Главная страница
qrcode

программа Удивительный край у Японского моря. Программа Удивительный край у Японского моря


НазваниеПрограмма Удивительный край у Японского моря
Дата03.09.2020
Размер460 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлапрограмма Удивительный край у Японского моря.doc
ТипПрограмма
#90019
Каталог



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» ПОС.РУДНЫЙ КАВАЛЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Авторско-составительская программа

«Удивительный край у Японского моря»

по приобщению детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)

к социокультурным ценностям малой родины

(является дополнением к ООП на 2020 – 2024годы)

Авторский коллектив:

1.Гордеева А.Э.

2.Добрынина И.П.

3. Цветкова М.А.

СОДЕРЖАНИЕ


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка…………………………………………………………….3-4

Отличительные особенности Программы………………………………………..4-5

Планируемые результаты освоения Программы………………………………….5

Особенности проведения педагогического мониторинга……………………….5-6

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебная нагрузка по реализации Программы………………………………….6


Методы обучения…………………………………………………………………7

Перспективно-тематическое планирование…………………………………..7-10

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально – техническое обеспечение Программы…………………………11


Специальные условия реализации Программы…………………………………11


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ………………………………………………………..12
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 1 Конспекты НОД для средней группы
№ 2 Конспекты НОД для старшей группы
№ 3 Конспекты НОД для подготовительной к школе группы


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка



Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о Родине, что является одной из наиболее острых проблем в воспитании основ гражданственности.

Окружающий ребёнка мир меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нём со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях национально-патриотические и духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия Родины.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребёнка - дошкольника первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Среди направлений Основной образовательной программы (далее – ООП) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26» пос.Рудный Кавалеровского муниципального района Приморского края (далее – Учреждение) важное место занимает региональный компонент.

Введение регионального компонента в образовательный процесс в виде изучения малой родины, как первого шага в формировании у дошкольников мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.

Региональный компонент предусматривает:

построение (разработка) программы на местном материале с целью воспитания у детей дошкольного возраста уважения к малой родине (Приморский край, г. Владивосток, Кавалеровский район, пгт Кавалерово, п.Рудный);

приобщение ребёнка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Воспитанники совместно с педагогами познают традиции и обычаи народностей Приморского края. Знакомятся с географическими особенностями Приморского края и Кавалеровского района;

участие творческих работ воспитанников дошкольного возраста (4-7 лет) в районных, краевых, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, акциях на тему национально-культурных традиции.

Основными функциями Учреждения по реализации регионального компонента являются:

Обеспечение развития личности ребёнка в контексте современной детской субкультуры.

Достижение ребёнком уровня психофизического и социального развития для успешного познания социума через игры (сюжетно-ролевые, творческие, пальчиковые, дидактические, словесные и т.д.).

Включение в непосредственно образовательную деятельность задач регионального компонента через вариативную часть плана образовательной работы на учебный год (40 % от ООП).

Вследствие осознания актуальности проблемы патриотического воспитания педагогическим коллективом разработана программа «Удивительный край у Японского моря» по приобщению детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) к социокультурным ценностям малой родины (далее – Программа), которая основывается на следующие принципы:

принцип развивающего обучения «Правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие» Л.С. Выготский. Согласно этому принципу то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно;

принцип взаимодействия с социальными институтами - это сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем. Ознакомление с родным краем, районом стало стержнем вокруг, которого интегрируются все виды детской деятельности;

принцип личностно-ориентированного общения: партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;

принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности – иллюстрации, слайдовые презентации, фото материалы, видео материалы, фото альбомы и т.п.;

принцип последовательности - принцип постепенного перехода от более простого материала к сложному – культурно-историческим фактам;

принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересный, увлекательный для детей.


Актуальность Программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию непосредственно образовательной деятельности, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объёму и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками.
Основные цели Программы:

Формирование основ экологического воспитания детей дошкольного возраста и расширение знаний об окружающей действительности Приморского края.

Создание педагогических условий для успешной социализации личности ребёнка в условиях Дальневосточного региона, в частности Приморского края.

Ориентация дошкольного образования на реализацию социально-экономической стратегии развития Приморского края - воспитание патриотов малой родины.

Обеспечение единства образовательного пространства в Приморском крае.


Основные задачи Программы:

Образовательные: Структура Программы позволяет познакомить ребят 4 – 7 лет с особенностями природных условий Приморского края, его географическим расположением, с животным и растительным миром, с малочисленными народностями, с особенностями природоохраны.

Развивающие: Создавать условия для развития в детях наблюдательности, самостоятельности и инициативы; способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки. Способствовать речевому развитию дошкольника.

Воспитательные: Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь. Формировать у детей культуру труда и этику общения. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Заложить основы нравственно-патриотического воспитания у подрастающего поколения.

