Главная страница
qrcode

1. Стратегии и методы исследования развития человека. 2 2, Детерминанты психического развития 2


Название1. Стратегии и методы исследования развития человека. 2 2, Детерминанты психического развития 2
Дата17.10.2019
Размер0.62 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла511_gosy_po_psiholo.doc
ТипДокументы
#79760
страница1 из 22
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

1. Стратегии и методы исследования развития человека. 2

2, Детерминанты психического развития 2

3. Социокультурная детерминация психических процессов на высших уровнях развития психики 3

4. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе 4

5. Влияние образования на развития 8

6. Проблема возрастной периодизации психического развития человека 8

10. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготсткого 12

12.Бихевиористические теории развития. 15

13.Проблема психического развития в гуманистической психологии 16

17. Особенности психического развития в юности. 23

18. Психологические факторы и условия проф самоопределения в юности. 24

19. Психологическое сопровождение в юности. 24

20. Профессиональное самоопределение 25

21. Особенности псих развития в зрелом возрасте. 29

22. Особенности психологии среднего возраста 29

23. психологическое сопровождение в зрелости. 30

24. Особенности психического развития в старости. 32

25. Возрастные кризисы зрелости. 34

26. Основные направления акмеологии. 35

27. Проблема достижения профессионализма как высшей ступени развития взрослого человека. 36

28. Особенности псих развития в зрелом возрасте. 37

29. Особенности психологии среднего возраста 38

30. психологическое сопровождение в зрелости. 38

31. Проблема критериев взрослости и ее периодов. 40

32. Молодость как начальный период взрослости. 41

33. Особенности психического развития в старости. 42

34. Психологическая профилактика старения. 45

35. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 47

36. Возрастные изменения псих функций 48

37. Психологическое сопровождение развития старости 52

38. Проблема прогнозирования профессиональной деятельности 53

39, Проблема адаптации к периоду взрослости 54

40.Возрастные изменения психических функций и возможности их компенсации 61

41. Особенности профессиональной, социальной активности в зрелом возрасте 64

42. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 64


1. Стратегии и методы исследования развития человека.


основные методы в изучении развития детей и взрослых

Сравнительный

метод широко используется во всех областях психологии. В возрастной психологии сравнительный метод выступает как метод поперечных срезов, которому противопоставляется лонгитюдный метод. Эти методы направлены на определение особенностей психического развития в связи с возрастом; пути, однако различны.

Лонгитюдный метод: психолог работает с одной и той же группой людей (или одним человеком), регулярно с достаточной частотой обследуя их по одним и тем же параметрам на протяжении длительного времени, т.е. отслеживая развитие, осуществляя «продольный» срез. Здесь прослеживается развитие одного и того же человека в течение длительного времени. Такого типа исследования позволяют получить более точные данные с учетом историко-культурной и социальной ситуации развития того или иного поколения, особенно это актуально для исследования личностного развития человека.

эмпирические

методы исследования. Наблюдение-способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в события лишь, отслеживает их изменения. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предполагает организацию психологом ситуации исследования. Виды эксперимента: лабораторный, естественный, полевой–предполагает использование минимального оборудования в ситуации, близкой к естественному. В психологии развития широко используются такие вспомогательные методы как беседа, методы психологической диагностики и др.

2, Детерминанты психического развития


Все детерминанты психического развития разделяют на объективные и субъективные.

Объективные детерминанты психического развития.

К объективным факторам относятся макросоциальные и микросоциальные условия и психосоматические факторы. Макросоциальные условия определяют уровень экономического и культурного развития общества, существующая система образования, уровень социальной заботы о ребенке, национальные традиции воспитания.

Микросоциальные условия – это малые группы (семья, детский сад, класс), характер общения в них, взаимодействие, ценности, которые они культивируют. К психосоматическим факторам относятся генотип, особенности пренатального, натального и постнатального развития ребенка, состояние его здоровья.

Субъективные детерминанты психического развития.

В значительной мере субъективные факторы зависят от объективных и предопределяют внутреннюю логику развития и саморазвития. К ним относятся активность ребенка (поведение, деятельность, общение, познание, самопознание), особенности побудительной (мотивационной) сферы, сознания и самосознания.

Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) — биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) — играют в развитии важнейшую роль.

Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития — природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением).

Природная позиция — нативизм — связывается с именем французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778), который считал, что существуют естественные законы развития, и дети нуждаются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых.

В биологии существовало направление, которое трактовало развитие как развертывание некой заранее предусмотренной (преформированной) биогенетической программы, ее воплощение в реальном процессе жизни.

Преформизм — учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, и поэтому ничего нового в нем появиться не может, не нужно ни совершенствования, ни эволюции. Нативисты-преформисты в психологии считали, что знания и навыки заложены в самой структуре организма человека, поэтому их репертуар носит врожденный характер и, следовательно, наследственность — определяющий фактор. В этом случае развитие приравнивается к процессам созревания и роста, к реализации наследственной программы поведения, что происходит в большой мере независимо от воспитания, обучения, сознательной деятельности человека и общества. Итак, такой тип развития, когда уже в самом начале предопределены те стадии, которые пройдет явление, и тот конечный результат, которого явление достигнет, называют преформированным. К преформированному типу относится, например, эмбриональное (внутриутробное) развитие организма. И в психологии также были предприняты попытки представить психическое развитие ребенка в целом как преформированное (концепция С. Холла).

Напротив, английский философ Дж. Локк (1632—1704) утверждал, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске) и поэтому обучение и жизненный опыт, а отнюдь не врожденные факторы имеют самое важное значение в его развитии. В биологии учение о развитии путем последовательных новообразований, когда путь развития не предопределен заранее, называется эпигенезом. В философии и психологии эта позиция представлена направлениями эмпиризма и сенсуализма. Ход биологической эволюции, историческое развитие общества представляют собой примеры непреформированного типа развития.

Современные исследователи пытаются раскрыть характер процесса развития, объединив представление о некотором общем конечном пункте развития и вариативных путях его достижения. Часто в качестве метафоры для обозначения процесса развития используют понятие «эпигенетический ландшафт», предложенное эволюционным биологом К. Уоддингтоном (1957). Развивающийся организм сравнивается с шаром, катящимся вниз с горы. Пространственное расположение холмов и впадин (ландшафт), по которым он может катиться, отображает возможные естественные пути развития и одновременно ограничения траектории движения. Кроме того, некоторое событие в окружающей среде может привести к изменению курса шара, который попадет теперь уже в более глубокую впадину, которую труднее преодолеть, чем мелкую. Самый важный принцип развития, который иллюстрирует метафора, состоит в том, что один и тот же результат может быть достигнут разными путями, более быстро или более медленно.

Оригинальный взгляд на характер психического развития ребенка предложил Л.С. Выготский. По его мнению, детское развитие должно быть названо непреформированным в том смысле, что отсутствует предопределенность снизу, т.е. наследственная программа, диктующая содержание, формы и уровень достижений. Но это все же особый процесс развития, который детерминирован сверху — идеальными формами: историческими условиями, уровнем материальной и духовной культуры общества, формами практической и теоретической деятельности, которые существуют в обществе на данном этапе. А.Н. Леонтьев говорил по этому поводу, что конечные формы детского развития, которое происходит в форме усвоения социальных образцов, идеальных форм, не даны, но «заданы в объективных явлениях окружающего мира».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом