Главная страница
qrcode

Рабочая программа стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология индекс Б. 18. 2


НазваниеРабочая программа стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология индекс Б. 18. 2
Дата18.06.2019
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаb0b4263d_14-15_rab_programma_profilaktika_i_kommunalnaya_stomato
ТипРабочая программа
#76413
страница1 из 5
Каталог

№> п/п

Номер страницы

Номер протокола заседания кафедры

Дата внесения

Подпись

Срок введения изменений в действие

измененных

замененных

новых

аннулиро­ванных

1

2

3

4

5

6

7

8

9








































































































































1. Паспорт дисциплины «Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология»
Рабочая программа по дисциплине 3.Б.18.2 Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 060201 Стоматология в соответствии с ФГОС ВПО.

Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательных требований ФГОС ВПО и может быть использована в учебном процессе для очной формы обучения, с учетом следующих видов профессиональной деятельности выпускника в соответствии с направлением подготовки по специальности 060201 Стоматология:

профилактической;

диагностической;

лечебной;

реабилитационной;

психолого-педагогической;

организационно-управленческой;

научно-исследовательской.

Дисциплина «3.Б.18.2 Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология» входит в цикл профессиональных дисциплин (С.3) ФГОС ВПО по направлению подготовки 060201 – Стоматология и является базовой (обязательной) в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин 3.Б.18. В процессе изучения дисциплины формируются профессиональные компетенции, направленные на овладение знаниями и умениями проведения профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к конечным результатам освоения дисциплины «3.Б.18.2 Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология»

Целью дисциплины «3.Б.18.2 Стоматология.Профилактика и коммунальная стоматология» является подготовка врача стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.

Задачамидисциплины «3.Б.18.2 Стоматология.Профилактика и коммунальная стоматология» являются:

- освоение студентами практических умений по выявлению и устранению факторов риска возникновения стоматологических заболеваний;

- освоение студентами методов организации и проведения профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях;

- освоение студентами методов стоматологического просвещения и осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья;

- приобретение студентами умения проводить эпидемиологическое стоматологическое обследование детского и взрослого населения и планировать программы профилактики;
В результате освоения дисциплины «3.Б.18.2 Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология» студент должен обладать следующими компетенциями, знаниями, умениями и владениями:


Код компетенции

.обладать следующими компетенциями:


Краткое содержание и структура компетенции.

Характеристика обязательного порогового уровня

сформированности компетенции

у обучаемого по данной дисциплине

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК -1

ПК-1.2- способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с взрослым населением

ПК-1.3- способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с подростками, их родителями и родственниками

Пороговый уровень:

Знать (Зн.):

С.3, ПК-1, Зн.3 – требования и правила в получении информированного согласия пациента на диагностические и лечебные процедуры;

Уметь (Ум.):

С.3, ПК-1, Ум.1.2 – анализировать и оценивать качество стоматологической помощи,

Владеть (Вл.):

С.3, ПК – 1, Вл. 4- клиническими методами обследования челюстно-лицевой области;

ПК-5

ПК-5.1 - способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований ПК-5.3-способностью и готовностью написать медицинскую карту амбулаторного больного

Знать (Зн.):

С.3, ПК-5, Зн.17.1 - ведение типовой учетно- отчетной медицинской документации в медицинских организациях стоматологического профиля,

Уметь (Ум.):

С.3, ПК-5, Ум.2- собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные о состоянии полости рта и зубов; провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию);

С.3, ПК-5, Ум.4- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;


С.3, ПК-5, Ум.8.1- вести медицинскую документацию различного характера в стоматологических амбулаторно-поликлинических учреждениях;

С.3, ПК-5, Ум.11.1 - оценивать результаты лучевой диагностики, используемые в стоматологической практике;

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-5, Вл.1 - методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях;

С.3, ПК-5, Вл.4 - клиническими методами обследования челюстно-лицевой области

С.3, ПК-5, Вл.10 - методикой чтения различных видов рентгенограмм;

