Главная страница
qrcode

Задачи формирование и развитие благоприятного эмоционального настроя на роды


НазваниеЗадачи формирование и развитие благоприятного эмоционального настроя на роды
Дата05.07.2019
Размер0,89 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpsikhologicheskaya_podgotovka_k_rodam.doc
ТипДокументы
#76721
страница4 из 9
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма?

Сегодня на занятии мы работали над дыханием, обсудили стили переживания беременности, поняли что от нашего активного участия зависит очень многое, а так же познакомились с новым приемом релаксации и управлением своими эмоциями и телом.

Наше занятие заканчивается, и я хочу спросить у вас, как вы ощущали сегодня себя во время нашего занятия, ответить прошу не произнося ни слова, жестами, мимикой….

Спасибо всем. До встречи.

5 день

(Цели для ведущего:Познакомить с методом вокализации, формирование у женщин уверенности в себе, своих силах.

Цели для участников: Научиться формулировать свои мысли и чувства, понимать свои эмоции и эмоции других людей, отрабатывать навыки дыхания и релаксации. Узнать о сенсорных способностях плода.)

Здравствуйте, рада всех видеть в полном составе!

Сейчас этот мячик побывает у каждого в руках, как только мяч будет у вас - вы продолжаете фразу « я очень рада тому, что…»


Всем понятно задание?


Готовы?


Как вы? Готовы к занятию?

Вчера вы написали самому себе прекрасные письма. Сейчас вы получите эти письма. Но что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно отвечают на него. Поэтому у вас сейчас будет 10 минут на то, чтобы прочитать и ответить на свое письмо. Пожалуйста, отвечайте конкретно на то письмо, которое вы получили. Ответы иногда бывают очень неожиданными.


Какие чувства вы испытывали, когда писали ответы?

Теперь я попрошу вас разбиться на пары через одного, сядьте друг напротив друга и зачитайте письмо и ответ.


Все прочли?

Теперь расскажите, что вы чувствуете сейчас в данный момент и о чем думаете.

По готовности, прошу всех сесть на свои места.


Как вам было работать в парах, что было легко, а что вызвало затруднения и как вы думаете почему?. Кто готов начать?

Дыхательная гимнастика.


Экономное дыхание, кто напомнит, что это такое?

Полное дыхание, как оно выполняется.

Сейчас давайте разделимся на две группы, через одного, что бы в группе не был ваш сосед слева и справа.

У каждой группы есть информационный лист, пожалуйста, зачитайте его и обсудите в своей группе.

Информационный лист.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Напомним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.

Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости (околоплодные воды). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью "проглатывать" двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства (!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.

Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.

На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.

Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери - ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия (контакт через прикосновение) дает возможность поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесьесть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев. Доктор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом (погружение в мир личных переживаний). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых беседах.

Дело в том, что мать девочки, работавшая в начале беременности в фирме по импорту-экспорту, использовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток.

Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересному выводу после наблюдения за семьями профессиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома.

Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации.

Напротив, дети отцов с глубоким басом появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более интересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.

Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде университетов и больниц Парижа, в которых приняли участие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотнесенностью с определеннымиучастками основного энергетического меридиана, хорошо известного специалистам в области акупунктуры.

Бесспорным фактом является существование вибрационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасимпатических ганглиев (симпатические, парасимпатические - разновидности узлов нервной системы) .

При стимуляции одной из энергетических точек одного из нервных центров данный процесс распространяется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.

На основании своих наблюдений Мари-Луиза Аучер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом "поющем" родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были.

Аучер считает, что "хоровое пение" улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.

Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.

Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: "Эта любовь жила во мне еще до рождения". Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он

упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.

Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы смогли спросить об этом Моцарта!

Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно - он будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Кроме возможного формирования определенных способностей мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.


Вы готовы сесть обратно в круг?


Какие у вас впечатления от работы в группе?


Что нового вы узнали?

Спасибо.

Продолжаем работу.

Упражнение "Угадайка" - 15 мин.

(Цель: помочь участникам группы эмпатически почувствовать эмоциональное состояние другого человека.)

