Главная страница
qrcode

Занятие 1регулят. и компенсат. мех-мы. Значение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды


Скачать 404.5 Kb.
НазваниеЗначение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды
Дата13.01.2020
Размер404.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗанятие 1регулят. и компенсат. мех-мы.doc
ТипДокументы
#82897
Каталог

Занятие 1-е.

Тема: Значение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды.
Цель занятия:

Сформировать представление о патофизиологии как фундаментальной, интегративной, экспериментальной науке; изучить методы исследования патофизиологии; уяснить основные понятия нозологии; изучить регуляторные и компенсаторные реакции организма в эксперименте.
Патофизиология - наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Патофизиология выясняет причины заболе­вания, основные закономерности возникновения, развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выздоровление, реабилитация или смерть). Знание этих общих закономерностей позволяет практическому врачу вести направлен­ный поиск специфических признаков болезни, позволяющих поставить правильный диагноз.

Патофизиология является фундаментальной, интегративной, экспериментальной наукой. Отвечает на вопросы: Как? Почему? Зачем?
Курс патофизиологии включает 3 основных раздела:

1. Нозология (общее учение о болезни).

2. Учение о типовых патологических процессах.

3. Учение о типовых формах патологии органов и систем (частная патофизиология).
Методы патофизиологии:

1. Метод эксперимента на живых объектах (методы раздражения, включения, выключения, парабиоза, методика изолированных органов и тканевых культур).

2. Методы молекулярной биологии: метод клонирования (животных, клеток, гена), метод генетического нокаута.

3. Метод клинического исследования (биохимические, биофизические и другие методы).

4. Методы физического и математического моделирования патологических процессов.

5. Метод теоретического анализа результатов исследования, формулирования научных положений и концепций.
Экспериментальный метод: основной метод патофизиологии, осно­ванный на воспроизведении у животного наиболее важных звеньев патоге­неза болезней человека, моделировании отдельных симптомов и синдро­мов, изучении их и перенесении полученных данных в клинику.

Острый эксперимент - сопровождается вивисекцией (например: воспроизведение острой кровопотери);

Хронический эксперимент - длительное наблюдение за экспери­ментальным животным (введение электродов, трансплантация и пр.).
Эксперимент - искусственное моделирование патологического процесса.

Требования, предъявляемые к эксперименту:

1. Наличие точной цели.

2. Выбор экспериментального животного.

3. Адекватный выбор методики проведения эксперимента.

4. Правильный выбор оснащения.

5. Умение наблюдать, фиксировать полученные данные.

6. Умение делать правильные выводы и интерпретировать полученные данные

(с учетом контрольных опытов).

В нозологии выделяют следующие понятия и категории:
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ - неадекватный и биологически нецелесообразный (вредный или бесполезный) ответ организма или его отдельных систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей.

К патологическим реакциям относятся аллергические реакции, неадекватные психоэмоциональные и поведенческие реакции, патологические рефлексы (рефлексы Россолимо, Бабинского и др.)

Патологическая реакция - кратковременная, необычная реакция организма на какое-либо воздействие, не сопровождающаяся длительным и выраженным нарушением регуляции функций трудоспособности челове­ка (например, повышение или понижение АД под влиянием отрицатель­ных эмоций)( Г.В. Порядин )

Патологический процесс - сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций, возникающих в организме при воздействии патогенного фактора, проявляющееся морфологическими, метаболически­ми и функциональными нарушениями)( Г.В. Порядин ).

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - закономерная последовательность реакций организма, возникающая в ответ на повреждающее действие патогенного фактора. Патологические процессы могут быть специфические - те реакции, которые отражают особенности действия болезнетворного фактора (сыпь при кори, желтуха, гематурия) и типовые патологические процессы - закономерная последовательность реакций организма, возникающая независимо от особенности причин конкретного заболевания (лихорадка, воспаление, гипоксия, отеки); характеризует качественное состояние организма - наличие болезни.
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - относительно стойкое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма.

Может возникать в результате ранее перенесенного заболевания (ампутация конечности, ложные суставы); в результате нарушения внутриутробного развития (дефект верхней губы и твердого неба, косолапость); возрастные изменения (инволюция тимуса, выпадение волос, зубов).

Патологическое состояние - это медленно развивающийся патоло­гический процесс (патологический процесс с малой динамичностью). При этом собственно болезни может и не быть в связи с полной компенсацией имеющихся нарушений (например, врожденные уродства - косолапость, гипоплазия органа, состояние после ампутации конечности) (Г.В. Порядин).
НОРМА - как статистическое понятие - среднее значение какого-либо параметра, который определяется у большинства представителей данного возраста, пола в данной местности и в данном регионе.

НОРМА - как биологическое понятие - генетически детерминированные пределы варьирования данного признака, который является оптимальным для осуществления жизнедеятельности организма и его адаптации.
ЗДОРОВЬЕ - естественное состояние организма, которое характеризуется структурно-функциональной целостностью, способностью регуляторных систем обеспечивать постоянство внутренней среды, эффективно-оптимальными взаимоотношениями с окружающей средой и способностью приспосабливаться к ее изменениям.
Здоровье - это не только отсутствие болезни и инвалидности, но и нали­чие полноценного, гармонически развитого физического, психического и нравст­венного состояния человека (Б.В. Петровский).

Здоровье - это высокоустойчивое состояние саногенетических механизмов, это выражение не только биологической сущности, но и социальной сторо­ны.(СМ. Павленко).

Здоровье - биологическая полноценность трудоспособного индивидуума (О.С. Глозман).
Норма в сравнении со здоровьем - более общее понятие, определяю­щее многие процессы и явления для живых организмов. Оно выражает качественно особое состояние живого организма как целого в каждый от­дельный момент его существования.

Болезнь - это сложная качественно новая реакция организма на действие чрезвычайного раздражителя, возникаюгцая вследствие расстройства взаимо­действия его с окружающей средой и характеризующая:

структурными, метаболическими и функциональными нарушениями;

- расстройством взаимодействия организма с окружающей средой, т.е. снижением приспособляемости организма к непрерывно меняющимся условиям среды;

- ограничением работоспособности и социально-полезной деятелыюсти. Болезнь - это сложная реакция организма на действие болезнетворного

агента, качественно новый процесс, возникающий в результате расстройства взаимоотношения организма с окружающей средой и характеризующийся нару­шением его функций и приспособляемости, ограничением работоспособности и социально полезной деятельности (Д.Е. Алъперн).

Болезнь - качественно новый процесс жизнедеятельности, возникающий в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, характери­зующийся, с одной стороны, нарушением функции отдельных звеньев нервно-ре-гуляторного аппарата, а с другой - рефлекторным включением защитно-приспо­собительных механизмов, направленных на выздоровление (СМ. Павленко).
БОЛЕЗНЬ - качественно новое состояние целостного организма, развивающееся при неблагоприятных влияниях со стороны внешней или внутренней среды и характеризующееся нарушением приспособительных механизмов, возникновением патологического процесса и характеризующееся нарушением трудоспособности.


Соотношение структурных нарушений и клинических (функциональных) проявлений болезни.


Факторы надежности структурной организации обеспечения функции:

Иерархия регуляторных систем организма (молекулярный, клеточный, межклеточный, тканевой, органный, организменный уровни регуляции).

Феномен структурной надежности функции:

1) физико-химические свойства ДНК

2) возможность репарации ДНК

3) способность тканей к регенерации

4) способность клеток к гипертрофии

5) способность тканей к гиперплазии

6) избыточность структур некоторых органов и тканей.


Лабораторный практикум
ЗАДАНИЕ 1. Освоение методик фиксации различных лабораторных животных.

Освоить методики фиксации различных лабораторных животных: лягушки, мыши, крысы, кролика. Освоение методик инъекций (подкожной, внутримышечной, внутрибрюшинной).
ЗАДАНИЕ 2. Изучение приспособительных реакций со стороны кровообращения и дыхания при физической нагрузке у человека.
Необходимое оборудование на 1 рабочее место:

1 . Сфигмотонометр для измерения артериального давления.

2 . Фонендоскоп.


Ход исследования:
Исследование проводят у человека. У испытуемого определяют артериальное давление сфигмотонометром, подсчитывают пульс и число дыханий в минуту в покое (сидя). Сравнивают найденные величины давления с нормой, определяемой по формуле : артериальное давление = 106 + 0,6 п , где

п - возраст исследуемого человека . При этом необходимо помнить ,что величина артериального

давления в норме независимо от возраста не должна превышать 140 мм рт. ст. Затем испытуемый

делает 15 приседаний за 30 секунд, после чего каждые 2 минуты определяют артериальное давление, пульс и ритм дыхания. Отмечают, на какой минуте вышеназванные показатели возвратились к исходным величинам. Составляют таблицу для занесения в нее полученных результатов исследования (табл. 1).


Время исследования

Артериальное давление

Систолическое/ диастолическое

Пульс

Количество дыханий в минуту.

Примечание

До опыта


После физической нагрузки:

1 мин.

2 мин.


3 мин.

Контрольные вопросы по теме занятия:


Предмет и задачи патологической физиологии.

Методы исследования, используемые в патологической физиологии: метод наблюдения, эксперимента, моделирования (физическое, математическое, теоретическое). Виды эксперимента: раздражения, выключения, включения, метод культуры тканей, парабиоза, трансплантации. Метод клонирования (животных, клеток, гена). Понятие об инбридинге. Метод генетического нокаута. Требования к эксперименту.

Определение понятий "норма", "патология", "болезнь". Учение о болезни. Стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней.

Патологическая реакция, патологическое состояние, патологический процесс, понятия.

Локализация первичного полома при различных заболеваниях

Уровни структурной организации организма и их нарушения при развитии болезни.

Соотношение структурных нарушений и клинических (функциональных) проявлений болезни.

Факторы надежности структурной организации обеспечения функции.

Исходы болезней.

Терминальные состояния. Смерть клиническая и биологическая.

ЛИТЕРАТУРА:

Патофизиология. Учебник для мед.вузов /Под ред.В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга.-Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001. -С. 25-31.

Патологическая физиология. Учебник. /Под. А.Д.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова//М.:Триада -Х, 2001.

Литвицкий П.Ф. Патофизиология. Учебник: В 2 т.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т. 1.- С. 9-37.

Адо А.Д., Новицкий В. (ред). - Патологическая физиология (учебник) //Томск, 1994. - С. 13-18.

Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. - Основы общей патологии //С-Пб., 1999. - С. 6-26.

Литвицкий П.Ф. (ред). - Патофизиология (курс лекций) //М., 1995. - С. 12-24.

Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. М., “Медицина” , 1997 г.

Экспериментальные модели в патологии: курс лекций/В.А. Черешнев, Е.И. Самоделкин, Т.В. Гаврилова, Ю.И. Шилов, М.В. Черешнева; Перм ун-т. – Пермь, 2006.- 190с.

Ефремова А.В., Порядин Г.В. - Основные понятия общей патофизиологии (методическое пособие) //М., 2000. - С. 6-8.

Вопросы тестового контроля и ситуационные задачи по патофизиологии (для студентов лечебного и педиатрического факультетов) //Оренбург, 2000. - С. 3-8.





перейти в каталог файлов


связь с админом