1.2.Отличительные особенности Программы
Содержание Программы охватывает весьма широкий круг деятельности дошкольников с учётом плана образовательной деятельности на учебный год.

Педагогами составлены (разработаны) конспекты непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) в соответствии с перспективно-тематическим планированием на среднюю, старшую и подготовительную к школе группам, которые обеспечивают реализацию 5 образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (далее – ФГОС ДО).

В каждую НОД в обязательном порядке включаются задачи речевого развития.

Заключительная НОД (в мае) проводится в виде викторины по закреплению у детей полученных знаний.

Региональный компонент осуществляется через образовательную область «Познавательное развитие» - разделы «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы», а также может быть реализован в других образовательных областях через интеграцию:

1. Познавательное развитие + речевое развитие.

2. Познавательное развитие + речевое развитие + художественно - эстетическое развитие (изобразительная, музыкальная деятельность).

3. Физическое развитие + речевое развитие + познавательное развитие.

4. Познавательное развитие + социально-коммуникативное развитие + речевое развитие.

Составлены слайдовые презентации и отпечатаны альбомы по разной тематике, которые могут использоваться как на НОД, так и в режимных моментах.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы:


приобретение воспитанниками знаний об особенностях Приморского края и Кавалеровского района;

формирование позитивного отношения дошкольников к историческим ценностям, традициям и обычаям родного края и района;

приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.


1.3.1. К концу освоения программы воспитанники должны знать:

название края и района (посёлка);

чем славится Приморский край (Японским морем, Уссурийской тайгой, сопками, тиграми, дикоросами и т.д.);

название главного города Приморского края;

название главного посёлка Кавалеровского района;

достопримечательности города Владивосток (морской вокзал, мосты, ….);

название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, посёлка;

название некоторых заповедников Приморского края;

животных и растения Приморского края, занесённых в «Красную книгу»;

особенности растительного, животного мира Приморского края, обитателей Японского моря.

уметь:

узнавать и называть достопримечательности Кавалеровского района (аэропорт, скала Дерсу, парк, детский сад…….).


1.4. Особенности проведения педагогического мониторинга
Эффективность усвоения воспитанниками Программы проводится с помощью мониторинга. Помимо этого учитывается активность участия дошкольников в образовательной и самостоятельной деятельности.

Педагогический мониторинг (см. табл. № 1) осуществляется с целью динамики актуального индивидуального маршрута ребёнка.

Проводится 2 раза в учебном году: сентябрь - май

Таблица № 1
ТАБЛИЦА МОНИТОРИНГА



Код ребёнка

Критерии мониторинга

Различает понятия Родина, малая родина

Называет столицы России, Приморского края

Знает и называет домашний адрес, край, посёлок, в котором живёт

Знает растения и животные, занесённые в Красную книгу Приморья (узнаёт на картинке)

Знает название заповедников Приморского края (количество, отличительные особенности)

Знает и различает по картинкам малочисленные народности Приморского края

Называет лекарственные растения края (узнаёт на картинке)

Знает правила природоохраны

1


2


3


4

Условные обозначения:

ребёнок самостоятельно выполняет задание, даёт правильный ответ.

ребёнок активен, но выполняет задание после нескольких повторений.

ребёнок пассивен, затрудняется самостоятельно выполнить задание и отвечать на вопросы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебная нагрузка по реализации Программы



Учебная нагрузка вписывается в план образовательной деятельности Учреждения на один учебный год для средней, старшей и подготовительной к школе групп (см. табл. № 2).
Таблица № 2

Регламент

Группы общеразвивающей направленности

средняя

старшая

подготовительная к школе

Количество НОД

1 раз

в 2 недели

1 раз в неделю

Количество занятий в месяц

2

II и IV недели

3

II, III и IV недели

4

(одно в неделю)

Количество занятий в учебный год

18

27


36

Длительность НОД

не более

20 минут


не более

25 минут

не более

30 минут

2.2. Методы обучения
Методы организации образовательного процесса:

Методы устного изложения знаний педагогом (словесные) и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала. Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, слайдов, выполнение практических работ по изобразительной деятельности (рисунки, аппликации, коллажи), викторины.

Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наглядные методы (презентации, видео, иллюстративный материал и т.п.) дают возможность более детального обследования объектов. Они дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.

Метод проектной деятельности – постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику Программы необходимо использовать такие формы проведения НОД как экскурсии, целевые прогулки, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Принципиальное изменение форм организации НОД заключается в том, что занятия в дошкольном образовательном учреждении, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, участок детского сада, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т.д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в Программе используются здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, дыхательные гимнастики, подвижные игры), игровые технологии.
2.3. Перспективно-тематическое планирование
Перспективно-тематическое планирование на учебный год по возрастным группам представлены в таблицах №№ 3, 4, 5.

