в/в вливаний.


Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие: слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.

Потенциальные: риск нарушения сердечной деятельности, риск развития инвалидности.

Приоритетная: отсутствие аппетита и извращение вкуса.

Краткосрочная цель - улучшение аппетита в течение одной недели.

Долгосрочная цель - восстановление аппетита ко дню выписки.
План

Мотивация

1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа.

Для ликвидация дефицита железа в пище.

2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо.

Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме.

3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе.

Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита.

4. Рекомендация по приему горечей.

Для стимуляции аппетита и желудочной секреции.

5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД.

Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.

6. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов.

Предупреждение запоров при приеме препаратов железа.

7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты.

Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты.

Оценка: у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.

Студент объясняет пациентке правила приема и побочные эффекты препаратов железа.

Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в вливания в соответствии с алгоритмом действий.

Задача № 4

Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет I типа.

Жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.

В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, плохо спит, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.
Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.

3. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.

Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие:

- жажда;

- полиурия;

- учащенное мочеиспускание;

- кожный зуд;

- слабость;

- опасение за исход заболевания;

Потенциальные:

- риск развития гипо- и гипергликемической ком;

- риск развития диабетической стопы;

- риск развития ретинопатии.

Из перечисленных проблем пациента приоритетной является жажда.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.

Долгосрочная цель: у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.
План

Мотивация

1. Обеспечить питание согласно диете №9.

Для нормализации углеводного обмена.

2. Обеспечить пациенту лечебно-охранительный режим.

Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы.

3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни.

Для активного участия пациента в лечении.

4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче.

Для коррекции дозы инсулина.

5. Обеспечить гигиенический уход за кожными покровами.

Для предупреждения присоединения инфекций.

6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина.

Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе.

7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания).

Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии.

8. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой № 9.

Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений.

Оценка эффективности: пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.

Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.

Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.

Задача № 5

В эндокринологическом отделении на стационарном лечении находится пациентка М. 38 лет с диагнозом диффузный токсический зоб.

Жалобы на сердцебиение, потливость, чувство жара, слабость, дрожание пальцев рук, похудание, раздражительность, плаксивость, нарушение сна, снижение трудоспособности. Пациентка раздражительна по мелочам, суетлива.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные и горячие на ощупь, отмечается тремор конечностей и экзофтальм, щитовидная железа увеличена (“толстая шея”). При перкуссии - границы сердца расширены влево, при аускультации тоны сердца громкие и ритмичные, выслушивается систолический шум. Температура тела 37,20С. Пульс 105 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст. ЧДД 20 в мин.

Пациентке назначено: УЗИ щитовидной железы, исследование крови на Т3, Т4, ТТГ.
Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациентке порядок подготовки к сдаче крови на Т3, Т4, ТТГ.

3. Продемонстрируйте на фантоме метод взятия крови из вены с целью исследования гормонов щитовидной железы.
Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие: сердцебиение, потливость, чувство жара, слабость, раздражительность, плаксивость, похудание, дрожание пальцев рук, бессонница;

Потенциальные: высокий риск тиреотоксического криза, острой сердечной недостаточности, нарушения функции нервной системы;

Приоритетная проблема: сердцебиение.

Краткосрочная цель: сердцебиение уменьшится к концу 1-ой недели.

Долгосрочная цель: восстановление сердечного ритма к моменту выписки.
План

Мотивация

1. Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима пациентом.

Для исключения физических и эмоциональных перегрузок.

2. Обеспечить проветривание палаты, влажную уборку, кварцевание.

Для устранения гипоксии, обеспечения комфортных гигиенических условий.

3. Обеспечить пациентке дробное, легко усвояемое, богатое витаминами питание.

Для восполнения энергетических затрат, так как у пациентки высокий основной обмен.

4. Наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс, ЧДД., взвешивать.

Для ранней диагностики тиреотоксического криза.

5. Провести беседу с пациентом и родственниками о сущности заболевания.

Для профилактики осложнений, активного участия пациентки в лечении.

Оценка: цель достигнута, частота пульса пациентки в пределах нормы после курса лечения.

Студент доступно объясняет пациенту правила подготовки к взятию крови на Т3, Т4, ТТГ.

Студент демонстрирует на фантоме технику взятия крови из вены с целью исследования уровня гормонов щитовидной железы в соответствии с алгоритмом действий.

Задача № 6

Пациент 47 лет, автослесарь, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни.

Пациента беспокоит кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно половина стакана в сутки). Карманной плевательницей не пользуется, мокроту сплёвывает в платок или в газету, иногда в раковину. Назначенные врачом препараты принимает нерегулярно, так как часто забывает о часах приёма.

Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиление кашля после курения, особенно утром.

Аппетит сохранён, вегетарианец. Мало пьёт жидкости. Пользуется съёмным протезом верхней челюсти.

Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией, спрашивает, болезненна ли и опасна эта процедура, можно ли её сделать под наркозом.

По объективным данным ЧДД 18 в минуту, пульс 80 в минуту, АД 120/80 мм рт. ст., температура 37,2° С.
Задания

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Объясните пациенту правила подготовки к бронхоскопии.

Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 0,5 г ампициллина.
Эталон ответа

Проблемы пациента:

- пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо;

- пациент не понимает необходимости усиленного белкового питания при влажном кашле;

- пациент не понимает необходимости пить больше жидкости;

- пациент не осознаёт факторы риска, негативно сказывающиеся на его состоянии здоровья (курение, недостаточное потребление жидкости, нерациональное питание, нерегулярный приём лекарств);

- пациент испытывает напряжение, тревогу и беспокойство в связи с необходимостью проведения бронхоскопии.
Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо.

Цель: пациент будет пользоваться карманной плевательницей в течение всего времени заболевания.
План

Мотивация

1. Беседа о необходимости использования ингалятора

Обеспечение права на информированное согласие

2. Демонстрация карманной плевательницы и правил пользования ею

Обеспечение наглядности обучения

3. Контроль ежедневно

Оценка достижения цели
Оценка эффективности: пациент откашливает мокроту, пользуясь карманной плевательницей. Пациент знает, как нужно дезинфицировать плевательницу в домашних условиях. Цель достигнута.

Студент доступно объяснит пациенту правила подготовки к бронхоскопии.

Студент демонстрирует технику в/м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции.


  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом