Главная страница

Западноевропейская философия (ХVII-XVIII вв.)


Скачать 0,87 Mb.
НазваниеЗападноевропейская философия (ХVII-XVIII вв.)
Анкор6_Filosofia_Novogo_vremeni.pptx
Дата23.09.2017
Размер0,87 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла6_Filosofia_Novogo_vremeni.pptx.pptx
ТипДокументы
#25483
Каталогid37386564

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Лекция №7. Основы современной анестезиологии.ppt.ppt, Лекция №29. некрозы, гангрены, язвы, свищи.ppt.ppt, Острый аппендицит.ppt.ppt, хронические гастриты.ppt.ppt, Гепатиты А, Е.ppt.ppt, лекция №6. Механизм действия перелитой крови.ppt.ppt, Острый аппендицит.ppt.ppt, функциональная диспепсия.ppt.ppt, ВИЧ.ppt.ppt и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы

Западноевропейская философия

(ХVII-XVIII вв.)
  • Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени XVII века.
  • Проблема метода и научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.
  • Философские взгляды Б. Спинозы.
  • Джон Локк: теория познания.
  • Западноевропейская философия формировалась в условиях становления классического капитализма в Европе.
  • Первой важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимые для прогресса науки, техники и т.д.
  • Вторая задача-разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства и общества в целом.

Характеристика

на науку.

В связи с тем, что в мировоззрении Нового времени первое место занимала наука, основными вопросами философии становятся проблемы теории познания - гносеологии


Проблема способа познания мира

Эмпиризм

Ф.Бэкон

Сенсуализм

Дж.Локк

Рационализм

Р.Декарт

Проблемы гносеологии

в эпоху Нового времени

Крупнейшие философы Западноевропейской философии

Ф.Бэкон

(1561-1626)

Д.Локк

1632-1704)

Рене Декарт

(1596-1650)

Методы познания

Рационализм - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Представители: Демокрит, Эпикур, Декарт



Эмпиризм - направление в философии, согласно которому в основе познания лежит чувственный опыт – «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)».

Представители: Томас Гоббс, Джон Локк, Бэкон

Рене Декарт

  • Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье.
  • Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ ( La Have en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция.
  • Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери.
  • В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»

Рационализм

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
  • обосновал ведущую роль разума в познании;
  • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
  • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
  • выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
  • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
  • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно сомневаться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
  • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
  • сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
  • мыслить может реально существующий человек;
  • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
  • поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
  • его философское кредо

  • «Я мыслю, следовательно, я существую»

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем,

кроме самого себя.

Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
  • материальные (вещи);
  • духовные (идеи).

  • При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
  • протяжение - для материальных;
  • мышление - для духовных.

  • Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением

    (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

    Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

    Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производных от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.

Учение о врожденных идеях

Существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны («врожденные идеи»)

Они существуют в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Идеи могут быть двух видов:
  • понятия
  • cуждения

Примером могут служить следующие:
  • врожденных понятий – Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.;
  • врожденных суждений – «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

  • Целями познания по Декарту, являются:
  • расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
  • использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
  • изобретение новых технических средств;
  • усовершенствование природы человека.

  • В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Вывел научный метод познания – дедукцию – осуществление познания от общего разумного основания к единичному, конкретному

Дедукция – это процесс получения знаний при помощи разума, используя логические приемы.

В том числе:
  • Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
  • Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
  • Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Предметом философских исследований Спинозы были:
  • проблема субстанции;
  • теория познания;
  • этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

  • Важная философская заслуга Спинозы – подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия.

    Выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир.

Спиноза

Учение о единой субстанции

В противоположность дуализму Декарта Спиноза выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир. Вместо двух субстанций он говорит об одной, главными свойствами которой является протяженность (атрибут материи) и мышление (свойство сознания).

Для Спинозы Природа и Бог это одно и то же (пантеизм). Природа - Бог способна «дышать» и «мыслить» (гилозоизм). Она является причиной самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо или от чего-либо, бесконечна в пространстве и времени, несотворима и неуничтожима, неподвижна. Отдельные проявления субстанции Природа-Бог называются модусами

(вещи как таковые).

Учение о единой субстанции
  • не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
  • Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает»мир сотворенный» - единичные вещи;
  • единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции - Природы-Бога;
  • внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Сама же субстанция (Природа-Бог)

обладает следующими качествами:
  • реально существует;
  • самостоятельна и независима от кого-либо;
  • имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
  • обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение – свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
  • бесконечна в пространстве и времени;
  • вечна (несотворима и неуничтожимая), неподвижна.

Спиноза выделяет три ступени познания:
  • «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин – высший вид познания;
  • познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций) – второй уровень, менее истинный;
  • чувственное отражение окружающего мира; полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Английская философия Нового времени
  • имела материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, н/р., Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм);
  • Характеризовалась господством эмпиризма над рационализмом (Англия стала страной, где в вопросах познания преобладал эмпиризм);
  • Проявлял большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

Большое влияние на характер английской философии XVII в. имели следующие политические события:
    • революция середины XVII в.
    • окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского;
    • упрочение роли парламента;
    • развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.

Наибольший след в философии Англии

нового времени оставили:

Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»);

Джон Локк (изучал проблемы государства,

продолжил традицию Т. Гоббса).

Фрэнсис Бэкон

Английский философ, государственный деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский – второе должностное лицо в стране

после короля. Фрэнсис Бэкон родился 22 января 156 1 года в Лондоне.


«Знание есть сила,сила есть знания»

Важнейшую задачу науки видел в:

1. покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы;

2. увеличение власти, господства человека над природой;

3. познать причинную связь природных явлений для их использования на благо людей.

Среди работ Фрэнсиса Бэкона – «Новый органон», «Опыты, или наставления нравственные и политические» (1597; эссе на различные темы от морально-бытовых до политических).

Его философское кредо – «Знание – сила!»

Определив главный метод познания – индукцию(всякое познание должно опираться на опыт, должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям), философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность - «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы».

Пути познавательной деятельности: «Путь паука»
  • Получение знаний рационалистическим путем.
  • Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.
  • Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

« Путь муравья »
  • Это способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств.
  • Таким образом, они получают внешнюю картину знаний, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблемы изнутри.

«Путь пчелы»
  • По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

На пути к истинному знанию встречаются различные препятствия. Бэкон назвал их идолами («призраками») и выделил их разновидности:
  • призраки рода;
  • призраки пещеры;
  • призраки рынка;
  • призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей.

Призрак рода – заблуждение, присущее всему человечеству, порождаемое способностями человеческого разума примешивать к природе изучаемых предметов определенные дополнительные признаки, им не свойственные, домысливать их и строить иллюзии.

Призрак пещеры – заблуждения, которые могут вызываться в процессе познания индивидуальными особенностями людей, их воспитанием, образованием, чертами характера и т.д.

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, выражений.

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло.

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции

Ф. Бэкона:
  • отвергал теологическую схоластическую философию;
  • целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
  • в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;
  • считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства;
  • первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Т.Гоббс считал, что человек осуществляет познание благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:
  • сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений;
  • метки – различные знаки, придуманные человеком для общения;
  • естественные знаки – «сигналы» природы;
  • произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;
  • знаки в роли «меток» – специальная «закодированная» речь, понятная немногим;
  • знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

Обосновал теорию общества и государства, суть которой заключается в следующем:
  • человек обладает изначально злой природой; движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты, которые приводят к осознанию каждым человеком права на все;
  • право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
  • в целях совместного выживания люди заключили общественный совместный договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;
  • для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;
  • чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
  • государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище Левиафан, которое «пожирает и сметает все на своем пути» – сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности существа, порядка и справедливости в нем.

Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

Основные положения философии Дж. Локка:
  • мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
  • сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт – tabula rasa);
  • источником опыта выступает внешний мир;
  • цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
  • идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
  • идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, философ – считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
  • весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
  • данные субстанции называются монадами;
  • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
  • по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
  • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.

Все существующие монады Г. Лейбниц делит на четыре класса:
  • «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
  • монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
  • монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
  • высшая монада - Бог.

  • Г.Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм:
  • все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»;
  • «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;
  • «истины факта» – знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (н/р: температура кипения воды, температура плавления различных металлов; как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер);
  • несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее, его нельзя игнорировать в качестве знания.

Джон Локк

Готфрид Лейбниц

Вопросы?
перейти в каталог файлов
связь с админом