Главная страница
qrcode

Эриксон. 5 стадий. Развитие личности по Эриксону. Период с первой по пятую стадию


Скачать 17.12 Kb.
НазваниеРазвитие личности по Эриксону. Период с первой по пятую стадию
Дата08.09.2019
Размер17.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭриксон. 5 стадий.docx
ТипДокументы
#77971
Каталог

Развитие личности по Эриксону. Период с первой по пятую стадию.

Введение.

Теория развития личности Эриксона охватывает человеческую жизнь полностью – от рождения до старости. Эриксон считал: проходя жизненный путь, человеку последовательно переживает восемь стадий развития. В течение этих стадий он должен решить определенные задачи, которые выдвигаются обществом. От того, насколько успешно он их решает, зависит его дальнейшая судьба. Успех зависит не только от человека, но и от окружающих условий.

Развитие Я неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний, культурным аспектом и системой ценностей.

Я – это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям Я, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Эриксон выделял 8 стадий психосоциального развития.

5 стадий человек проходит в детстве:

-Младенчество (1-ый год жизни).

-Раннее детство (2-3 год жизни)

-Возраст игры (3-5 лет)

-Школьный возраст (6-11)

-Подростковый возраст (11-18)

3 стадии человек проходит в зрелом возрасте:

-Юность (18-25)

-Взрослость (25-60)

-Старость (после 60)

Первая стадия- младенчество.
Область социальных отношений: мать или замещающие ее лицо

Полюса: доверие/ не доверие к окружающему миру

Результат прогрессивного развития: энергия и жизненная радость
Позитивный полюс: Ребёнок получает всё, что хочет и в чем нуждается. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно от матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует его доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять. У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения со своим окружением.

Негативный полюс: В центре внимания мамы не ребенок, а механистический уход за ним и воспитательные меры, собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера  и т.д.
Формируется отсутствие поддержки, недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, непоследовательность, пессимизм. 

Вторая стадия- раннее детство. 
Область социальных отношений: родители

Полюса: самостоятельность/ стыд, сомнения

Результат прогрессивного развития: независимость

Позитивный полюс: У ребёнка появляется самостоятельность, автономия, вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает полную свободу, его свобода ограничена в пределах разумного.

Негативный полюс: Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии. У ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности.
Третья стадия- возраст игры.
Область социальных отношений: родители, сверстники

Полюса: инициатива/ пассивность, вина

Результат прогрессивного развития: целеустремленность


Позитивный полюс: Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках - вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры.

Негативный полюс: Если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Четвертая стадия- школьный возраст. 
Область социальных отношений: сверстники, социальное окружение в школе

Полюса: компетентность/ инертность, неполноценность

Результат прогрессивного развития: овладение знаниями и умениями


Позитивный полюс: Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству, как со стороны родителей, так и учителей.

Негативный полюс: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности. В школе ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Если он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности. 
В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

Пятая стадия- подростковый возраст. 
Область социальных отношений: сверстники, друзья по интересам

Полюса: эго-идентичность/ непризнание, диффузия идентичности

Результат прогрессивного развития: самоопределение

Позитивный полюс: Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. 

Негативный полюс: Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. 
перейти в каталог файлов


связь с админом