Таблица № 3

СРЕДНЯЯ ГРУППА



Месяц


Неделя

Тема НОД

сентябрь

I

«Дары Приморского края» (ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения)

II

«Многоцветие осенней тайги» (знакомство с деревьями, растениями Приморского края и Кавалеровского района»

октябрь

I


«День рождения посёлка Кавалерово» (история возникновения п. Кавалерово)

II


«Тигр – царь тайги» (повадки, отличительные особенности, места обитания, охрана)

ноябрь

I

II

«Кедр – кормилец зверей и зверушек» (полезные свойства кедра, особенности роста)

II

«Профессии жителей Кавалеровского района» (знакомство с основными профессиями в районе)


декабрь

I


«Адрес домашний у каждого свой» (знакомство с улицами посёлка)

II

«Хвойные деревья Приморского края»

январь

III


«Владивосток – главный город Приморского края» (особенности и достопримечательности города)

IV

«Животные Приморского края, занесённые в Красную книгу» (раскрыть понятие «Красная Книга»)


февраль

I


«Красоты и дары Японского моря» (ознакомление с обитателями и дарами моря)

II

«Защитники малой родины» (сведения о родах войск в Приморском крае)

март

I


«Профессии мам и бабушек»

II

«Скала Дерсу» (история названия)

апрель

I


«Весна на улицах посёлка»

II

«Цветение сопок Кавалеровского района»

май

I


«Почему надо охранять природу родного края?»

II

Викторина по закреплению полученных знаний о малой родине

Таблица № 4

СТАРШАЯ ГРУППА



Месяц


Неделя

ТЕМА

сентябрь

I

Ознакомления с символикой России, Приморского края и Кавалеровского района

II

«Мой адрес п. Кавалерово», «Скала Дерсу»

III

«Главный город Приморского края – Владивосток»


октябрь

Общая тема: «Заповедники Приморского края»

I

Лазовский государственный природный заповедник, Государственный природный заповедник Кедровая падь

II

Дальневосточный Государственный Морской  природный заповедник

III

Ханкайский государственный природный заповедник


ноябрь

Общая тема: «Растения и животные Приморского края,

занесённые в «Красную книгу»»

I

«Сихотэ-Алинский  государственный природный биосферный заповедник»

II

«Уссурийский государственный природный заповедник»

III

«Таких животных и растений осталось очень мало»


декабрь

Общая тема: «Удивительный мир Японского моря»

I

«О безопасности отдыха у моря»

II

«Профессии моря»

III

«Мир рыб и млекопитающих моря»


январь

Общая тема: «Животный мир Приморского края»

I

«Зимующие птицы»

II

«Животные Приморского края»

III

«Что запрещено человеку делать в лесу?»


февраль

Общая тема: «Экскурсия по посёлку Кавалерово»

I

«День рождения посёлка Кавалерово» (история возникновения п. Кавалерово)

II

«Основные профессии жителей пгт Кавалерово»

III

«Достопримечательности п. Кавалерово»


март

Общая тема: «Малочисленные народности Приморского края»

I

«Что такое малочисленные народности?»

II

«Народные промыслы в п. Кавалерово»

III

«Национальная одежда, дом, профессии у малочисленных народностей»


апрель

Общая тема: «Уссурийская тайга – кладовая оздоровления»

I

«Правила поведения в лесу»

II

«Особенности кедра»

III

«Лекарства в лесу»

май

I

«Защитники малой родины» (сведения о родах войск в Приморском крае)

II

«Победная весна на улицах посёлка»

III

Викторина по закреплению полученных знаний о малой родине


Таблица № 5


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА



Месяц


Неделя

ТЕМА

сентябрь

I

«Родина - РОССИЯ»

II

«Владивосток – столица Приморского края»

III

«Родной посёлок Кавалерово»

IV

«Домашний адрес»


октябрь

Общая тема: «Заповедники Приморского края»

I

 Лазовский государственный природный заповедник

II

Дальневосточный Государственный Морской  природный заповедник

III

Ханкайский государственный природный заповедник

IV

Государственный природный заповедник Кедровая падь


ноябрь

Общая тема: «Растения и животные Приморского края,

занесённые в Красную книгу»

I

Сихотэ-алинский  государственный природный биосферный заповедник

II

Уссурийский государственный природный заповедник

III

«Сохраним исчезающий вид животных»

IV

«Таких растений скоро может и не быть»


декабрь

Общая тема: «Удивительный мир Японского моря»

I

«Путешествие в бухты Зеркальное»

II

«Отдых у моря: правила безопасности»

III

«Удивительный подводный мир»

IV

«Основные профессии жителей Приморья»


январь

Общая тема: «Животный мир Приморского края»

II

«Зимующие птицы»

III

«Животный мир Приморского края»

IV

«Что запрещено человеку делать в лесу?»


