Главная страница

Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей. Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических заняти. Занятие Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия


НазваниеЗанятие Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия
АнкорГомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей.doc
Дата17.09.2017
Размер290 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических заняти
ТипДокументы
#19986
страница1 из 5
Каталогid119191435

С этим файлом связано 67 файл(ов). Среди них: Malyarchuk_A_Ya_Ispravlenie_defektov_rechi_1.pdf, Repina_3_A_Dorosinekaya_A_V_Oposredovannaya_artikulyatsionnaya_g, Отключаемые абоненты.doc, Альбом для коррекции звукопроизношения. Ц-Ч-Х.doc, IMG_20150411_193821.jpg, Говори правильно, звук Э..pptx, Sultanova_M_N_-_Kto_eto_Slon_Rabochaya_tetrad_dlya_detey_2-3_let, Isaguliev_P_I_Rolevye_igry_i_treningi_v_korrektsii_zaikania.pdf, методическое пособие для начинающих логопедов.doc, Zayka_idet_v_sadik_-_2010_PDF.pdf и ещё 57 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5


Занятие 1.

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Цели занятия:

Коррекционно-образователъная:

формировать слуховое внимание и восприя­тие детей на неречевых звуках.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематические процессы;

  • развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

развивать дыхание, голос.

Коррекционно-воспитателъная:

воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: игрушки для развития речевого вы­доха (воздушные бумажные шарики на ни­точке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка-сюрприз, зеркала (по количеству детей).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте позна­комимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и пере­дадим ему хорошее, солнечное настроение.

Дети становятся в круг, поворачивают голову, про­износят: «Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля!» И т.д. Затем садятся за столы.

2. Развитие общей моторики


Солнце скрылось за домами,

«Солнышко» над головой.

Покидаем детский сад.

Шаги на месте.

Я рассказываю маме

Показывают на себя, потом на воображаемую маму.

Про себя и про ребят.

Показывают на себя, по­том на других ребят.

Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду.

Г. Ладонщиков

Далее движения по тек­сту.

3. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять, Буду я друзей считать:

Загибают по одному паль­чику, начиная с мизинца.

Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина.

Разгибают по одному паль­чику, начиная с мизинца.

Будем пальчики сгибать, И опять начнем считать.

Сильное сжимание и разжи­мание пальцев обеих рук.



4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движени­ями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.


Солнышко проснулось,

Проводим поглаживание: — от середины лба к вискам:

Лобика коснулось,

вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Лучиками повело




5. Развитие мимических мышц.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день... Но тут к вам подошли дру­зья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласила играть с-другими детьми и вы с радо­стью откликнулись на ее предложение.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление основных артикуляционных упраж­нений перед зеркалом (знакомство проводится ин­дивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка» и «Качели».

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети выработают навык нижнедиафраг-мального дыхания, упражнения на его автоматизацию можно включать в групповые занятия. Поэтому мы реко­мендуем в первый период обучения включить во фрон­тальные занятия упражнения на развитие речевого ды­хания и выработку целенаправленной воздушной струи.

Игра «Подуй, как ветерок».

Вдохнуть, губы вы­тянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игруш­ки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке.

8. Объявление темы занятия.

Логопед (показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных ин­струментов звучит и будем угадывать звуки, кото­рые издают разные предметы вокруг.

9. Развитие слухового внимания.

Игра «Узнай инструмент». Логопед предлага­ет послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный ин­струмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Игра «Что шуршит, что звенит?». Логопед показывает различные предметы и предлагает по­слушать звуки, которые они издают, а дети с за­крытыми глазами по звуку отгадывают предмет.

Затем ребята по одному выходят к доске и вы­полняют различные действия (шуршат бумагой, 10 стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.)- Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издаю­щие эти звуки.

Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши — это важ­ный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы со­хранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закры­вать уши в холодную погоду.)

Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей го­лос дети слышали. Затем дети самостоятельно уга­дывают голоса птиц и животных.

10. Итог занятия.

Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса ка­ких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать?

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее задание. К занятию 1* (альбом 1, с. 2-3).

Задания для закрепления вне занятий* (тетрадь 1, с. 4-5)

  • Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бума­га и т.д.

  • Игра «Кто как голос подает?».

  • Игра «Узнай инструмент».


Занятие 2.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

формировать у детей восприятие речи в про­цессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

  • познакомить с понятием «слово».

  • Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;

  • развивать слуховое внимание;

  • развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

  • развивать дыхание, голос и мимические мыш­цы.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: ватные шарики, зеркала для каж­дого ребенка, плакат с изображением рото­вой полости.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:


ка-ко-ку ку-ка-ко ко-ку-к

пу-пы-пи пи-пы-па па-по-пу. И т.д.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движения­ми. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем показывает детям спиралевид­ные движения.

Логопед: Стали пальчики плясать, лобик, щеч­ки растирать.

Массажные движения осуществляются в следую­щих направлениях:

  • от середины лба к вискам;

  • вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к ви­скам);

  • по мышцам щек (от крыльев носа к вискам);

  • от середины подбородка к ушам. Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.
Изобразить, каким может быть взгляд: добрый,

хитрый, печальный, злобный, радостный.

6. Развитие артикуляционной моторики.

  • «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

  • «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

  • «Улыбка» — «Трубочка».

  • «Лопаточка».

  • «Накажем непослушный язычок». Шлепать гу­бами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Фокус».
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.

Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «О ». Резко опустить

руки вниз и произнести коротко: «О».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: На прошлом занятии мы учились раз­личать звуки вокруг нас и угадывали звуки, ко­торые издают различные предметы. А сегодня м поговорим о тех звуках, которые мы произносим Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.

Послушайте стихотворение и дополните его Где-то собаки рычали:

Дети: Р-р-р!

Логопед: В стойле коровы мычали:

Дети: М-м-м-му-у!

Логопед: В комнате мухи жужжали:

Дети: Ж-ж-ж!

Логопед: Мимо машины бежали: Дети: Тр-р-р!

Логопед: Гудели от ветра все провода: Дети: 3-з-знь!

Логопед: Капала в кухне из крана вода: Дети: Кап-кап!

Логопед: Перекликались в ночи поезда: Дети: У-у-у! У-у-у!

9. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Логопед: Это были звуки, которые издают жи­вотные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот — это домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки Конфеты и плюшки.

Н. Новоторцева Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

10. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд звуков.

Игра «Доскажи словечко». Логопед читает сти­хи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама... (Косы.)

Под землею он живет. Землю роет старый... (Крот.)

Словно дом огромен он. В зоопарке живет... (Слон.)

Написал письмо я Знайке. Но забыл наклеить... (Марки.)

Подарили нам игрушки: Целый день стреляют... (Пушки.)

Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки — это слова. Всему название дано — И зверю, и предмету. Вещей кругом полным полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз —

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Смотри скорей, который час. Тик-так, тик-так, тик-так! Налево — раз! Направо — раз! Мы тоже можем так!

С. Михалков

Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает де­тям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (Дуб.)

Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук С длинными усами! (Жук.)

А. Шибаев

  • Где обедал, воробей?

  • В зоопарке у дверей. (Зверей.)

С. Маршак

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку. (Точку.)

Игра «Слушай и показывай». Логопед предла­гает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка — миска, дочка — точка и т.д.)

Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.

Дом, дом, том, дом.

Банки, панки, банки, банки.

Балка, балка, балка, палка.

Порт, борт, борт, борт.

11. Итог занятия.

Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи.) Что такое: косы, крот, слон, мар­ки, пушки? (Слова.)

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее задание. К занятию 2 (альбом 1, с. 4).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 6-7)

  • Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бума­га и т.д.

  • Игра «Поймай звук». Дети хлопают на задан­ный звук, например на звук А.

  • Игра «Выдели звук». Выделить первый звук в словах: утка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.

Занятие 3.

Звук и буква У

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

  • познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

  • учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;

  • познакомить с буквой У (без установки на за­поминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

  • развивать дыхание и голос;

  • закреплять понятие «слово»;

  • развивать фонематический слух, фонемати­ческое восприятие.

Коррекционно-воспитателъная:

воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: дудочки для каждого ребенка; пред­метные картинки со звуком У в начале сло­ва (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные кар­тинки для составления предложений, цвет­ные фишки для обозначения звуков и состав­ления схем, буква У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в каби­нет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его по­звал.

2. Развитие общей моторики. «Осенью»


Туча небо кроет, Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели В теплые края.

А Плещеев

Изображают улетающих птичек.

3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»


Кто там топает по крыше?

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

— Топ-топ-топ.

Удары по столу ладонями.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

— Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли —

— Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

— Топ-топ-топ.

Ж. Довитьянц

Далее — такие же движе­ния по тексту.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движе­ниями.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится погла­живание, а затем логопед знакомит детей с посту­кивающими движениями:


Дождик, дождик, веселей

От середины лба к вискам.

Капай, капай не жалей!

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Только нас не замочи!

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Зря в окошко не стучи!

Т. Куликовская

От середины подбородка к ушам.


Заканчивается массаж поглаживающими дви­жениями.

6. Развитие артикуляционной моторики.

  • «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

  • «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

  • «Улыбка» — «Трубочка».

  • «Лопаточка».

  • «Иголочка».

  • «Накажем непослушный язычок». Шлепать гу­бами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый

в свою дудочку. Затем дудочки кладут на стол.

Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука У.

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его про­износить.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (У-у-у!)

Посмотрите в зеркале, в каком положении на­ходятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спо­койно лежит на дне рта — «домика»), зубы (сбли­жены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У — гласный, обозначать мы его будем фиш­кой красного цвета.

10. Связь звука и буквы.

Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рож­ки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.

Логопед:
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом