Главная страница
qrcode

Воспитание самостоятельности у детей. Развитие самостоятельности у детей


Скачать 30.74 Kb.
НазваниеРазвитие самостоятельности у детей
Дата29.07.2020
Размер30.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВоспитание самостоятельности у детей.docx
ТипДокументы
#89539
Каталог

«Развитие самостоятельности у детей»

План.

Приёмы мотивации родителей к работе по развитию самотоятельности у детей.

Выяснение истинности намерений родителей на самом деле изменить поведение своего ребёнка.

Обучение техникам релаксации для решения проблем только в расслабленном, спокойном состоянии.

Изменившись сами, мы сможем изменить своего ребёнка (Родители, позаботьтесь о себе!).

Преимущества «Я – высказывания», от привычного нам, «ТЫ – высказывания».

Положительные и отрицательные подкрепления действий и поступков ребёнка.

Как научиться не принимать решения за своего ребёнка.

Как изменить ваши собственные мысли и убеждения относительно вашего ребёнка.

К. Роджерс «3 стадии ответственности родителей».

Разграничение ответственности – важнейшее условие воспитания самостоятельности у детей.

Правила составления договора, учитывающего не только интересы ребёнка. Но и ваши личные интересы.

Ребёнок отказывается посещать школу.

Делает домашние задания только под контролем родителей.

Когда делает домашние задания, то это может длиться часами.

Прогуливает школу, а дома обманывает, что был на уроках.

Предпочитает больше времени проводить вне дома, в своей сомнительной компании.

Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.

Связался с ребятами, которые гораздо старше его. Они просто слоняются по улицам, курят, а возможно, и выпивают

Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.

Крадёт вещи, ничего нельзя оставить не запертым.

Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен.

На многие просьбы реагирует грубо или не реагирует совсем.

Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять много раз.

Убегает из дома и бродит неизвестно где.

Ругается даже в присутствии родителей.

Постоянно ссорится со своим братом (сестрой).

Стал хуже учиться, не расстраивается из – за плохих отметок.

Плохо ладит с матерью (отцом или другими родственниками, живущими с ним).

Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.

Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора (магнитофона, компьютера и т.д.)

Попробуйте вспомнить, что вы уже пытались сделать, чтобы как – то исправить поведение вашего ребёнка. Постарайтесь перечислить все ваши действия и поставьте против каждого из них один из трёх знаков: «-», «+» или «?».

Минус поставите, если предпринятая вами мера совсем не помогла.

Плюс, когда после вашего воздействия, ситуация улучшилась.

Вопрос, если вам не ясно, как ваши действия повлияли на ситуацию.

Пытались навести строгую дисциплину:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пытались ввести поощрения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использовали естественные требования к своему ребёнку _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использовали строгий контроль _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пытались поговорить по душам _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что-то иное :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хочу ли я действительно изменить поведение моего ребёнка?

Что хорошего даёт мне нынешнее поведение ребёнка?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как придётся мне изменить своё поведение, если изменится поведение моего ребёнка?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работая над той или иной ситуацией, важно поверить в саму возможность её улучшения. Для этого надо научиться расслабляться. Ведь когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего, ведёте себя импульсивно и делаете прямо противоположное тому, что вы действительно хотите. Большинство людей не осознают, что сами создают собственное настроение, и, следовательно, могут его изменять. Такие изменения вполне естественны и нормальны. Поэтому потратьте несколько минут, чтобы создать себе настроение, наиболее подходящее для достижения положительного результата. У вас могут быть свои способы достижения состояния комфорта, расслабленности и спокойствия. Может быть, вы знакомы с техниками релаксации и медитации. А может быть, вы достигаете нужных ощущений просто прогулкой в одиночестве – используйте свои знания. Сейчас я предлагаю вам два упражнения, которые, возможно, дополнят ваши приёмы расслабления. Но прежде, чем вы начнёте знакомиться с этими упражнениями, обратите внимание на свою позу, на то, насколько у вас напряжены мышцы лица и тела, как вы дышите…

Постарайтесь теперь известными вам способами сделать свою позу более расслабленной и спокойной , сделать ровным ваше дыхание, расслабить мышцы лица. Если всё отлично получилось, остаётся только поздравить вас, а предложенные упражнения, возможно, лишь дополнят ваши умения расслабляться и успокаиваться. Если же получилось плохо, не , расстраивайтесь, этому можно легко научиться.

В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого – либо, надо в первую очередь изменить своё поведение.

Если вы принимаете утверждение о том что, только изменившись сами, вы сможете изменить поведение ребёнка, то вам интересно будет узнать как это сделать. Самое трудное из всего, что умеет делать человек - это меняться самому. Но, если, не смотря на трудности, вы всё же решаетесь на это, то результаты начинают сказываться очень быстро.

Давайте обратим внимание на содержание и построение ваших повседневных привычных фраз. Если все наши предложения, содержащие местоимения, разделить на две большие группы, то можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания».

«Ты – высказывания» - это способ сообщения информации кому – либо о нём самом, его поведении, чертах характера и т. д., при котором создаётся впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Способ, которым обычно произносят Ты – высказывание», легко можетвызвать раздражение илил защитную реакцию человека, к которому они обращены. Его может рассердить то, что собеседник считает себя правым настолько, что может позволить себе «Ты – высказывания». Часто в этих случаях может возникнуть конфликт, который связан не столько с какой – то проблемой, сколько с отношением к ней человека, допускающего «Ты – высказывания».

(Привести пример)

«Я – высказывания» - это способ сообщения кому – либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом другой не осуждается, не обвиняется, не атакуется. С помощью «Я – высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества. (Пример)

«Ты – высказывания»

«Я – высказывания»

Ты докучаешь мне своими вопросами

Если ты спрашиваешь меня о чем – то, когда я занята другими делами, я чувствую раздражение, потому, что я не готова уделить тебе внимание. Я была бы признательна тебе, если бы ты задавал мне вопросы в более подходящее время, например …

Ты никогда не делаешь то, чего хочу я. Ты всегда поступаешь по своему усмотрению.

Когда ты принимаешь решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я чувствую обиду, и мне кажется ,что тебя не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, так чтобы были учтены желания обоих.

Модель «Я – высказывания»:

Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением), потому, что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочёл (описание желания).

Закончите каждое из приведённых ниже предложений тремя различными способами.

Я чувствую себя…

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Я хочу…

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

Я собираюсь

1.______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

Запишите три примера ваших «Я – высказываний», с которыми вы бы могли уже сейчас обратиться к вашему ребёнку.

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь поговорим о том, как вы подкрепляете вашего ребёнка, которое вам нравится? Что вы делаете, если какие – либо действия или поступки ребёнка вам не нравятся? В первом случае, скорее всего применяете положительное подкрепление. Это может быть ласковое слово, похвала, поощрение. Во втором случае мы, как првило, применяем отрицательное подкрепление –шлепок, нахмуренные брови, выговоры. Попробуйте представить какой – либо день и посчитать, сколько раз вы подкрепили положительно то, что вам в ребёнке понравилось, и сколько раз подкрепили отрицательно не понравившееся поведение. Часто родители считают само собой разумеющимся правильное поведение ребёнка и забывают отметить его. Иногда это верно. Ведь повседневное привычное поведение и не надо подкреплять. Но если вы хотите закрепить понравившееся поведение, которое ваш ребёнок показывает нечасто, то лучше всего отметить его положительным подкреплением. Если вы замечаете хотя бы очень малые проявления нужного вам поведения у вашего ребёнка, и сразу же положительно подкрепляете их, то это может выработать у ребёнка желаемое вами поведение.

Подумайте и напишите, какие поступки вашего ребёнка можно усилить с помощью положительных подкреплений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практически все стремятся быть хорошими родителями, подразумевая набор определённых обязанностей по отношению к своему ребёнку.

Вспомните и запишите те обязанности, которые вы считаете для себя в роли хорошего родителя.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь посмотрите на обобщённый перечень обязанностей, которые обычно называют родители.

Присматривать за тем, чтобы мой ребёнок нормально развивался, и вёл себя вполне определённым образом.

Смотреть за тем, чтобы мой ребёнок рос честным, уважающим других, желающим и умеющим зарабатывать себе на жизнь.

Наблюдать за тем, как он ведёт себя на людях, ест, следит за собой.

Руководить моим ребёнком, а его обязанность следовать моим указаниям.

Заботиться о моём ребёнке, он не виноват, что появился на свет.

Если мой ребёнок попадает в беду, моя обязанность вызволить его.

Жертвовать всем для моего ребёнка, потому, что его потребности и благополучие более важны, нежели мои.

Обеспечивать безопасность моего ребёнка. Я должен быть на чеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них моего ребёнка.

Оберегать от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

Сейчас мы с вами обсудим проблему воспитания самостоятельности у детей. В чём же ошибочны приведённые взгляды родителей на свои обязанности. Формулировка этих обязанностей основана на ряде предположений, унижающих достоинство ваших детей и вас самих. Каждый раз ребёнок определяется как беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в руководстве, поддержке и даже излишней опёке.

За долгие годы совместного существования родители настолько привыкают к своему ребёнку, что перестают замечать в нём ЧЕЛОВЕКА.

Очень часто видят набор качеств, о которых говорят учителя, соседи, знакомые. Таким образом, для родителей становится более значимым мнение окружающих, чем собственный взгляд на своего ребёнка. Они удовлетворены своим ребёнком до той степени, до которой он соответствует стандартам общества, вместо того, чтобы чувствовать удовлетворение при проявлении ребёнком уникальной способности принимать самостоятельные решения. Подумайте, чьими глазами вы смотрите на своего ребёнка? Какой он на самом деле?

Как научиться видеть своего ребёнка.

Положение 1 Замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребёнка и начните освобождаться, избавляться от неё.

Положение 2 Научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребёнком.

Положение 3 Измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребёнка, постарайтесь избегать суждений о своём ребёнке, принятых от других людей.

Между вашими убеждениями и действиями существует теснейшая взаимосвязь. Если вы убеждены, что вы сами и ваш ребёнок, способны принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на него именно в этом направлении. Очень часто бывает так, что ребёнок самостоятельно принимает неверные решения. И это является источником множества конфликтов между родителями и подростками. Вынуждая ребёнка принять определённое решение, родитель меньше озабочен краткосрочными результатами. Больше внимания взрослые уделяют отдалённым последствиям этого решения. Ребёнок же склонен концентрироваться на ближайших результатах своих решений. Существует ещё одна существенная проблема, которую часто игнорируют и родители и ребёнок. Это умение видеть и учитывать все последствия принятого решения. Учась доверять ребёнку, позволяя ему принимать собственные решения и следовать им, родитель добивается и сиюминутного преимущества (бесконфликтные отношения с ребёнком), ребёнок постепенно научается ясно видеть и учитывать отдалённые последствия собственных решений. Если же родитель предотвращает или пытается предотвратить принятие ребёнком решения, приводящего в будущем к нежелательным последствиям, то ребёнок лишается возможности ощутить эти отрицательные последствия.

Как убеждения родителей формируют убеждения детей.

Родитель

Ребёнок

Я отвечаю за то, что делает мой ребёнок

Мои родители отвечают за то, что я делаю.

Он не будет делать этого

Я не буду делать этого.

Он не может принимать решения

Я не могу принимать решения

Он глуп

Я глуп

Его следует ценить лишь постольку, поскольку он является «хорошим»: посещает школу, подчиняется, следит за собой, вежлив, исполнителен

Меня ценят за то, что я соответствую желаниям других людей. Решения, которые я принимаю для меня самого, ничего не стоят.

Он не может заботиться о себе.

Я не могу заботиться о себе.


Изменение суждений ребёнка в зависимости от изменений убеждений родителей.

Родитель

Ребёнок

Мой ребёнок отвечает за то, что делает.

Я отвечаю за свои действия

В любой ситуации он сделает так, как будет лучше для него

Я сделаю так, как мне будет лучше

Он может принимать решения

Я могу принимать собственные правильные решения.

С ним всё в порядке

Со мной всё в порядке

Я могу доверять ему заботу о самом себе

Я могу и буду заботиться о самом себе

Я не знаю, что он сделает в следующий раз, а ведь это так интересно

Я не безразличен моим родителям, они доверяют тому, что решения, которые я приму, будут правильными.

Три стадии ответственности родителей за своего ребёнка.

(К.Роджерс)

1-я стадия - ответственность абсолютная, всё время.

2-я стадия - родители начинают передавать «нет» своему ребёнку, что у него уже пробуждается разум и способности определять то, что запрещается от того, что позволяется. Эти «нельзя» связаны с реальными опасностями. На этой стадии идёт обучение по типу выработки условного рефлекса.

3стадия – родители приходят к взаимопониманию с ребёнком, предлагая объяснение. «Нельзя», потому, что горячо и т. д.

В реальной жизни эти стадии не идут идеально одна за другой (раскрыть).

Для того, чтобы научить ребёнка брать ответственность за свои поступки на себя, необходимо научиться распознавать относится то или иное событие к жизни вашего ребёнка , а какое тесно связано с вашей личной жизнью.

Попытаемся разобраться в этом утверждении подробнее.

Список событий, которые чаще всего беспокоят родителй в поведении детей.

Поздно ложится спать

Лжет: говорит, например, что идёт в одно место, а сам идёт куда – то ещё. Говорит, что сделал уроки, а сам и не делал их. Говорит, что не брал деньги из моего кошелька.

Пачкает на кухне

Оставляет грязную посуду в гостиной.

Не кормит своих домашних животных.

Не убирает за своей собакой.

Берёт без спроса мою одежду.

Гуляет допоздна или даже всю ночь.

Не хочет переодеваться после школы.

Имеет дурную привычку скандалить.

Дерётся с братьями или сёстрами.

Не ходит в школу.

Не делает работу по дому.

(Рассмотреть на примерах из списка, какие из событий влияют только на жизнь ребёнка)

Родителям необходимо помнить, что самостоятельность ребёнка тесно связана с ответственностью, за те поступки, которые он совершает. Необходимо научить ребёнка самому главному –принимать на себя ответственность за те решения, к которым он пришёл самостоятельно.

По каждому пункту событий жизни вашего ребёнка, психологи советуют составить договор, который бы учитывал не только интересы ребёнка, но и интересы родителей.

В договоре конкретно оговаривается ответственность за выбранное ребёнком поведение. Договор включает ваши условия, при которых эти пункты выполняются совместно. Например: «Я не собираюсь вмешиваться в твои школьные дела, в то же время есть кое – что чего я хочу. Я хочу, чтобы во время школьных занятий здесь не было твоих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца. Если ты будешь нарушать наш договор, то я, со своей стороны, сниму с себя обязанности по заботе о тебе. Я перестану для тебя готовить, стирать и давать деньги на каждодневные расходы.»

Сейчас мы попрактикуемся в составлении подобных договоров.

Последовательность действий по развитию настойчивости и самоуважения.

Научитесь удерживать ваши цели в сознании.

Постарайтесь сохранять положительное представление о вашем ребёнке.

Попробуйте изменить вашу установку.

Позаботьтесь о равных взаимоотношениях.

Определите ваши права.

Не бойтесь столкновений.

Постарайтесь быть открытыми.

перейти в каталог файлов


связь с админом