ПК-7

ПК-7.1 способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий

ПК-7.2 способностью и готовностью проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций

Знать (Зн.):

С.3, ПК-7, Зн.6.2- санитарно-гигиенические требования к организации медицинских организаций стоматологического профиля;

С.3, ПК-7, Зн.33- особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией;

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 7, Ум. 2 - применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

ПК-11

способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин

Знать (Зн.):

С.3, ПК-11, Зн.7 - проблемы медико-санитарной и стоматологической помощи лицам, связанным с профвредностями;

С.3, ПК-11, Зн.13.1 - принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов;

С.3, ПК-11, Зн.13.2- организацию врачебного контроля состояния стоматологического здоровья населения;

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 11, Ум. 1.3 - анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи;

С.3, ПК – 11, Ум. 9 - проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний;

С.3, ПК – 11, Ум. 16 - использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания;

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-11, Вл.2- оценками состояния стоматологического здоровья населения различных возрастно-половых групп;

С.3, ПК-11, Вл.11- методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта;

ПК-12

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

Знать (Зн.):

С.3, ПК-12, Зн.13.1 - принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов;

С.3, ПК-12, Зн.34.3- назначения питания с позиции здоровья полости рта;

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 12, Ум. 1.2 - анализировать и оценивать качество стоматологической помощи,

С.3, ПК – 12, Ум. 1.3 - анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи;

С.3, ПК – 12, Ум. 9 - проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний;

С.3, ПК – 12, Ум. 16 - использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания;

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-12, Вл.2- оценками состояния стоматологического здоровья населения различных возрастно-половых групп;

С.3, ПК-12, Вл.11- методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта;

ПК-13

ПК-13.1- способностью и готовностью проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний

ПК-13.2- способностью и готовностью оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

Знать (Зн.):

С.3, ПК-13, Зн.13.1 - принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов;

С.3, ПК-13, Зн.13.2- организацию врачебного контроля состояния стоматологического здоровья населения;

С.3, ПК-13, Зн.34.1 - методы использования соответствующих химических средств и фармацевтических препаратов для контроля зубного налета,

С.3, ПК-13, Зн.34.2 - методы использования соответствующих химических средств и фармацевтических препаратов для проведения местного фторирования и герметизирования фиссуры;

С.3, ПК-13, Зн.34.3- назначения питания с позиции здоровья полости рта;

С.3, ПК-13, Зн.46- основные принципы диспансеризации в детской стоматологии;

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 13, Ум. 1.3 - анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи;

С.3, ПК – 13, Ум. 9 - проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний;

С.3, ПК – 13, Ум. 16- использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания;

С.3, ПК – 13, Ум. 22.1 - проводить профилактику ….. пациентов с болезнями твердых тканей зубов и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам;

С.3, ПК – 13, Ум. 22.3 - проводить профилактику ……. пациентов с болезнями пародонта и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам;

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-13, Вл.2- оценками состояния стоматологического здоровья населения различных возрастно-половых групп;

С.3, ПК-13, Вл.11- методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта;

С.3, ПК-13, Вл.12- определением стоматологических индексов;

С.3, ПК-13, Вл.21-- методами диспансеризации в стоматологии у детей и взрослых.

ПК-15

способностью и готовностью формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики

Знать (Зн.):

С.3, ПК-15, Зн.7 - проблемы медико-санитарной и стоматологической помощи лицам, связанным с профвредностями;

С.3, ПК-15, Зн.18- основные тенденции проявления и уровень распространенности стоматологических заболеваний в стране;

С.3, ПК-15, Зн.19- комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 15, Ум. 9 - проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний;

С.3, ПК – 15, Ум. 16 - использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания;

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-15, Вл.2- оценками состояния стоматологического здоровья населения различных возрастно-половых групп;

ПК-17

способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья

Знать (Зн.):

С.3, ПК-17, Зн.13.1 - принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов;

С.3, ПК-17, Зн.13.2- организацию врачебного контроля состояния стоматологического здоровья населения;

С.3, ПК-17, Зн.18- основные тенденции проявления и уровень распространенности стоматологических заболеваний в стране;

С.3, ПК-17, Зн.19- комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов

С.3, ПК-17, Зн.34.3- назначения питания с позиции здоровья полости рта;

С.3, ПК-17, Зн.46- основные принципы диспансеризации в детской стоматологии;

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 17, Ум. 9 - проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний;

С.3, ПК – 17, Ум. 16 - использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания;

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-17, Вл.11- методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта;

С.3, ПК-15, Вл.21- методами диспансеризации в стоматологии у детей и взрослых.

ПК-18

способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур

Знать (Зн.):

С.3, ПК-18, Зн.34.1 - методы использования соответствующих химических средств и фармацевтических препаратов для контроля зубного налета,

С.3, ПК-18, Зн.34.2 - методы использования соответствующих химических средств и фармацевтических препаратов для проведения местного фторирования и герметизирования фиссуры;

С.3, ПК-18, Зн.40- свойства стоматологических материалов и препаратов, применяемых в стоматологической практике;

С.3, ПК-18, Зн.47- стоматологические инструменты и аппаратуру.

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 18, Ум. 2 - собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные о состоянии полости рта и зубов; провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию);

С.3, ПК – 18, Ум. 8.1 - вести медицинскую документацию различного характера в стоматологических амбулаторно-поликлинических учреждениях;

С.3, ПК – 18, Ум. 11.1 - оценивать результаты лучевой диагностики, используемые в стоматологической практике;

С.3, ПК – 18, Ум. 16 - использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания;

С.3, ПК – 18, Ум. 18 - применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

С.3, ПК – 18, Ум. 22.1 - проводить профилактику…… пациентов с болезнями твердых тканей зубов и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам;

С.3, ПК – 18, Ум. 33 - работать со стоматологическими инструментами, материалами, средствами, и аппаратурой.

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-18, Вл.4- клиническими методами обследования челюстно-лицевой области;

С.3, ПК-18, Вл.10 - методикой чтения различных видов рентгенограмм;

С.3, ПК-18, Вл.11- методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта;

С.3, ПК-18, Вл.12- определением стоматологических индексов;

ПК-19

способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта

Знать (Зн.):

С.3, ПК-19, Зн.17.1- ведение типовой учетно- отчетной медицинской документации в медицинских организациях стоматологического профиля,

Уметь (Ум.):

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-19, Вл.4- клиническими методами обследования челюстно-лицевой области;

ПК-23

способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)

Знать (Зн.):

С.3, ПК-23, Зн.17.1- ведение типовой учетно- отчетной медицинской документации в медицинских организациях стоматологического профиля,

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 23, Ум. 2 - собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные о состоянии полости рта и зубов; провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию);

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-23, Вл.12- определением стоматологических индексов;

С.3, ПК-23, Вл.6.1- алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам;

ПК-48

ПК-48.1- способностью и готовностью оформлять текущую документацию

ПК-48.2- способностью и готовностью составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации

ПК-48.4- способностью и готовностью использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний

Знать (Зн.):

С.3, ПК-48, Зн.17.1- ведение типовой учетно- отчетной медицинской документации в медицинских организациях стоматологического профиля,

С.3, ПК-48, Зн.18- основные тенденции проявления и уровень распространенности стоматологических заболеваний в стране;

С.3, ПК-48, Зн.19- комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов;

С.3, ПК-48, Зн.34.1- методы использования соответствующих химических средств и фармацевтических препаратов для контроля зубного налета,

С.3, ПК-48, Зн.34.2- методы использования соответствующих химических средств и фармацевтических препаратов для проведения местного фторирования и герметизирования фиссуры;

С.3, ПК-48, Зн.34.3- назначения питания с позиции здоровья полости рта;

С.3, ПК-48, Зн.46- основные принципы диспансеризации в детской стоматологии;

С.3, ПК-48, Зн.47- стоматологические инструменты и аппаратуру.

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 48, Ум. 22.1- проводить профилактику ….. пациентов с болезнями твердых тканей зубов и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам;

С.3, ПК – 48, Ум. 33- работать со стоматологическими инструментами, материалами, средствами, и аппаратурой.

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-48, Вл.12- определением стоматологических индексов;

ПК-49

ПК-49.2- способностью и готовностью к обучению пациентов гигиене полости рта

Знать (Зн.):

С.3, ПК-49, Зн.19- комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов;

С.3, ПК-49, Зн.34.3- назначения питания с позиции здоровья полости рта;

Уметь (Ум.):

С.3, ПК – 49, Ум. 16- использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания;

Владеть (Вл.):

С.3, ПК-49, Вл.11- методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта;


Примечание: Знания, умения и владения (столбец 3) декомпозированы из раздела 6.3 ФГОС (таблица 2) - «Структура ООП подготовки специалиста», базовая часть - С.3. Профессиональный цикл в соответствии со сквозной нумерацией.
Состав, основное содержание

и содержательно-логические связи дисциплины «3.Б.18.2 Стоматология.Профилактика и коммунальная стоматология» с другими дисциплинами или практиками

Дисциплина «3.Б.18.2 Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология» опирается на дисциплины: «Философия, биоэтика», «Правоведение», «Психология, педагогика» из базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла; «Химия», «Биология», «Анатомия человека», «Гистология, эмбриология, цитология» из базовой части Математического, естественнонаучного цикла. Дисциплина «Профилактика и коммунальная стоматология» является предшествующей для изучения таких дисциплин цикла Профессиональных дисциплин как: «Стоматология», «детская стоматология», «ортодонтия и детское протезирование», «Челюстно-лицевая хирургия». Параллельно с дисциплиной «Профилактика и коммунальная стоматология» изучаются «Гистология полости рта», «Микробиология полости рта», «Физиология челюстно-лицевой области», «Стоматология», «Гигиена», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Внутренние болезни, клиническая фармокология», «Лучевая диагностика» и др. С дисциплинами «Стоматология», «детская стоматология», «ортодонтия и детское протезирование», «Челюстно-лицевая хирургия формирует профессиональные компетенции ПК-1, ПК-7, ПК-11-13, ПК-15, ПК-17-19, ПК-23, ПК-48-49.



Коды циклов,

дисциплин, практик (по РУП)

Название

циклов,

разделов,

дисциплин, практик

Краткое содержание (через основные

дидактические единицы)

Содержательно-логические связи.

Коды учебных дисциплин. практик (и их разделы)

Коды

формируемых компетенций

на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / практики

(входы)

которые обеспечивает содержание данной учебной дисциплины / практики

(выходы)

1

2

3

4

5

6


Гуманитарный, социальный и экономический цикл


Базовая часть

1.Б.1

Философия, биоэтика


1.Б.1


ПК-1

1.Б.2

Психология, педагогика


1.Б.2


ПК-1

1.Б.3

Правоведение


1.Б.3


ПК-1


Математический и естественно научный цикл


Базовая часть

2.Б.3

Химия


2.Б.3


ПК-7

2.Б.4

Биология


2.Б.4


ПК-7

2.Б.5

Биологическая химия


2.Б.5


ПК-7

2.Б.6

Анатомия человека


2.Б.6


ПК-5

2.Б.7.1

Гистология полости рта


2.Б.7.1


ПК-5

2.Б.8.2

Физиология челюстно-лицевой области


2.Б.8.2


ПК-7

2.Б.10.1

Микробиология полости рта


2.Б.10.1


ПК-7


Профессиональный цикл


Базовая часть

3.Б.1

Эпидемиология


3.Б.1


ПК-7,11,12

3.Б.2

Гигиена


3.Б.2


ПК-7

3.Б.3

Общественное здоровье и здравоохранение


3.Б.3


ПК-11-13

3,Б.4

Внутренние болезни, клиническая фармакология


3,Б.4


ПК-5,19

3.Б.6

Лучевая диагностика


3.Б.6


ПК-5

3.Б.18

Стоматология

3.Б.18

ПК-13,15,18,19,23,48

3.Б.19

Челюстно-лицевая хирургия

3.Б.19

ПК-13,23,48

3.Б.20

Детская стоматология

3.Б.20

ПК-13,15,23

3.Б.21

Ортодонтия и детское протезирование

3.Б.21

ПК-15


Практики


ПК-49

С.5

Помощник врача стоматолога (гигиенист)




Организация учебной деятельности студентов по дисциплине «3.Б.18.2 Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология» осуществляется в следующих формах:

Количество зачетных единиц по учебному плану – 6, всего часов – 216, аудиторных часов – 144, самостоятельная работа – 72.

Аудиторная работа:

- лекционные занятия под руководством преподавателя, включающие освоение теоретического материала по дисциплине.

- групповые практические занятия под руководством преподавателя, включающие аудиторную самостоятельную работу студентов по заданию: разбор клинических случаев, решение ситуационных задач, тестирование (на входе и выходе), прием пациентов (под контролем) преподавателя;

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов:

подготовка к практическим занятиям по вопросам плана (конспектирование),

отработка на фантомах практических умений

подготовка и написание рефератов

разработка материалов по стоматологическому просвещению населения

разработка программ профилактики (написание и защита)

выполнение УИРС по профилактике и коммунальной стоматологии,

индивидуальные (групповые) консультации, собеседование,

прием отработок пропущенных занятий преподавателями кафедры стоматологии детского возраста.

2. Содержание дисциплины «3.Б.18.2 Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология»
2.1. Учебно-тематический план дисциплины




Наименование разделов и тем (или другая структура дисциплины с обязательным указанием трудоемкости учебных занятий/часов)

Всего часов

Из них:

аудиторные часы

СРС (ч.)

Л

С

ЛР

П

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Раздел 1.

Введение в курс «Профилактика и коммунальная стоматология».

16

2

8

6

1.1.

Тема 1. Профилактика стоматологических заболеваний. Цель, задачи и методы. Стоматологическая заболеваемость населения. Распространенность и интенсивность кариеса и заболеваний пародонта.

5

1

2

2

1.2.

Тема 2. Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении.

4


2

2

1.3.

Тема 3. Цель и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний. Опыт зарубежных стран и России в профилактической и коммунальной стоматологии.

3

1


2

1.4

Тема 4. Устройство кабинета профилактики стоматологических заболеваний.

4


4

0

2.

Раздел 2. Индивидуальная гигиена полости рта.

23


16

7

2.1

Тема 5. Поверхностные образования на зубах и зубные отложения: кутикула, пелликула, зубной налет, зубной камень. Механизм образования зубных отложений, состав, строение, роль в возникновении кариеса и заболеваний пародонта.

2


2


2.2.

Тема 6. Определение гигиенического состояния полости рта по индексам Федорова - Володкиной, Грин – Вермиллиону и др.

4


2

2

2.3

Тема 7. Средства гигиены полости рта. Зубные щетки и требования, предъявляемые к ним. Классификация, состав, свойства зубных паст. Абразивность зубных паст. Назначение и способы применения ополаскивателей, эликсиров, зубных нитей, межзубных ершиков, зубочисток, ирригаторов, щеточек для языка, жевательных резинок.

5


4

1

2.4

Тема 8. Индивидуальный подбор средств по уходу за полостью рта пациента с учетом возраста и стоматологического статуса.

4


4


2.5

Тема 9. Методы чистки зубов. Контролируемая чистка зубов и методика ее проведения.

4


2

2

2.6

Тема 10. Особенности обучения чистке зубов детей разного возраста и взрослых.

4


2

2

3.

Раздел 3. Факторы риска возникновения кариеса зубов. Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация.

20

2

12

6

3.1.

Тема 11. Общие и местные факторы риска возникновения кариеса. Значение зубного налета, питания, фторидов и др. в возникновении и развитии кариеса

6


4

2

3.2

Тема 12. Факторы, определяющие кариесрезистентность эмали, методы ее оценки.

Значение состава и свойств слюны в процессах де - и реминерализации эмали.

8

2

4

2

3.3

Тема 13. Понятие о кариесогенной ситуации. Оценка и способы ее устранения. Кривая Стефана.

Индексы интенсивности кариеса (КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей).

6


4

2

4.

Раздел 4. Стоматологическое просвещение населения.

19

1

12

6

4.1

Тема 14. Цель, методы, средства и формы стоматологического просвещения. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта. Содержание, особенности и организация проведения стоматологического просвещения в женских консультациях, комнатах здорового ребенка, детских садах, школах, стоматологических поликлиниках. Персонал, участвующий в проведении стоматологического просвещения.

7

1

4

2

4.2

Тема 15. Гигиеническое воспитание населения. Проведение "уроков здоровья», бесед, лекций в организованных детских и взрослых коллективах.

6


4

2

4.3

Тема 16. Методы оценки эффективности стоматологического просвещения. Анкетирование населения.

6


4

2

5

Раздел 5. Профилактика кариеса зубов.

20

2

12

6

5.1

Тема 17. Общие методы профилактики кариеса: здоровый образ жизни, закаливание, сбалансированное питание, стоматологическое просвещение, гигиеническое воспитание населения, диспансеризация.

6


4

2

5.2

Тема 18. Методы фторидпрофилактики кариеса. Современные представления о механизме действия фторидов.

Эндогенные (системные) методы и средства: фторирование питьевой воды, молока, соли, таблетки фторида натрия. Показания, противопоказания, дозировки, методика выполнения, эффективность применения, опыт за рубежом и в России.

Экзогенные (местные) методы и средства: фторидсодержащие лаки, гели, растворы для полосканий и аппликаций, фторидсодержащие зубные пасты. Показания, противопоказания, техника выполнения, эффективность.

8

2

4

2

5.3

Тема 19. Профилактика фиссурного кариеса. Метод герметизации фиссур зубов. Показания, противопоказания, методики, оценка эффективности. Современные материалы для герметизации фиссур.

6


4

2

6

Раздел 6. Очаговая деминерализация (начальный кариес).

14

-

8

6

6.1

Тема 20. Современные представления о механизме де- и реминерализации эмали. Методы выявления очаговой деминерализации эмали: визуальный, инструментальный, витальное окрашивание эмали и др. Профилактика очаговой деминерализации эмали. Реминерализирующие средства, методики применения.

14


8

6

7

Раздел 7. Профилактика некариозных заболеваний твердых тканей зубов.

13

1

8

4

7.1

Тема 21. Факторы риска возникновения флюороза. Оптимальное содержание фторидов в питьевой воде для различных климатических зон. Индивидуальные и коллективные профилактические мероприятия при флюорозе.

Факторы риска возникновения местной и системной гипоплазии эмали. Профилактика гипоплазии.

7

1

4

2

7.2

Тема 22. Профилактика некариозных поражений, возникающих после прорезывания зуба: истирание твердых тканей зуба, эрозии эмали, некроз.

Повышенная чувствительность твердых тканей зуба. Факторы риска возникновения и профилактика повышенной чувствительности зубов.

6


4

2

8

Раздел 8. Профилактика заболеваний тканей пародонта.

14

2

8

4

8.1

Тема 23. Общие и местные факторы риска и причины возникновения заболеваний пародонта. Оценка состояния тканей пародонта с применением пародонтальных индексов (CPITN, РМА и др.)

7

1

4

2

8.2

Тема 24. Методы и средства профилактики заболеваний пародонта. Значение гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.

7

1

4

2

9

Раздел 9. Профессиональная гигиена полости рта.

8

-

4

4

9.1

Тема 25. Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Методы и средства профессиональной гигиены. Особенности проведения профессиональной гигиены полости рта в зависимости от возраста и стоматологического статуса пациента.

8


4

4

10

Раздел 10. Профилактика зубочелюстных аномалий.

15

2

8

5

10.1

Тема 26. Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей: эндогенные и экзогенные.

Роль вредных привычек в формировании зубочелюстных аномалий и способы их устранения. Значение нормализации функций жевания, дыхания, глотания, организации питания в грудном возрасте, санации полости рта и носоглотки в предупреждении развития зубочелюстных аномалий у детей.

9

2

4

3

10.2

Тема 27. Аномалии развития слизистой оболочки рта - фактор риска возникновения зубочелюстных аномалий. Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий.

6


4

2

11

Раздел 11. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.

16

2

8

6

11.1

Тема 28. Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний. Влияние течения беременности на формирование зубочелюстной системы ребенка.

Программа профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.

16

2

8

6

12

Раздел 12. Эпидемиология стоматологических заболеваний.

20

2

12

6

12.1

Тема 29. Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Цель, задачи, этапы, методики, регистрация и анализ результатов. Калибровка специалистов, участвующих в обследовании.

Показатели стоматологической заболеваемости. Уровни распространённости и интенсивности кариеса и заболеваний пародонта по критериям ВОЗ.

Оценка уровня стоматологической помощи населению.

Мониторинг стоматологической заболеваемости населения.

20

2

12

6

13

Раздел 13. Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики

11

-

8

3

13.1

Тема 30. Этапы планирования программ профилактики.

Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики.

Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальное обеспечение. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости.


5


4

1

13.2

Тема 31. Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный.

Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики.

6


4

2

14

Раздел 14. Профилактические мероприятия среди отдельных групп населения.

7

-

4

3

14.1

Тема 32. Программы профилактики для рабочих предприятий, связанных с профессиональными вредностями.

Особенности проведения профилактических мероприятий среди пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями (умственные, мануальные), людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии, находящихся в условиях длительной изоляции и др.

7


4

3

Итого часов

Сумма

16

-

-

128

72

2.2. Содержание лекционного курса дисциплины

лекции п.п.

Ссылки

компетенции и уровни усвоения

Часы



раздела/

темы

Название лекции

1

2

3

4

5

1

ПК-11

Зн 13.2

ПК-17

Зн 13.2, 18, 19

2

1/1.1, 1.3

Профилактическая и коммунальная стоматология. Современные данные о стоматологической заболеваемости в мире, России. Цели и задачи ВОЗ в области профилактики стоматологических заболеваний.

2

ПК-17

Зн 19, 34.3

Ум 9

ПК-49.2

Зн. 19

2

2;4/4.1

Гигиена полости рта - метод первичной профилактики основных стоматологических заболеваний. Стоматологическое просвещение, мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта.

3

ПК-13.1

Зн 34.2

2

5/5.2

Современные представления о механизме действия фторидов. Методы и средства фторидпрофилактики кариеса.

4

ПК-13.1

Зн 34.2; 34.3

ПК-17

Зн 19

2

7/7.1

Профилактика некариозных заболеваний твердых тканей зубов.

5

ПК-13.1

Зн 34.3

ПК-17

Зн 18;19

2

8/8.1, 8.2

Профилактика заболеваний пародонта. Методы и средства. Роль гигиены в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.

6

ПК-15

18;19

ПК-48.4

Зн 34.3

2

10/10.1

Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей. Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий.

7

ПК-1

Зн 3;18

ПК-11

Зн 13.2

ПК-12

Зн 34.3

2

11/11.1

Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.

8

ПК-11

Зн 13.1; 13.2

ПК-12

Зн 13.1

ПК-48

Зн 17.1; 18

2

12/12.1

13/13.1

Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Значение результатов обследования для разработки и оценки эффективности программ профилактики.


Всего лекционных часов

16


2.3. Семинарские занятия в данной дисциплине не предусмотрены

2.4. Лабораторные работы в данной дисциплине не предусмотрены
2.5. Содержание практических занятий


№№ п.п.

Ссылки

компетенции и уровни усвоения
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

  1   2   3   4   5

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)


УТВЕРЖДАЮ

Декан стоматологического факультета

Брега И.Н.____________________

(подпись)

«___ » _________________2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СТОМАТОЛОГИЯ. ПРОФИЛАКТИКА И КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ
индекс 3.Б.18.2

(в соответствии с рабочим учебным планом)
Направление подготовки 060201 Стоматология

Профиль подготовки -----
Квалификация (степень) Специалист

Форма обучения Очная

Курс I-III
Семестр II, III, V, VI Регистрационный №___

Экземпляр №______


Вид и трудоемкость учебной

деятельности/занятий

ЗЕ /

часов

Трудоемкость по ФГОС ВПО (указывается трудоемкость в зачетных единицах - ЗЕ)

-------

Трудоемкость по РУП (указать год утверждения РУП, трудоемкость в ЗЕ и академических часах)

2011

6/216

Включая (в том числе):


Лекции

16

Практические занятия

128

Самостоятельная работа студентов

72

.


Формы контроля уровня обученности

студентов по дисциплине

Количество

Тестовый контроль (рубежный)

1

Итоговый контроль

1



Рабочая программа по дисциплине 3.Б.18.2 Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология составлена на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от « 14 » января 2011 г. № 16.
Рабочую программу разработал(и):


Фамилия И.О.

Должность

Ученая степень,

ученое звание

Кафедра

1

2

3

4

Железный П.А.

Зав. кафедрой, профессор

Д.м.н., профессор

Стоматология детского возраста

Апраксина Е.Ю.

доцент

К.м.н.

Стоматология детского возраста


Рецензент(ы)


Фамилия И.О.

Должность

Ученая степень,

ученое звание

Кафедра

1

2

3

4

Петрова Т.Г.

Зав. кафедрой

Д.м.н., доцент

Терапевтической стоматологии

Чебакова Т.И.

Гл. врач МБУЗ ДГСП

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры стоматологии детского возраста
Протокол № 11 от «25 » июня 2014 г.

Зав. кафедрой, профессор ________________________________П.А. Железный


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии по стоматологии

Протокол №_6 от «25 » июня 2014 г.

Председатель ЦМК,д.м.н.____________________________Т.Г. Петрова

Содержание


№ п/п


Стр.

1.

Паспорт дисциплины «Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология»

5

2.

Содержание дисциплины «Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология»

11

2.1.

Учебно-тематический план

13

2.2.

Содержание лекционного курса дисциплины «Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология»

17

2.3.

Содержание семинарских занятий


2.4.

Содержание лабораторных занятий


2.5.

Содержание практических занятий

18

2.6.

Программа самостоятельной работы студентов

24

2.7.

Курсовые работы


3.

Требования к условиям реализации рабочей программы

26

3.1.

Особенности организации учебного процесса

26

3.2.

Права и обязанности обучающихся

27

3.3.

Требования к ППС

27

3.4.

Учебно-методическое и библиотечное обеспечение дисциплины «Профилактика и коммунальная стоматология»

27

3.5.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины «Стоматология. Профилактика и коммунальная стоматология»

29

4.

Оценка качества освоения дисциплины, контроль результатов обучения

31

4.1.

Входной контроль

31

4.2.

Текущий (рубежный) контроль

31

4.3.

Итоговый по дисциплине контроль (промежуточная аттестация)

33

4.4

Фонды контрольно-оценочных материалов

33


Использованные сокращения и условные обозначения


ФГОС

- Федеральный государственный образовательный стандарт

ООП

- основная образовательная программа

ВПО

- Высшее профессиональное образование

РП

- рабочая программа

ЗЕ

- зачетные единицы

Зн.

- уровень усвоения «знать»

Ум.

- уровень усвоения «уметь»

Вл.

- уровень усвоения «владеть»

Пр.

- уровень усвоения «представлять»

СРС

- самостоятельная работа студентов

Л

- лекции

С

- семинары

П

- практические занятия

ЛР

- лабораторные работы

ППС

- профессорско-преподавательский состав

ПрАТТ

- промежуточная аттестация

ИГА

- итоговая государственная аттестация

АСТ

- адаптивная система тестирования




Лист регистрации изменений РП (хранится с контрольным экземпляром)

связь с админом