Сейчас все участники группы по очереди будут выходить в центр кругаи говорить эмоционально окрашенную фразу о будущем ребенке. Каждый по очереди называет то чувство или несколько чувств, которые по его мнению, испытывает говорящий.


Верно ли угадано чувство, эмоция?

(в центр круга выходит каждый участник тренинга)


Что вы сейчас чувствуете?


Что было легко, что трудно?

Сейчас я хочу предложить вам немного отдохнуть и спеть всем вместе колыбельную песню. (колыбельная медведицы)-текст песни на раздаточном материале)

Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая,


Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи -

Белые медведи,

Спи скорей и ты, малыш.

Мы плывем на льдине,

Как на бригантине,

По седым, суровым морям.

И всю ночь соседи,

Звездные медведи

Светят дальним кораблям.


Как ощущения?


Что происходило с вами и вашим малышом во время пения?

На этой ноте мы заканчиваем наше занятие, и давайте сейчас, коротко скажем что порадовало нас сегодня на занятии и что может огорчило. И пожелаем друг другу, что-нибудь приятное на следующую неделю.

Сегодня мы говорили о наших эмоциях и о сенсорных способностях вашего малыша, говорили о чувствах своих и других людей, познакомились с приемом вокализации, который поможет вам нормализовать эмоциональное состояние, дыхание, поможет справиться с тревогой, а еще как приятно слышать ваш голос вашему малышу!

Всем спасибо. До следующей встречи.

6 день.

(Цели для ведущего: Проанализировать видеоматериал по внутриутробному развитию. Познакомить с приемами самомассажа. Формирование уверенного поведения и развитие навыков самоконтроля. Стимуляция самостоятельности принятия решений,- возможности выбирать способ родов, обстановку, окружение,итд

Цели для участников: Узнать о внутриутробном развитии ребенка, и о периодах родов. Отработка дыхательных упражнений.)

Здравствуйте!

Сегодня наша шестая встреча и я рада всех вас видеть снова. И начать наше занятие я хотела бы с песни, давайте попробуем.

Текст песни на листе у каждого участника тренинга.

Припев:

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам!

И, конечно, припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором!

Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка.

Раз иголка, два иголка - будет ёлочка,

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,

Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Припев.

В небесах зари полоска заполощется.

Раз берёзка, два берёзка - будет рощица,

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,

Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Припев.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно.

Раз дождинка, два дождинка - будет радуга,

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,

Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Припев.


Как настроение?

Сегодня я хочу представить вашему вниманию видеоматериал по внутриутробному развитию плода. Прошу сесть поудобнее и приготовиться к просмотру. Мы несколько раз обязательно сделаем перерывы. Во время перерывов выполняется дыхательная гимнастика.

1 перерыв. (через 15 минут)

Отработка полного дыхания в движении. (5 мин)

2 перерыв (через 30 мин. От начала)

Отработка экономного дыхания (5 мин)

3 перерыв (через 45 минут от начала)

1. - 3/3, 2; 3/4, 2; 3/5, 2; 3/6, 2;

2. - 4/6, 2; 4/7, 2; 4/8, 2;

3. - 5/8, 3; 6/8, 3; 7/8, 3; 8/8, 3;

4. - 7/8, 3; 6/7, 3; 5/6, 3; 4/5, 2; 4/4, 2; 2/3, 2.

Числитель - продолжительность вдоха. Знаменатель - продолжительность выдоха. Третий показатель - пауза после выдоха. Каждый счет равен одной секунде. На первом этапе постепенно увеличивает продолжительность выдоха до тех пор, пока он не станет в два раза длиннее вдоха. На втором этапе пауза после выдоха равна половине вдоха. На третьем этапе удлиняют вдох и паузу после выдоха. На четвертом этапе дыхание постепенно возвращается к исходному. Продолжительность дыхательной гимнастики –5 минут.


Фильм закончился и я жду от вас отзывов, что вы чувствовали, смотря это фильм?

Сейчас разделимся на две группы, и образуем два небольших круга.

Информационные листы.

Периоды родов и их течение

По определению ВОЗ, «Нормальные роды — это роды, которые начинаются спонтанно у женщин низкого риска в начале родов и остаются таковыми в течение всех родов: ребенок рождается спонтанно в головном предлежании при сроке беременности от 37 до 42 полных недель, и после родов мать и ребенок находятся в хорошем состоянии».

Роды разделяют на три периода: период раскрытия, период изгнания и последовый период. Общая продолжительность родов зависит от многих обстоятельств: возраст, подготовленность организма женщины к родам, особенности костного таза и мягких тканей родовых путей, размера плода, характера предлежащей части и особенности ее вставления, интенсивность изгоняющих сил и др.

Средняя продолжительность нормальных родов у первородящих равна 9—12 часов, у повторнородящих — 7—8 часов.

Стремительными являются роды у первородящих продолжительностью 3 часа, у повторнородящих — 2 часа.

Быстрые роды соответственно 4—6 часов и 2—4 часа.

Длительность родов по периодам:

I период: -8—11 часов у первородящей; 6—7 часов у повторнородящей;

II период: -первородящие — 45—60 мин; повторнородящие — 20—30 мин;

III период: -5—15 мин, максимум 30 мин.

I период родов — период раскрытия. Этот период родов начинается после короткого или продолжительного прелиминарного периода, в нем происходит окончательное сглаживание шейки матки и раскрытие наружного зева шеечного канала до степени, достаточной для изгнания плода из полости матки, т. е. на 10 см или, как отмечали в старину, — на 5 поперечных пальцев.

Раскрытие шейки матки происходит по-разному у первородящих и повторнородящих женщин. У первородящих женщин сначала раскрывается внутренний зев, а потом уже наружный, у повторнородящих женщин внутренний и наружный зев открываются одновременно. Другими словами, у первородящей женщины сначала идет укорочение и сглаживание шейки, а уже потом раскрытие наружного зева. У повторнородящей женщины идет одновременно и укорочение, и сглаживание, и раскрытие шейки.

Как уже говорилось, сглаживание шейки матки и раскрытие наружного зева происходит за счет ретракций и дистракций. Средняя скорость раскрытия шейки от 1 до 2 см в час.

Раскрытию шейки матки способствует перемещение околоплодных вод в сторону нижнего полюса плодного пузыря.

Когда головка опускается и прижимается ко входу в малый таз, она со всех сторон соприкасается с областью нижнего сегмента. Место охвата головки плода стенками нижнего сегмента матки называется поясом соприкосновения, который делит околоплодные воды на передние и задние. Под напором околоплодных вод нижний полюс плодного яйца (плодный пузырь) отслаивается от стенок матки и внедряется во внутренний зев канала шейки.

Во время схваток плодный пузырь наливается водой и напрягается, способствуя раскрытию шейки. Разрыв плодного пузыря происходит при максимальном растяжении нижнего полюса во время схватки. Оптимальным считается спонтанное вскрытие плодного пузыря при раскрытии шейки матки на 7—8 см у первородящей женщины, а у повторнородящей женщины достаточно раскрытия 5—6 см.

Большему напряжению околоплодного пузыря способствует продвижение головки по родовому каналу. Если воды не отходят, проводится их искусственное вскрытие, которое называется амниотомия. При несостоятельности плодных оболочек воды отходят раньше. Преждевременным считается отхождение вод до начала родовой деятельности, ранним — в первом периоде родов, но до оптимального раскрытия. При спонтанном или искусственном вскрытии плодного пузыря отходят передние околоплодные воды, а задние воды изливаются вместе с ребенком.

По мере раскрытия шейки матки (тем более после отхождения передних вод) головку ничто не удерживает, и она опускается (продвигается по родовому каналу). В течение первого периода физиологических родов головка выполняет два первых момента биомеханизма родов: сгибание и внутренний поворот; при этом головка опускается в полость малого таза или на тазовое дно.

Опускаясь, головка проходит следующие этапы: над входом в малый таз, прижата ко входу в малый таз, малым сегментом во входе в малый таз, большим сегментом во входе в малый таз, в полости малого таза, на тазовом дне.

Продвижению головки способствуют регулярные схватки, характеристики которых даны. Выталкиванию плода более всего способствует контрактильная активность тела матки.

При нормальных родах первый период родов протекает гармонично в плане главных показателей: раскрытия шейки, схваток, опускания головки и отхождения вод. Первый период начинается с регулярных схваток (продолжительностью не менее 25 с, с интервалом не более 10 мин) и раскрытия шейки (при этом оптимальным являются целые воды и головка, прижатая ко входу в малый таз). Первый период заканчивается, когда шейка полностью раскрыта (на 10 см), схватки — каждые 3—4 мин по 50 с, и начинаются потуги, воды отошли, и головка к этому времени должна опуститься на тазовое дно.

В первом периоде родов выделяют три фазы: латентную, активную и транзиторную.

Латентная фаза составляет 50—55% от продолжительности первого периода, начинается с момента появления регулярных схваток и начала раскрытия шейки, в конце ее схватки должны быть через 5 мин по 30—35 с, раскрытие шейки 3—4 см. Головка прижата ко входу в малый таз. Длительность этой фазы зависит от подготовленности родовых путей и составляет 4—6 ч.

Активная фаза продолжается не более 30—40% от общего времени периода раскрытия, начальные ее характеристики такие же, что и в конце латентного периода. К концу активной фазы раскрытие 8 см, схватки через 3—5 мин по 45 с, головка малым или даже большим сегментом во входе в малый таз. К концу этого периода должны отойти околоплодные воды или проводится амниотомия.

Транзиторная фаза продолжается не более 15% времени, у повторнородящих быстрее. Она заканчивается полным раскрытием шейки, схватки к ее концу должны быть каждые 3 мин по 50—60 с, головка опускается в полость таза или даже опускается на тазовое дно.

II период родов — период изгнания начинается после полного раскрытия зева и заканчивается рождением ребенка. Воды к этому периоду должны отойти. Схватки приобретают потужной характер и наступают каждые 3 мин продолжительностью почти минуту. Все виды схваток достигают максимума: и контрактильная активность, и ретракции, и дистракции. Головка в полости малого таза или на тазовом дне. Возрастает внутри-маточное давление, а затем и внутрибрюшное давление.

Стенки матки становятся толще и теснее обхватывают плод. Развернутый нижний сегмент и сглаженная шейка матки с раскрытым зевом образуют вместе с влагалищем родовой канал, который соответствует размерам головки и туловища плода.

К началу периода изгнания головка интимно соприкасается с нижним сегментом — внутренний пояс соприкосновения и вместе с ним тесно прилегает к стенкам малого таза — наружный пояс соприкосновения.

К схваткам присоединяются потуги — рефлекторно возникающие сокращения поперечно-полосатой мускулатуры брюшного пресса. Потугами роженица может управлять — усиливать или ослаблять.

Во время потуг дыхание роженицы задерживается, диафрагма опускается, мышцы живота сильно напрягаются, внутриутробное давление возрастает. Плод под влиянием изгоняющих сил приобретает очертание баклажана: позвоночник плода разгибается, скрещенные ручки плотнее прижимаются к туловищу, плечики поднимаются к головке, и верхний конец плода приобретает цилиндрическую форму, ножки согнуты в тазобедренных и коленных суставах.

Поступательные движения плода совершаются по проводной оси таза (ось таза, или ось родового канала, проходит через точки пересечения прямого и поперечного размеров четырех классических плоскостей таза). Ось таза изгибается в соответствии с вогнутой формой передней поверхности крестца, в выходе из таза она направляется кпереди к симфизу.

Для костного канала характерна неодинаковая величина его стенок и размеров в отдельных плоскостях. Стенки малого таза неровные. Симфиз значительно короче крестца.

К мягким тканям родового канала, кроме развернутого нижнего сегмента и влагалища, относятся пристеночные мышцы таза и тазовое дно. Мышцы таза, выстилающие костный канал, сглаживают неровности его внутренней поверхности, что создает благоприятные условия для продвижения головки. Мышцы и фасции тазового дна и Бульварного кольца до последних моментов родов оказывают сопротивление продвигающейся головке, тем самым, способствуя повороту ее вокруг горизонтальной оси. Оказывая сопротивление, мышцы тазового дна в то же время растягиваются, взаимно смещаются и образуют удлиненную выходную трубку, диаметр которой соответствует размерам рождающейся головки и туловища плода.

Эта трубка, являющаяся продолжением костного канала, не прямолинейна, она идет косо, изгибаясь в виде дуги. Нижний край родового канала, образован вульварным кольцом.

Проводная линия родового канала имеет форму кривой («рыболовного крючка»). В костном канале она идет книзу почти прямо, а на дне таза — изгибается и направляется кпереди. В I периоде родов совершается сгибание головки и внутренний ее поворот, а во II периоде родов — остальные моменты биомеханизма родов.

II период родов заканчивается рождением ребенка. Продолжительность его 30—60 мин у первородящих и 20— 30 мин У повторнородящих. В течение этого периода женщина ощущает частые, продолжительные, сильные и болезненные схватки, ощущает сильное давление на прямую кишку и мышцы промежности, что заставляет ее тужиться. Она совершает очень тяжелую физическую работу и испытывает напряжение. В связи с этим может быть учащение пульса, повышение АД, вследствие напряжения и задержки дыхания отмечаются гиперемия лица, нарушение ритма дыхания, дрожание и судороги в мыщцах.

III период — последовый период. После рождения плода начинается третий период родов — последовый.

В III периоде родов происходит:

1. Отделение плаценты и оболочек от стенок матки.

2. Изгнание отслоившегося последа из половых путей.

Спустя несколько минут после рождения плода возобновляются схватки, способствующие отслоению плаценты и изгнанию отделившегося последа (плацента, оболочки, пуповина).

После рождения плода матка уменьшается и становится округлой, дно ее располагается на уровне пупка. При последовых схватках сокращается вся мускулатура матки, включая и область прикрепления плаценты — плацентарную площадку. Плацента не сокращается, и поэтому происходит ее смещение с уменьшающейся в размерах плацентарной площадки. Плацента образует складки, выпячивающиеся в полость матки, и, наконец, отслаивается от ее стенки. Плацента отслаивается в спонгиозном (губчатом) слое, в области плацентарной площадки на стенке матки останется базальный слой слизистой оболочки и гастицыспонгиозного слоя.

При нарушении связи между плацентой и стенкой матки происходит разрыв маточно-плацентарных сосудов плацентарной площадки.

Отделение плаценты от стенки матки происходит с центра или с краев. При начавшейся отслойке плаценты с центра кровь скапливается между плацентой и стенкой матки, образуется ретроплацентарная гематома. Нарастающая гематома способствует дальнейшей отслойке плаценты и выпячиванию ее в полость матки.

Отделившаяся плацента при потугах выходит из половых путей плодовой поверхностью наружу, оболочки вывернуты наизнанку (водная оболочка снаружи), материнская поверхность обращена внутрь родившегося последа. Этот вариант отслойки плаценты, описанный Шульце, встречается чаще.

Если отделение плаценты начинается с периферии, то кровь из нарушенных сосудов не образует ретроплацентарной гематомы, а стекает вниз между стенкой матки и оболочками. После полного отделения плацента скользит вниз и тянет за собой оболочку.

Плацента рождается нижним краем вперед, материнской поверхностью наружу. Оболочки сохраняют расположение, в котором они находились в матке (водная оболочка внутри). Этот вариант описан Дунканом.

Рождению последа, отделившегося от стенок матки, кроме схваток, способствуют потуги, которые возникают при перемещении последа во влагалище и раздражении мышц тазового дна. В процессе выделения последа вспомогательное значение имеют тяжесть плаценты и ретроплацентарная гематома. При горизонтальном положении роженицы легче идет отделение плаценты, расположенной по передней стенке матки.

При нормальных родах отделение плаценты от стенки матки происходит только в III периоде родов. В первых двух периодах отделение не происходит, так как место прикрепления плаценты сокращается меньше, чем другие отделы матки, отделению плаценты препятствует внутриматочное давление.

III период родов самый короткий. Утомленная роженица лежит спокойно, дыхание ровное, исчезает тахикардия, артериальное давление приходит к исходному уровню. Температура тела обычно нормальная. Кожные покровы имеют обычную окраску.

Последовые схватки обычно не вызывают неприятных ощущений. Умеренно болезненными схватки бывают только у повторнородящих.

Дно матки после рождения плода располагается на уровне пупка. Во время последовых схваток матка уплотняется, становится более узкой, плоской, дно ее поднимается выше пупка и отклоняется чаще в правую сторону. Иногда дно матки поднимается до реберной дуги. Эти изменения свидетельствуют о том, что послед вместе с ретроплацентарной гематомой опустился в нижний сегмент матки, при этом тело матки имеет плотную консистенцию, а нижний сегмент мягковатой консистенции.

У роженицы появляется желание тужиться, и послед рождается.

В последовом периоде при нормальных родах физиологическая кровопотеря 100—300 мл, в среднем 250 мл или 0,5% от массы тела роженицы у женщин с массой до 80 кг (и 0,3% при массе тела более 80 кг).

Если плацента отделилась по центру (вариант, описанный Шульце), то кровь выделяется вместе с плацентой. Если отделение плаценты с края (вариант, описанный Дунканом), то часть крови выделяется до рождения последа, и часто — вместе с ним. После рождения последа матка резко сокращается.

Принципы ведения родов. Прием роженицы в родильный дом

Накануне родов необходимо проверить: все ли методы обследования и подготовки проведены в условиях женской консультации, уточнить срок беременности и предполагаемый срок родов.

Концепция оказания помощи в родах:

• оценить степень риска для беременной и плода накануне родов;

• помнить, что прежде всего нужно обеспечить безопасность матери и ребенка;

• осуществить выбор стационара;

• выбрать адекватный метод родоразрешения;

• осуществлять контроль в родах за состоянием матери и плода;

проводить профилактику гипоксии плода;

• применять обезболивание;

• оказывать бережное пособие в родах;

• проводить профилактику кровотечения в родах;

• оценить состояние ребенка при рождении и при необходимости своевременно оказать помощь;

• проводить раннее прикладывание ребенка к груди матери;

• использовать возможность совместного пребывания матери и ребенка;

• обеспечить оказание адекватного ухода;

• соблюдать права пациента.

Оценка факторов риска проводится накануне родов и рассматривается в течение родов. В оценке факторов риска как в женской консультации, так и в акушерском стационаре, должен принимать участие врач и только в его отсутствие одна акушерка. В некоторых случаях требуется дородовая плановая профилактическая госпитализация.

Выбор стационара делает женщина, но помочь ей в этом должна акушерка с учетом акушеркой ситуации, интересов женщины, ее материального обеспечения. Это актуально в больших городах, где имеется несколько родильных домов различной специализации и различными условиями прибывания.

В нашей стране роды рекомендуется проводить в стационаре, где имеются все необходимые условия для оказания квалифицированной помощи женщине и ребенку. Это соответствует требованиям программы ВОЗ «Безопасное материнство».

В больших родильных домах врач оценивает состояние женщины и факторы риска при поступлении, составляет план родоразрешения, методы родоразрешения согласовываются с женщиной, для выполнения манипуляций и назначения лекарств требуется согласие женщины. Наблюдение, уход, выполнение назначений, выполнение акушерского пособия по родоразрешению, отделению последа, туалет новорожденного выполняет акушерка. Ведение нормальных родов доверяется опытной акушерке, при недостаточном опыте акушерки контролируется врачом или более опытной акушеркой, но при возникновении факторов риска, и особенно осложнений, акушерка вызывает врача.

Помощь в родах и послеродовом периоде в акушерском стационаре, так же как и обследование в женской консультации, бесплатно для граждан России в соответствии с обязательным медицинским страхованием. Кроме того, помощь в родах относится к неотложной медицинской помощи для всех обратившихся. Для женщин, заинтересованных в дополнительных сервисных услугах, организованы хозрасчетные отделения. Разрешено присутствие мужа или других родственников в родильной палате. Лица, присутствующие на родах, должны быть подготовленными, чтобы не быть пассивными зрителями или помехой во время родов.

Роды на дому в нашей стране не являются официальными и не поощряются, так как очень сложно обеспечить безопасность здоровья матери и ребенка в домашних условиях. В некоторых странах разрешены роды на дому. Это объясняется недостаточным развитием стационарной помощи или возможностью организации условий, близких к стационарным, на дому. И в том, и другом случае это сопряжено с большим риском. Для ведения родов на дому необходимо иметь официальное разрешение на такой вид деятельности, соответствующие домашние условия, подготовленный медицинский персонал, соответствующее оснащение, обеспеченность транспортом для срочного перевода в стационар при возникновении осложнений, близкое расположение стационара.

Вопрос ведения родов на дому требует изучения, прежде чем внедрять его в практику. Акушерка не имеет права злоупотреблять доверием пациентов, так же как не имеет права проводить не санкционированные эксперименты. Акушерка должна помнить о необходимости соблюдать законы и главный принцип медицинской деятельности: «Не навреди».

Организация работы приемного отделения. Порядок приема рожениц.

Прием беременных и рожениц в родильный дом проводит-акушеркой приемного отделения. Женщина может сама обратиться в родильный дом или быть доставлена санитарным анспортом по направлению ЖК или из дома.

В приемном отделении должны быть следующие помещения: вестибюль, фильтр, смотровая комната, санитарная комната, душ, туалет, служебные помещения, кладовая.

В вестибюле должны быть созданы условия для ожидания и предоставлена письменная информация, которая может заинтересовать сопровождающих (номера телефонов справочной службы, правила приема передач, посещения родильниц и т. п.).

Фильтр — помещение, где женщина снимает верхнюю одежду и обувь (если она не оставила ее родственникам), здесь происходит первый разговор с акушеркой; в фильтре должны быть рабочий стол акушерки, городской и местный телефоны, стулья и кушетка, шкаф для одежды и обуви (лучше смежное помещение — гардеробная), шкаф для медицинской документации. Для проведения обследования: тонометр, термометры, шпатели для осмотра носоглотки, необходимое освещение.

Акушерка приемного отделения первой встречает женщину в родильном доме и должна приветствовать ее радушно и доброжелательно, она проводит:

• сбор жалоб: выясняет время начала схваток и отхождения вод, характер родовой деятельности и шевеления плода, непременно выясняет, нет ли головной боли и ухудшения зрения (признаки гестоза) и других жалоб;

• изучение направления, индивидуальной карты беременных, обследований, сбор эпиданамнеза;

• сбор анамнеза (по той же схеме, что и при взятии на учет в ЖК), при этом пользуется информацией из карты беременных;

• обследования: измерение температуры, пульса, АД, осмотр носоглотки, видимых кожных покровов и слизистых, волосяного покрова на педикулез.

В смотровой комнате должны быть кушетка, гинекологическое кресло, шкафчик с медикаментами, рабочий стол врача, стулья, весы, ростомер, манипуляционные столики, лампы для осмотра, инструменты, средства и приспособления для обработки рук, перчатки, дезинфицирующие растворы, накопители и др.

Проводится общий осмотр и акушерское исследование (измерение высоты стояния дна матки, окружности живота, пельвиметрия, наружное акушерское исследование, оценка тонуса матки, сократительной деятельности, сердцебиения плода).

Уточняется срок беременности и предполагаемый вес плода.

В результате этих действий акушерка должна выяснить причину обращения, постараться сформулировать диагноз, оценить состояние женщины, факторы риска, выяснить наличие инфекций или дефицит обследований (противопоказания для поступления в родильный дом общего профиля и показания для госпитализации в обсервационное отделение).

После этого она вызывает врача в приемный покой и сообщает ему полученную информацию. При неотложных состояниях врача вызывают срочно. В приемном отделении имеются укладки для оказания помощи при неотложных состояниях, для родов (кроме того, для профилактики ВИЧ-инфекции, а также для неотложных действий при поступлении пациентов с особо опасными инфекциями).

Врач проводит сбор анамнеза и обследование по той же схеме, используя информацию акушерки, уточняет данные в результате осмотра на зеркалах и влагалищного исследования (в некоторых случаях влагалищное исследование проводится в родильном отделении). Мазки на гонококки в приемном отделении берет врач или акушерка.

Формулируется диагноз (схема акушерского диагноза представлена ниже) , составляется план родоразрешения.

В санитарной комнате проводится санитарная обработка:

• сбриваются волосы в подмышечных впадинах и с наружных половых органов (если женщина возражает, то не проводится), в современных условиях необходимо использовать только одноразовые бритвы и станки;

• очистительная клизма, особенно если давно не было стула, и женщина не может самопроизвольно опорожнить кишечник. Если женщина возражает или предпочитает самостоятельно опорожнить кишечник, клизма не ставится;

• туалет, душ (предоставить женщине туалетную бумагу, подкладной круг для туалета, индивидуальные мыло, губку и простыню).

В приемном отделении проводится исследование мочи — экспресс-проба на белок.

Женщине даются стерильные рубашка, подкладная, халат и тапочки.

Подготавливая женщину в родильный дом, акушерка ЖК Должна подготовить вместе с женщиной перечень санитарных принадлежностей и белья, которые нужно взять с собой.

Если у нее ничего нет с собой, в приемном отделении должны обеспечить всем необходимым.

Если родственники не взяли одежду женщины домой, акушерка берет по переписи вещи женщины на сохранение, они хранятся в специальной кладовой, а ценности — в сейфе. Охрану приемного отделения обеспечивает специальный сотрудник.

Заполняется история родов, делается запись в книге поступающих в родильный дом пациентов.

Роженица проводит в приемном отделении 30—40 мин, после чего переводится на каталке или пешком в родильное отделение. В обязанности акушерки помимо осмотра и санитарной обработки входит проведение психопрофилактической работы (ободрить, успокоить женщину, уверить ее в благополучном успехе родоразрешения); переводя женщину в родильное отделение, необходимо передать ее под наблюдение акушерки родильного отделения и сообщить необходимую информацию.

Прошу сейчас в кругах прочитать и обсудить следующую информацию.

Попрошу теперь всех встать, поставьте руки на пояс, наклонитесь влево, вправо, чуть вперед, чуть-чуть назад. Пройдите вокруг стула. Встаньте на четвереньки, как я , прогните спину вверх, вниз, и так несколько раз.

Теперь сядьте пожалуйста на свои места и продолжим.

Я выдаю вам еще информационные листы.

Правильное поведение женщины во время родов

Правильное поведение женщины во время родов — это комплекс действий, предназначенный для уменьшения риска осложнений родов. Умение настроиться, управлять дыханием, принимать определенные позы — все это важнейшие составляющие успешного появления малыша.

Важнейшее условие правильного поведения женщины во время родов — психологически настроиться на рождение ребенка. Сосредоточьтесь на том, чтобы помочь ребенку появиться на свет.

Правильное поведение при схватках

Во время схваток женщине приходится терпеть сильную боль, и сосредоточиться крайне сложно, поэтому постарайтесь думать об одном — схватка скоро закончится, боль пройдет, а вы еще на один шаг приблизитесь к рождению малыша. Крайне важно расслабиться и начать правильно дышать: дыхание должно быть поверхностным, вдох по продолжительности должен быть равен выдоху.

Во время схваток женщина самостоятельно выбирает движения и позы, позволяющие уменьшить боли — это происходит инстинктивно. При схватках также полезен и самомассаж, оказывающий отвлекающее и обезболивающее действие. Наиболее эффективные приемы — растирание кулаками поясницы, а также легкое поглаживание ладонями низа живота от лобка к боковым частям живота.

Крайне не рекомендуется сидеть во время родов — в таком положении голова ребенка испытывает большие нагрузки. Между схватками, особенно при длительных родах, женщина должна глубоко дышать и лежать, чтобы сберечь силы.

Правильное поведение при потугах

Начало потуг наступает, когда женщина начинает чувствовать давление на прямую кишку. В это время акушерка приглашает женщину в родильный зал на специальное родильное кресло, где будущей маме нужно будет начать тужиться.

Часто бывает, что женщины тужатся неправильно, при этом нанося вред себе и ребенку. В результате продолжительность родов увеличивается, что может неблагоприятно отразиться на здоровье малыша и мамы.

Правильно тужиться необходимо на «низ», как будтобы вы хотите сходить «по-большому». Поэтому часто при родах женщины испражняются, и это вполне естественное явление, которое представляет собой признак правильных потуг! Все это время слушайтесь врача, он будет подсказывать вам, как правильно действовать.

Соблюдение данных правил поведения во время родов и позитивный психологический настрой обязательно помогут вам в этом нелегком процессе.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом