Главная страница
qrcode

I. человек и общество


НазваниеI. человек и общество
Дата22.03.2020
Размер0.72 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДля подготовки к общ ЕГЭ 11кл (2) (Автосохраненный).doc
ТипДокументы
#84629
страница1 из 10
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат био­логической и социокультурной эволюции.)

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

1.3. Виды знаний

1.4. Понятие истины, ее критерии

1.5. Мышление и деятельность

1.6. Потребности и интересы

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.9. Основные институты общества

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12. Образование, его значение для личности и общества

1.13. Религия

1.14. Искусство

1.15. Мораль

1.16. Понятие общественного прогресса

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.1. Природное и общественное в человеке.

(Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез - процесс происхождения и становления физического типа человека.

Антропосоциогенез - процесс становления социальной сущности человека.

Человек - биосоциодуховное существо, высшая ступень развития организмов на Земле.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетиче­ских) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социаль­ными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышле­ние, навыки и знания.

Биологические отличия человека от животных:

прямосотояние, прямохождение;

развитый артикуляционный аппарат (органы речи);

отсутствие плотного волосяного покрова;

большой объём головного мозга (в соотношении с телом);

развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.

Социодуховные отличия человека от животных:

мышление и членораздельная речь;

сознательная творческая деятельность;

создание культуры;

создание орудий труда;

духовная жизнь.

Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожден­ные, так и приобретенные в обществе).

Личность - высшая ступень развития человека, на которой он вы­ступает как субъект сознательной деятельности и как носитель со­циально значимых свойств и качеств.

К социально значимым качествам личности относятся:

активная жизненная позиция;

наличие собственного мнения и умение его отстаивать;

развитые коммуникативные способности;

ответственность;

наличие образования и т.п.

Структура личности:

социальный статус - положение человека в социальной иерархии;

социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.

Важнейшей социальной характеристикой человека является нали­чие у него сознания.

Существует несколько основных пониманий термина сознание:

совокупность всех знаний человека;

направленность на определенный объект;

самосознание, самоотчет - наблюдение ума за собственной дея­тельностью;

совокупность индивидуальных и коллективных идей.

Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.

Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.

Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сбли­жению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в обще­ственном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности пар­тий.

Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных слу­чаях, развитие общественного сознания может отставать от разви­тия социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание).

Формы общественного сознания передаются из поколения в поколе­ние и активно воздействуют на жизнь общества.

Структура общественного сознания:

философия;

политическое сознание;

правовое сознание;

мораль;

наука;

эстетическое сознание;

религия.

Соотношение индивидуального и общественного сознания.

Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.

Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воз­действием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.

Общественное сознание, с одной стороны, существует через инди­видуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные эле­менты, достижения индивидуального сознания.

Особо выделяют массовое сознание - совокупность представле­ний, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отра­жающее отношение к определенным социальным фактам.

Помимо сознания существует пласт явлений и процессов, не осо­знаваемых человеком, но влияющих на его поведение. В обществознании это называется бессознательным (в психологии - подсознанием).

К проявлению сферы бессознательного относятся:

сновидения,

фантазии,

творческое озарение,

описки,

оговорки,

аф­фекты,

забывания и т.п.

Отличия бессознательного от сознания:

слияние субъекта с объектом;

отсутствие пространственно-временных ориентиров;

отсутствие механизма причинно-следственных связей.

Самосознание - определение человеком себя как личности, спо­собной принимать самостоятельные решения и нести за них ответ­ственность.

Самопознание - постижение человеком своей индивидуальности во всем ее многообразии (также и изучение обществом самого себя).

Рефлексия - размышления человека о происходящем в его сознании.

Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление лич­ностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.

Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.

Социальное поведение - целенаправленная активность в отноше­нии других людей.

Социальное поведение становится возможным при условии успеш­ной социализации личности.

Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс вза­имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.

Социализация личности проходит в два этапа:

1. Первичная социализация - неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков социального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается формированием личности.

2. Вторичная социализация - критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов.

Социализация в обществе происходит с помощью институтов социализации.

Институты социализации - социальные институты, ответст­венные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют:

семья,

школа,

армия,

СМИ.

Агенты социализации - люди, которые осуществляют социализа­цию в рамках определенных институтов (отец, командир (начальник), журналист).

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Формы мировоззрения:

мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;

мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассужде­ния, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;

миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и по­следовательное стремление к нему.

Виды мировоззрения:

обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы;

религиозное, источником которого является некий авторитет, на­деляемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;

научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века;

философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

1.3. Виды знаний

Знание - результат познавательной деятельности.

Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

Структура познания:

субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);

объект (то, на что направлено позна­ние);

знание (результат познания).

Формы познания:

1. Чувственное - познание с помощью органов чувств, дающее не­посредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:

а) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;

б) восприятие - формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств пред­метов и их свойств;

в) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ пред­метов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.

2. Рациональное - познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рациональ­ного познания:

а) понятие - форма мысли, которая выделяет предметы по суще­ственным признакам и обобщает их в класс;

б) суждение - форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;

в) умозаключение - форма мысли, которая от уже имеющихся суж­дений переходит к новым.

Виды знаний:

1. обыденное - знание, приобретаемое в ходе практической дея­тельности и социального взаимодействия

2. мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение

3. религиозное - знание, основанное на вере в сверхъестественное

4. художественное - основанное на субъективном творческом от­кровении

5. научное - систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание.

6. псевдонаучное - знание, имитирующее науку, но таковым не яв­ляющееся.

Гносеология - раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний. В гносеологии выделяют два основных подхода:

гносеологический пессимизм (познание невозможно или суще­ственно ограничено);

гносеологический оптимизм (познание возможно).

В рамках пессимизма различают:

крайнее направление - агности­цизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;

и скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверно­го познания.

Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.

1.4. Понятие истины, ее критерии

Истина - соответствие знания своему предмету.

Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина - истина, частичная, неполная, характери­зующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина - полное, точное, неизменное знание, характе­ризующее все стороны познаваемого предмета.

Абсолютная истина практически недостижима, поскольку:

во-пер­вых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные сред­ства;

во-вторых, сам мир изменяется и развивается.

Основным критерием относительной истины выступает практика: включенность знания в практическую деятельность общества.

Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.

Критерий истины для философов-рационалистов - разум.

Критерий истины для философов-эмпириков - опыт.

1.5 Мышление и деятельность

Деятельность - форма активности, присущая исключительно че­ловеку, характеризующаяся:

продуктивностью;

сознательностью;

орудийностью;

социальностью:

1) приобретение форм деятельности через социа­лизацию;

2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.

Структура деятельности:

1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

2) Объект - то, на что направлена деятельность.

3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.

5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.

6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Деятельность складывается из действий (выраженный акт пове­дения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).

Виды деятельности.

I.

1) практическая:

а) материально-производственная - воздействующая на природ­ные объекты;

б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:

а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся ду­ховных ценностей;

б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:

а)познавательную;

б) прогностическую;

в) ценностно-ориентировочную.

II.

а) индивидуальная;

б) коллективная

III.

а) законная;

б) незаконная.

IV.

а) моральная;

б) аморальная.

V.

а) шаблонная (по образцу);

б) инновационная (творческая)

VI.

(по этапу жизни человека)

а) игра;

б) обучение;

в) труд

Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую осталь­ным видам совместной деятельности.

Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

социальный характер;

связь с языком;

опосредованный характер;

личностный характер.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и разви­вается по мере освоение новых форм деятельности.

1.6. Потребности и интересы

Потребность - фундаментальная необходимость человека в услови­ях своего существования

Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъек­тивном уровне

Интерес - направленность человека на условия доступности пред­мета потребности

Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей:

I. Основная классификация:

1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, ор­ганические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)

2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (об­щение, престиж, признание, труд...)

3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении ду­ховных ценностей (творчество, самореализация, знания...)

II. Пирамида Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлет­ворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

1. Базовые

а) Естественные (еда, сон...)

б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)

2. Вторичные

а) социальные

б) престижные

в) духовные.

Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяю­щие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потреб­ностей.

Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).

Талант - совокупность способностей, позволяющая получать про­дукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятель­ности.

Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.

Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему примени­мо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода может пониматься как:

возможность действовать, повинуясь только своим желаниям (волюнтаризм);

возможность действовать, подвергаясь только таким ограниче­ниям, которые обеспечивают признание и уважение прав других (Всеоб­щая декларация прав человека);

осознанная необходимость (Б. Спиноза);

«негативная» и «позитивная» свобода (Э. Фромм). Негатив­ная свобода - «свобода от» - свобода от внешних обстоятельств, от предопределенности, довлеющей над человеком. Позитивная свобода -«свобода для» - условие роста и развития человека.

Необходимость - это условия, в которые изначально поставлен че­ловек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невоз­можна:

во-первых, в силу наличия необходимости - довлеющие над человеком природные и общественные законы;

во-вторых, в силу нали­чия ответственности.

Обретение человеком свободы неизбежно приводит к ответствен­ности за свои поступки.

Ответственность - осознание себя как причины совершаемых по­ступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответствен­ность - поведение человека в соответствии с интересами других лю­дей и общества в целом.

Внутренняя свобода не ограничивается ее ответственностью, но че­рез нее существует и развивается. Внутренняя свобода является необ­ходимым условием раскрытия творческого потенциала личности.

Общество должно предоставлять человеку определенную степень внешней свободы, которая необходима для свободной деятельно­сти.

Свободное общество - общество, предоставляющее:

в экономиче­ской сфере свободу предпринимательской деятельности, защищающее конкуренцию;

в политической сфере - плюрализм и демократические принципы устройства;

в духовной - свободомыслие, религиозный и идеологический плюрализм;

в социальной - возможность социальной мобильности.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Существует три различных определения понятия общество: обще­ство в широком смысле, общество в узком смысле, общество как систе­ма. Все они являются правильными, но раскрывают различные аспек­ты понимания общества.

1. Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.

В данном понимании подчеркивается зависимость общества от природы и влияние природы на общество на любом этапе его разви­тия. Кроме того, влияние общества на природу, особенно на современ­ном этапе развития общества.

2. Общество в узком смысле - совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.

3. Общество как система - это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):

упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;

целостность, общество является единым целым;

интегративностъ, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;

сложноорганизованность, общество состоит не из простых эле­ментов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конеч­ном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;

динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего обще­ства;

самодостаточность, способность поддерживать свое существо­вание.

Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни):

1. экономическая сфера, которая включает производство матери­альных благ и отношения, возникающие в процессе производства - распределение, обмен, потребление материальных благ.

2. социальная сфера, включающая социальную структуру и соци­альные группы

3. политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.

4. духовная сфера - это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.

Каждая из этих сфер автономна (независима) в том, что ее суще­ствование определяется законами и принципами несводимыми к зако­нам других сфер.

В то же время, все они взаимосвязаны и переплетены в реальной жизни общества и деятельности индивидов.

Кроме сфер общественной жизни в структуру общества входят та­кие элементы как социальные институты (институты общества) (см. п. 1.9.).

1.9. Основные институты общества

Социальный институт - исторически сложившаяся форма орга­низации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фун­даментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существова­ния, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделя­ют пять основных институтов общества:

1. институт семьи

2. государство

3. производство

4. духовные институты (религии, науки, морали)

5. образование.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом