Главная страница
qrcode

методика и программа. Что представляет собой методика


Скачать 17.22 Kb.
НазваниеЧто представляет собой методика
Дата02.09.2020
Размер17.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламетодика и программа.docx
ТипЗадача
#89993
Каталог


Что представляет собой методика?

Под методикой в общем случае понимается совокупность рекомендаций или предписаний, в соответствии с которыми должна решаться та или иная задача. В методике конкретизированы, прежде всего, основные инструменты, которые задействует человек, ответственный за решение соответствующей задачи, разъяснено то, каким образом применять данные инструменты.

Методика как руководящий источник применяется в самых разных сферах. К примеру, в образовательной. Применительно к соответствующей сфере под методикой понимается описание процесса преподавания по какому-либо предмету с учетом темы занятия, сложности материала, возраста обучающихся и т. д. В методике, сформированной в рамках образовательного процесса, предполагается определение целей, принципов, содержания, инструментов, форм обучения.


Что представляет собой программа?

Под программой традиционно понимается описание действий человека, которому необходимо строго следовать. Хотя бы небольшое отклонение от программы может привести к результату, равнозначному невыполнению всех ее пунктов.

Применительно к образовательной системе программы представляют собой документы, в соответствии с которыми устанавливаются содержание, объем и последовательность преподавания тех или иных знаний в конкретной учебной дисциплине (с учетом темы занятий, возраста обучающихся, специализации образовательного учреждения).

Структура образовательных программ, к примеру, может отражать:

основные нюансы применения знаний с учетом достижений науки, техники (если речь идет, допустим, о естественно-научных предметах), социального и культурного развития государства (если речь идет о гуманитарных дисциплинах);

цели преподавания определенных видов знаний учащимся;

преемственность между разными типами преподаваемых материалов, последовательность передачи знаний учащимся;

в тех случаях, когда это необходимо, — связь преподаваемого предмета с другими дисциплинами.


Сравнение

Главное отличие методики от программы заключается в том, что первый источник включает положения главным образом общерекомендательного характера, последовательность выполнения которых не всегда бывает строгой, но в большинстве случаев является желательной. В свою очередь, программа — более строгий документ, отклонения от которого могут быть недопустимыми в принципе.

Таким образом, предназначение методики и программы — разное. Первый источник призван определять перечень инструментов и подходов, которые могут применяться человеком, решающим ту или иную задачу, а также регламентировать основные нюансы задействования соответствующих инструментов и подходов. В свою очередь, программа определяет то, как именно, в соответствии с какими алгоритмами должен действовать человек.

Однако у методик и программ бывает и много общего. Так, в алгоритме программы может быть предусмотрено применение в определенной последовательности именно тех инструментов, что закреплены в той или иной методике. Кроме того, успешная реализация методики может потребовать задействования определенной программы.

Таблица

Методика

Программа


Что общего между ними?

Программа может включать алгоритмы, регламентирующие применение инструментов, предусмотренных той или иной методикой

Успешное выполнение тех или иных этапов методики (например, образовательной) человеком может потребовать применения им определенной программы


В чем разница между ними?

Представляет собой источник главным образом рекомендательного характера, в котором приводятся перечень инструментов для решения той или иной задачи, а также общие рекомендации касательно их применения

Представляет собой источник, в котором прописан строгий алгоритм действий или применения тех или иных инструментов

О.В. Елецкая

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
II.1. Титульный лист
II.2. Пояснительная записка
• принципы и подходы к формированию рабочей программы;
• возрастные и индивидуальные особенности детей, посещающих логопедические занятия;
• цели и задачи логопедической работы.
II.3. Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития, интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей
• выбор организационной формы логопедической работы (фронтальные или индивидуальные занятия);
• интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии.
II.4. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников. Программы и планы групп компенсирующей направленности
II.4.1. Программы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
II.4.2. Документация по планированию коррекционно-логопедической работы
• перспективное планирование – перспективный план;
• календарное планирование – календарный (комплексно-тематический) план;
• индивидуальное планирование – индивидуальный план.
II.5. Планируемые результаты логопедической работы с детьми
II.6. Критерии и показатели достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития
II.7. Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников
проектирование и организация предметной развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;
• основные принципы организации предметной развивающей среды:
перейти в каталог файлов


связь с админом