Главная страница
qrcode

контрольная по количественным методам. Контрольная работа Цель контрольной работы повторить и закрепить знания по основным количественным методам психологического исследования. Задание 1 тема


НазваниеКонтрольная работа Цель контрольной работы повторить и закрепить знания по основным количественным методам психологического исследования. Задание 1 тема
Дата29.07.2020
Размер91.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаконтрольная по количественным методам.doc
ТипКонтрольная работа
#89545
Каталог



Кто выбирает

Фамилия

Кого выбирают

Сделанные выборы

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

1

Иванов


+

+

+


-


2

Петров

+

+

+



3

Сидоров

-

+


+

+



4

Данилова


+

+


+



5

Александрова

+

+


+

-

-


6

Адаменко Павел


7

Петренко Олеся

+

+


8

Козаченко Иван

+


+

+


9

Яковлева


+

+


+

-


10

Шумская


+

+


+


-



 

Кол-во выборов «+»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Кол-во выборов «-»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




II. Проинтерпретировать полученные и сделать следующие выводы:
1.Социально-психологические характеристики статуса членов группы:

1) построение таблицы с показателями статусов членов группы (социометрический ряд), расположенными в порядке убывания и описать страты (популярные, средняя страта и непопулярные члены группы):

а) описание члена группы, получившего максимальный статус, соотнесение с занимаемым им положением в структуре группы;

б) описание членов группы, получивших высокие статусы; соотнесение с занимаемым ими положением в структуре группы;

в) ) описание членов группы с среднего статуса;

г) описание членов группы с низкими и минимальными показателями статуса, соотнесение с занимаемым ими положением в структуре группы;
2) построение таблицы с показателями экспансивности членов группы,расположенными по убыванию:

а) описание членов группы с высокими показателями экспансивности, соотнесение с их положением в структуре группы;

б) описание членов группы с низкими показателями экспансивности, соотнесение с их положением в структуре группы;

Персональные индексы социометрического исследования

1. Индексы социометрического статуса

1.1. Положительный статус конкретного члена группы (i) ПСi вычисляется следующим образом:

ПСi = число лиц, выбравших его (i) / число лиц, оценивших его (i) = ΣПВi / N – 1

Примечание: число лиц, оценивших индивида, стоящее в знаменателе, определяется путем вычитания от общего числа членов группы, участвовавших в опросе (N), единицы, поскольку данный индивид себя не оценивал, хотя и входит в общее число участников опроса.

1.2. Отрицательный статус конкретного члена группы (i) ОСi вычисляется по формуле:

ОСi = число лиц, отклонивших его(i) / число лиц, оценивших его (i) = ΣОВi / N – 1

Примечание: эти два показателя могут быть использованы и без деления (без знаменателя), если сравниваются индивиды внутри одной группы. Для сравнения индивидов из разных групп, имеющих различную численность, деление необходимо.

1.3. Общий статус индивида Сi в группе можно определить следующим образом:

Сi = ПСi – ОСi .

Примечание: общий статус члена группы может иметь положительное, отрицательное или нейтральное (нулевое) значение. При этом необходимо рассматривать и качественное значение этого индекса. Так, например, общий статус у двух индивидов имеет нулевое значение. Но у одного ПСi = 4 и ОСi = 4, а у другого ПСi = 0 и ОСi = 0. Видно, что отношения к этим индивидам качественно отличаются: первого четверо приемлют и четверо (видимо, из другой микрогруппы) не приемлют, а ко второму все в группе относятся безразлично.

2. Индексы экспансивности члена группы

Показатель экспансивности является мерой стремления члена группы к установлению социальных отношений с другими людьми. Если в социометрическом опросе не ограничивалось число выборов (оценок), то можно выявить его положительную экспансивность.

2.1. Положительная экспансивность члена группы ПЭi определяется:

ПЭi =число выборов, которое он (i) произвел/число оцененных им лиц= Σвыб.i / N – 1

2.2. Отрицательная экспансивность индивида ОЭi определяется:

ОЭi = число отклонений, которое он (i) произвел/число оцененных им лиц= Σоткл.i / N – 1

2.3. Общая эмоциональная экспансивность индивида Эi вычисляется следующим образом:

Эi = ПЭi ОЭi .


Социально-психологические характеристики групп

1): экспансивность группы и сплоченность, количественно-качественная характеристика страт;
Групповые социометрические индексы

Для того, чтобы охарактеризовать всю группу, необходимо иметь данные не только о количестве выборов, отклонений и безразличных отношений в конкретном коллективе, но и показатели, характеризующие структуру группы, такие, как число взаимных положительных выборов, число изолированных индивидов, экспансивность группы, сплоченность и др.
1. Экспансивность группы Эгр вычисляется следующим образом:

Эгр = общее число выборов, произведенных группой / численность группы = Σ в / N
2. Сплоченность группы Сгр рассчитывается по формуле:

Сгр = число пар со взаимным выбором / общее число возможных пар = Σ пар с взаим.выб. / N(N – 2):2 .

Примечание: общее число возможных пар (когда каждый индивид имеет право производить неограниченное число выборов) равно: (N:2) или N (N – 1):2. Сплоченность группы рассматривают как стремление ее членов к взаимному сотрудничеству.


структура группы:

а) количество микрогрупп в группе, количественная характеристика микрогрупп (сколько человек входит в каждую микрогруппу); есть личлены группы, не вошедшие ни в одну микрогруппу;

б) качественная характеристика каждой микрогруппы: вид структуры микрогруппы (децентрализованная, централизованная);

в) описание межгруппового и внутригруппового взаимодействия:связаны ли микрогруппы друг с другом, как именно, через кого; расчетиндексов сплоченности для микрогрупп, сравнение с показателями сплоченности для всей группы; расчет индексов межгруппового взаимодействия, если это возможно.

3. Составить заключение по результатам исследования:

вывод о структуре межличностных отношений в группе: выявленных стратах и их составе, статусах членов группы, сплоченности и экспансивности группы;

предположения о стадии развития группы, о перспективах ее развития, о причинах сложившегося на данный момент положения в группе;

формулировка рекомендаций по повышению сплоченности группы, улучшению социально-психологического климата, по работе с конкретными членами группы и пр.

Литература:

Битянова М.В. Практикум по социальной психологии

Социальная психология: Практикум: Уч. пособие для студентов вузов / Г.М.Андреева, Е.А.Аксёнова, Т.Ю.Базаров и др.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.:Аспект Пресс, 2006. – 480 с.


Задание № 5 по теме «Тестирование»

Представьте себе, что Вам поручили классное руководство в 6 классе. Через две недели работы с классом Вы убедились, что класс недружный, разбит на подгруппы, которые часто враждуют между собой. Разработайте программу диагностики класса. Обоснуйте выбор методик.

Разработать программу диагностики означает, что необходимо написать цели и задачи, подобрать методики и каждую обосновать, составить план диагностики. Тренинги сюда не входят и их программы писать и копировать с Интернета не нужно.

Литература:

Социальная психология: Практикум: Уч.пособие для студентов вузов / Г.М.Андреева, Е.А.Аксёнова, Т.Ю.Базаров и др.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.:Аспект Пресс, 2006. – 480 с (Эл. папка, метод.кабинет)

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд – во института психотерапии. 2002. – 490 с.

перейти в каталог файлов


Контрольная работа
Цель контрольной работы: повторить и закрепить знания по основным количественным методам психологического исследования.

Задание № 1 тема «Эксперимент в психологии»

Найти в электронных базах данных научную статью, в которой описывается экспериментальное исследование.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ И КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (Т.Е. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ. ТАКЖЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТОМ ТОЛЬКО ТЕСТИРОВАНИЕ.

В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ВСЕГДА ИЗМЕНЯЮТСЯ УСЛОВИЯ.
Проанализировать научную статью строго по схеме:

Цели и задачи исследования (если их нет или не четко поставлены, указать)

Выборка (достаточная или нет, почему?)

Гипотезы (соответствует или нет целям и задачам)

Независимые и зависимые переменные (соответствуют ли гипотезе)

Методический инструментарий (адекватно подобран или нет, фиксирует ли результаты эксперимента, избыточен или нет)

Схема и программа эксперимента

Результаты исследования

Указать источник статьи.
Перепечатка статьи не принимается.
Литература:

Дружинин Экспериментальная психология: теории и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002

Волков Б.С., Волкова И.В. Методы исследования в психологии.– Изд-во Педагогическое общество в России, 2003.– 208 с.

Социальная психология: Практикум: Уч. пособие для студентов вузов / Г.М.Андреева, Е.А.Аксёнова, Т.Ю.Базаров и др.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.:Аспект Пресс, 2006. – 480 с. (Эл. папка, метод.кабинет)

Задание № 2 тема «Наблюдение»

Изучить тему и составить список литературы по теме «Наблюдение». Список именно по теме. А не просто сборники. Если это общий сборник методов, то указать страницу, где находится тема «Наблюдение».

Познакомиться со схемами наблюдения (написать названия и источник) и проанализировать одну из схем: цели наблюдения, вид наблюдения, объект наблюдения, достоинства и ограничения. Самим проводить наблюдение не обязательно, но, если сможете сделать и описать, то очень хорошо.

Подготовить доклад на семинар о изученной схеме наблюдения.


Литература:

Волков Б.С., Волкова И.В. Методы исследования в психологии.– Изд-во Педагогическое общество в России, 2003.– 208 с.

Социальная психология: Практикум: Уч. пособие для студентов вузов / Г.М.Андреева, Е.А.Аксёнова, Т.Ю.Базаров и др.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.:Аспект Пресс, 2006. – 480 с. (Эл. папка, метод.кабинет)

Задание № 3 тема «Метод опроса»

Разработать анкету по теме своего дипломного исследования. Если это пока трудно, то можно выбрать любую тему, которая вам полезна в вашей профессиональной деятельности, условие – это должен быть психологический феномен (например, отношение к чему-либо, представления о чём-либо и т.д.).
Литература:

Волков Б.С., Волкова И.В. Методы исследования в психологии.– Изд-во Педагогическое общество в России, 2003.– 208 с.

Социальная психология: Практикум: Уч. пособие для студентов вузов / Г.М.Андреева, Е.А.Аксёнова, Т.Ю.Базаров и др.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.:Аспект Пресс, 2006. – 480 с. (Эл. папка, метод.кабинет)

Шапарь В.Б. Методы социально – психологического исследования. Р-н-Дону, Феникс, 2005.–768 с.


Задание № 4 тема «Социометрия»

Ознакомиться с социометрической матрицей, составить мишеневую социограмму, произвольную социограмму и социограммы «звезд», просчитать социометрические индивидуальные индексы, а также индекс сплоченности группы.

Представить результаты исследования и заключение с краткими рекомендациями.

Критерий (вопрос): 1. Кого бы ты пригласил на день рождения?

2. Кого бы ты не пригласил на день рождения?
Используя предложенную социоматрицу обработать данные и построить социограмму двух видов: мишень ( с разделением по полу) и свободную социограмму.


связь с админом