февраль

Общая тема: «Родной посёлок Кавалерово»

I

«День рождения посёлка Кавалерово»

II

«Основные профессии жителей п. Кавалерово»

III

«Жизнь детей в п. Кавалерово» (ДОУ, школы, студии….)

IV

Выездная экскурсия по посёлку Кавалерово


март

Общая тема: «Малочисленные народности Приморского края»

I

«Что такое малочисленные народности?»

II

«Народные промыслы п. Кавалерово»

III

«Национальная одежда у малочисленных народностей»

IV

«Основные профессии у малочисленных народностей»


апрель

Общая тема: «Уссурийская тайга – кладовая оздоровления»

I

«Сопки Приморья»

II

«Кедр – могучее дерево тайги»

III

«Лесная аптека»

IV

«Нет мусору в лесах!»

май

I

«Весна на улицах посёлка!»

II

«Победная весна на улицах посёлка»

III

«Кто славит мой любимый район»

IV

Викторина по закреплению полученных знаний о малой родине

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально – техническое обеспечение Программы
Специальных пространственных условий для реализации Программы не требуются. НОД проводится в групповых помещениях, в музыкальном зале, на игровых прогулочных участях.

Для просмотра слайдовых презентаций, видео, необходим мультипроектор (имеется в музыкальном зале) или телевизор (имеются на группах).
3.2. Специальные условия реализации Программы:

Основными критериями отбора материала при составлении Программы является её культурная значимость в жизни Приморского края и Кавалеровского района, актуальность, воспитательная ценность:

наличие иллюстративного материала, книг о Приморском крае, Кавалеровском районе;

наличие презентации по темам (см. табл. № 6);

наличие книг (художественного и документального характера о Приморском крае, Кавалеровском районе и т.п.);

наличие конспектов непосредственно образовательной деятельности с 4 лет до 7 лет;

естественная для ребёнка среда жизнедеятельности;

организация развивающей предметно-пространственной среды: наличие наглядных пособий, иллюстраций, игр и т. д.;

изучение педагогом литературы о Приморском крае, Кавалеровском районе;

свободный доступ детей к рабочему материалу (цветная бумага, краски, карандаши, альбомы и т. д.).

Таблица № 6

ТЕМАТИКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ




п./п.

Название презентаций

«Заповедники Приморского края»

«Животный мир Приморского края»

«Промышленность Приморского края (профессии)»

«Насекомые Приморского края и Кавалеровского района»

«Лекарственные растения Кавалеровского района»

«Скала Дерсу»

«Промышленность Кавалеровского района»

«Вечная память землякам – кавалеровцам, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945»

«История горно-обогатительного комбината»

«Народные промыслы в посёлке Кавалерово»

«Посёлки Кавалеровского района»

«Малочисленные народности Приморского края»

«История Кавалерово»

«Обитатели Японского моря»

«Экскурсия по посёлку Кавалерово»

«Растения Приморского края, занесённые в Красную книгу»

«Животные Приморского края, занесённые в Красную книгу»

«Владивосток – главный город Приморского края»

«Кедр – дерево жизни»


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Основная образовательная программа МБДОУ № 26 пос.Рудный на 2015 – 2017 годы.

2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (соответствует ФГОС) /Под ред. Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

3. Исторические очерки посёлка Кавалерово / Сост. Л.Е. Медведева, Ред. И.Н. Егорчев – Кавалерово. – 2015.

4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2- е изд., перераб. п доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2015.

5. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984.

6. Детские подвижные игры народов СССР/ Сост. А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1988.

7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. – М.: Просвещение, 1991.

8. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. (старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий - 2003», 2011. 9. Оригами. Лучшие модели / Т.Б. Сержантова. – 4-е изд. – М.: Айрс-пресс, 2009.

10. Я познаю мир: Растения: Дет. Энцикл. / Авт. – О.М. Войтенко. – М.: ООО «Издательство АСТ»,2002.

11. А. Лаптев, Л. Маковкин, Т. Олигер и др. Лазовский заповедник. — Владивосток: Дальневосточ. кн. изд-во, 1985. .

12. Печенкина В.А. Краеведение. Приморский край. Учебная программа. Содержание и методические рекомендации. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.

13. Журнал «Дошкольная педагогика» (2014, 2015, 2016).

14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 20101.

15. Педагогическая психология. Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

16. Дошкольная педагогика (конспекты лекций) В.А. Титов. – М.: «ПРИОР – ИЗДАТ», 2002.
Интернет сайты

https://ru.wikipedia.org

www.fegi.ru

www.trasa.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавалеровский_район

www.kavalerovo-dv.ru

www.bankgorodov.ru

перейти в каталог файлов


связь с админом