Главная страница
qrcode

Finances денежные средства


НазваниеFinances денежные средства
Дата26.07.2019
Размер1.07 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаFinansovoe_Pravo.doc
ТипДокументы
#77013
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. Понятие финансов. Функции и особенности финансов.

Фина́нсы  (фр.finances — денежные средства)  как совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства.

В экономическом смысле – Совокупность экономических отношений в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

В материальном смысле – фонды денежных средств.

Признаки финансов:

финансы носят денежный характер;

Эти отношения регулируются государством.

Они влияют на формирование ВВП.

Отсутствие эквивалентности – то что государство возвращает в виде пособий не эквивалентно тому, что люди ему отдают.

Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Функции финансов:

1) контрольная – контроль за формированием денежных ресурсов государства и устранением причин убыточности определённых отраслей.

2) регулирующая функция – регулируют процесс воспроизводства и перемещения массы денег.

3) накопительная функция – накопление денег для реализации задач государства.

4) распределительная – распределение дохода между сферами, организация сбалансированного экономического производства

2. Финансовая система РФ.

Финансовая система – это совокупность финансовых институтов, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

В финансовую систему РФ входят следующие институты:

Бюджетная система, состоящая из:
а) федерального бюджета
б) бюджетов субъектов РФ
в) бюджетов муниципальных образований.

К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования, фонд медицинского страхования субъектов {не подчиняется федеральному} (Оно относится как независимое по мнению теоретиков, а по мнению закона – к бюджетной системе).

Финансы организаций (ГУП, МУП, казенные предприятия, бюдж.учреждения, гос. компании, гос. учреждении и т.д)

Обязательное государственное страхование – страхование за счёт средств из бюджета в случаях, предусмотренных законом (судей, прокуроров, полицейских и др.).

Государственный и банковский кредит.

3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства – это деятельность по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности:

- создаёт основу для реализации деятельности иных лиц.

- она направленна на образование денежных средств.

- относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

- её результаты имеют юридическое значение для иных отраслей.

Виды:

Деятельность органов федеральных и субъектов.

Деятельность органов МО.

Предприятия, учреждения и организации.

Формы финансовой деятельности государства это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

- правовые (выражаются в установлении или применении норм права);

- организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

Финансирование – направляют на нужды органов и учреждение.

Заимствование – Государство берёт деньги в кредит или в долг.

Образование денежных средств – образование их за счёт обязательных ( налог, например) и добровольные ( пожертвования).

Принципы:

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в доведении до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания различных проектов: финансово-плановых актов, в том числе федерального бюджета, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма как основополагающий в области финансовой деятельности. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости как системы финансово-правовых актов, структура и порядок их составления, утверждения, исполнения и закрепления.

Принцип единства правового и экономического пространства, единства финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в государстве. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. стало началом формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы. Важнейшей основой функционирования единого федеративного государства, в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и, прежде всего федеральной Конституцией.

4. Конституционные основы финансовой деятельности

Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах финансового права.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

5. Полномочия Гос. Думы и Совета Федерации в области финансов

Представительные органы в лице ФС, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают и обсуждают, утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты.

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Совет Федерации назначает на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

1) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

2) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

6. Полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области финансов

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам:

⁃ формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов;
⁃ финансирования государственных расходов федерального уровня;
⁃ денежно-кредитной политики;
⁃ организации расчетов;
⁃ регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы.

Президент РФ является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования

Бюджетное послание Президента РФ включает:

‣ основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации (далее, РФ) на соответствующий период;
‣ сводный финансовый баланс по территории РФ;
‣ основные направления бюджетной политики РФ;
‣ сведения о государственных доходах на территории РФ;
‣ проект бюджета РФ;
‣ проект консолидированного бюджета РФ;
‣ оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов.

Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан с

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

Правительство Российской Федерации:

⁃ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

⁃ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

⁃ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

⁃ разрабатывает и реализует налоговую политику;

⁃ обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

⁃ осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

⁃ осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

⁃ руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

⁃ разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

7. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной (Минфина РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы)

Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004;

Постановление Правительства РФ «О Минфине РФ» от 30.07.2004;

Минфин РФ – федеральный орган исполнительной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, координирует в этой сфере деятельность иных федеральных органов исполнительной власти; может создавать свои территориальные органы; взаимодействует с исполнительными органами власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия Минфина РФ:

выработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики;

нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ, Правительства в финансовой сфере (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга в области аудиторской деятельности, б/у и бух. отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств);

выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Основными задачами Минфина РФ являются:

совершенствование бюджетной системы РФ;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

осуществление государственного финансового контроля;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

разработка программ и государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ, управление гос. внутренним и внешним долгом РФ;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом