Главная страница
qrcode

диплом 19.05 М.Г. Рыженко. Выпускная квалификационная работа


Скачать 53.05 Kb.
НазваниеВыпускная квалификационная работа
Дата30.07.2020
Размер53.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладиплом 19.05 М.Г. Рыженко.docx
ТипПрограмма
#89558
Каталог

Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Факультет непрерывного и дополнительного образования

Отделение среднего профессионального образования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(программа подготовки специалистов среднего звена)
Развитие валторновой школы в России
Студента 4 курса очной формы обучения

Специальность 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Профиль подготовки – гуманитарный

Рыженко Максима Григорьевича

Руководитель ВКР:

Преподаватель

________Хабибуллина К.Х.

«______» ____________ 20____ г.

Допущен к защите:

Кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой ОСДУИ

_____________ Метлушко В. А.

«______» ____________ 20____ г.

Выпускник

Рыженко Максим Григорьевич /___________

«______» ____________ 20____ г.


Краснодар
2020
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Зарождение валторновой школы в России…………………….…….... 4

Глава 2. Школа валторны М.Н. Буяновского…………………………………….9

Глава 3. Современная валторновая школа в России…………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………25

Введение


Российское музыкальное образование заслуженно считалось одним из лучших, а инструменталисты, закончившие отечественные консерватории, работают в оркестрах, ансамблях и музыкальных учебных заведениях всего мира. Русская школа игры на валторне уникальна и неповторима. Она отличается от других исполнительских школ красотой звучания инструмента и духовной насыщенностью музыкального исполнения.

Актуальность работы определяется сложившимися в современной школе условиями, когда российская валторновая школа переживает состояние кризиса. Свидетельством этого являются снижение исполнительского мастерства отечественных валторнистов, тенденция к утрате исполнительских традиций, сокращение научных исследований в области теории и методики обучения и, как следствие, - падение международного авторитета школы. Задача возрождения русской валторновой школы требует детального изучения её педагогических традиций и исполнительства, что будет способствовать совершенствованию методов обучения валторнистов.

Цель исследования: исследовать развитие исполнительства и преподавания валторновой школы в России.

Задачи исследования:

Подобрать и проанализировать литературные источники по теме исследования.

Изучить биографии великих валторнистов России.

Выделить основные этапы развития школы валторны в России.

Конкретизировать основные особенности исполнительства и преподавания валторны на каждом этапе.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы. Текст изложен на 26 страницах. Список литературы включает 16 источников.

Глава 1. Зарождение валторновой школы в России


Валторновая школа, как и прочие школы медных духовых инструментов, в России относительно молодая, ей менее 150 лет. Она возникла вследствие потребности обучения отечественных музыкантов этому инструменту, так как постоянно нанимать музыкантов из-за рубежа для игры в государственных оркестрах стало не только нецелесообразно, но и затратно. Более того, России стоило себя проявить, как полноценное развитое государство, которое живёт по принципам Европейской державы.
Родоначальником валторновой школы в России стал никто иной, как немецкий валторнист, педагог и композитор, переехавший в Российскую Империю, и ставший профессором Санкт-Петербургской консерватории, Фридрих Христианович Гомилиус, которого можно считать создателем валторновой школы не только в Санкт-Петербурге [4; 2], но и во всём государстве. Музыкальному ремеслу он обучался в Дрездене (город на востоке Германии), обучаясь игре на валторне у Мошке. В 1830-х годах работал первым валторнистом в военном оркестре Дрездена и находился во главе знаменитейшего квартета валторнистов. В 1838 году Гомилиус переезжает в Российскую Империю. Он поселился в Санкт-Петербурге и получил работу первого валторниста в оркестре Императорского театра, где он играл до 1876 года. С 1873 (по некоторым данным с 1870) по 1899 год он работает профессором класса валторны в Санкт-Петербургской консерватории, фактически положив начало профессиональному обучению игре на этом инструменте в Санкт-Петербурге и во всей России. Помимо этого, Гомилиус играет в первом составе оркестра Мариинского театра, исполняя сольные партии в спектаклях Русской оперы, становится приглашенным валторнистом Придворного симфонического оркестра. В течение более 25 лет Гомилиус является одним из директоров Санкт-Петербургского филармонического общества.

Самый известный из учеников Фридриха Христиановича Гомилиуса был Ян Денисович Тамм. Тамм - музыкант эстонского происхождения, стал преемником Гомилиуса на должностях солиста оркестра Мариинского театра и профессора консерватории. Ян Денисович продолжал создавать целую исполнительскую школу, став опорой музыкальной и общественной жизни Санкт-Петербурга и Таллина. Ян Тамм в то же время являлся солистом придворного оркестра, оркестра Мариинского театра и вёл дружеские отношения с композитором Александром Константиновичем Глазуновым [14]. Благодаря жизни в столице, он стал «проповедовать петербургский дух» в своей родной Эстонии, заложив фундамент музыкального образования на профессиональном уровне.

Обучался Ян Денисовича у Фридриха Христиановича с 1892 по 1897 год. В те года различные эстонские общества организовывали благотворительные концерты, в которых Ян Тамм нередко принимал участие. Ян Денисович играл на этих концертах не только на валторне, но и на скрипке. В 1895 году Ян Денисович Тамм принял участие в концерте, посвящённый юбилею Фридриха Христиановича Гомилиуса, где его исполнение было высоко оценено в рецензиях и в особенности хвалили наставника [12].

Триумфальные успехи Ян Тамма были результатами не только природных особенностей, но и, что является не менее важным, усердного труда. Эти слова подтверждает один из его однокашников Артур Густавович Лемба, отмечая большие способности Тамма и красоту звучания его инструмента. По окончанию консерватории в 1897 году постановлением Художественного совета Ян Тамму была вручена премия имени В. Шуберта – серебряная валторна. Также его утвердили в звании сверхштатного преподавателя Санкт-Петербургской консерватории, и он стал помощником Гомилиуса в классе игры на валторне. С 1897 по 1917 год Ян Денисович Тамм служил валторнистом в Придворном симфоническом оркестре. Его стали приглашать в Мариинский театр на непомерно виртуозные валторновые соло, после чего за ним закрепилась репутация выдающегося исполнителя. Помимо игры в оркестре, Тамм выступал сольно и в ансамблях, участвовал в камерных собраниях Русского музыкального общества, где исполнялись произведения Бетховена, Шуберта, Гуммеля и прочих.

В то же время начинается педагогическая карьера Тамма. В 1899 году Фридрих Христианович Гомилиус уходит с должности преподавателя по состоянию здоровья, после чего Ян Денисович фактически унаследовал класс своего учителя. В 1904 Художественный Совет утвердил Тамма в звании старшего преподавателя, а в 1908 – в звании сверхштатного профессора второй степени. Помимо преподавания, Ян Тамм участвовал во внутренней административной жизни Консерватории. В 1910 Александр Константинович Глазунов предложил Ян Денисовичу Тамму должность исполняющего обязанности инспектора Консерватории. В 1917 Тамм стал управляющим студенческими делами, благодаря чему принимал активное участие в жизни студентов. Так, в силу его содействия, в консерваторию поступили и успешно закончили такие музыканты-соотечественники Тамма, как Март Саар, Август Топман, Эдуард Тамм и многие другие. Они оказали впоследствии большое влияние на формирование эстонской профессиональной музыкальной культуры. Ян Денисович оказывал поддержку не только своим соотечественникам, но и всем нуждающимся студентам, помогая с поиском работы и получения ссуды для покупки хороших инструментов. Кроме работы в консерватории, он был консультантом на фабрике Циммермана (фабрика инструментов немецкого происхождения), откуда брал инструменты для студентов. Его деятельность была высоко оценена Художественным Советом, который подал ходатайство, подписанное Глазуновым, на имя А. В. Луначарского с прошением сохранить, в качестве поощрения, оклад по обеим должностям.

В своей педагогической практике Тамм резко отрицал и критиковал двойную валторну, признавая только валторну «in F» (строя Фа), утверждая, что только на ней можно получить яркое, чистое, наполненное обертонами звучание. Большое внимание он уделял дыханию, считая, что именно в нём заложена основа прозрачного и выразительного звука. В то время считалось, что качество звука зависит только от инструмента, что, естественно, можно назвать откровенной глупостью, но Тамм, в свою очередь, утверждал, что исполнитель во многом может обогатить тембр инструмента. Он добивался активности исполнения, воспитывая культуру звука и ставя художественное содержание произведений выше техники – этому он научился у своего наставника. .
Ян Тамм готовил не только оркестрантов, но и солистов. Его ученики принимали активное участие в концертной жизни консерватории. Он расширял традиционный репертуар, пополняя его сочинениями не только известных композиторов-классиков и романтиков, но и этюдами собственного сочинения. Вместе с Петром Наумовичем Волковым (1877–1938), преподавателем класса тромбона, он скомплектовал основу методических принципов и приёмов игры на духовых инструментах. Ян Денисович лично написал два сборника этюдов, создавал обработки народных песен из сборника Римского-Корсакова и собранных сестрой Айно Тамм эстонских песен.

Из школы Ян Денисовича вышли многие великие музыканты и педагоги: Буяновский Михаил Николаевич, профессор Петербургской консерватории, глава ленинградской валторновой школы Берольский Самуил Иосифович, профессор Бакинской консерватории Ваншейдт Константин Иванович, солист оркестра Мариинского театра Лавендель Владимир Яковлевич, артист оркестра Мариинского театра Тамм Эдуард Петрович, эстонский композитор и дирижёр Артемьев Л. Е., артист Ленинградской филармонии Аргонский С. Я. и многие другие. Михаил Николаевич Буяновский всегда тепло отзывался о Ян Денисовича, описывая его как великолепного учителя, отличного музыкантом и человеком большой культуры [3].

Таким образом, первый этап развития валторновой школы в России связан с именами Фридриха Христиановича Гомилиуса и Ян Денисовича Тамма. Они оба стали выдающимися исполнителями и крупнейшими педагогами класса валторны Санкт-Петербургской консерватории после ее основания. Всем ученикам петербургской валторновой школы были свойственны общие черты - благородство звучания, тонкая музыкальность и богатство обертонов.

Из школы Яна Денисовича вышли такие музыканты, как: Буяновский Михаил Николаевич, профессор Петербургской консерватории, глава ленинградской валторновой школы, Берольский Самуил Иосифович, профессор Бакинской консерватории, Ваншейдт Константин Иванович, солист оркестра Мариинского театра, Лавендель Владимир Яковлевич, артист оркестра Мариинского театра, Тамм Эдуард Петрович, эстонский композитор и дирижёр, Артемьев Л. Е., артист Ленинградской филармонии, Аргонский С. Я., преподаватель Московской консерватории и многие другие. Можно сказать, что зарождение валторновой школы в Санкт-Петербурге дало дальнейшее развитие валторны в различных регионах России и ближнего зарубежья.

Например, ученик Яна Тамма Берольский Самуил Иосифович, стал первым педагогом и основателем класса валторны в Бакинской консерватории. Будучи талантливым исполнителем и преподавателем, он, профессор, заслуженный деятель искусств Азербайджана, начиная с 1921 в течение тридцатилетней педагогической деятельности воспитал много валторнистов. Некоторые из них, как например, лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах, заслуженный деятель искусств РСФСР, солист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения Я. С. Шапиро, в свою очередь стали известными российскими валторнистами.

В самом сердце валторновой школы Санкт-Петербурга дальнейшее развитие, как в сохранении традиций, так и во внесении новшеств связано с именем самого знаменитого ученика Ян Денисовича Тамма - Михаилом Николаевичем Буяновским.

Глава 2. Школа валторны М. Н. Буяновского

Михаил Николаевич Буяновский - великий валторнист и педагог, которого по праву называют целой эпохой валторновой школы в России. М. Н. Буяновский родился в Петербурге 4 октября 1891 года. Михаил Николаевич родился и вырос в семье великолепного музыканта флеитиста-пикколиста, который работал в Придворном оркестре, а также в оперных и балетных спектаклях Эрмитажа, в которых принимали участие многие великие артисты России. Михаил Николаевич начал заниматься на скрипке у товарища и сослуживца отца К. Михайловского.

Музыкальные успехи сына побудили родителей определить его в консерваторию. Но обучение на скрипке было коммерческим, а семья была не самой обеспеченной. В консерватории же бесплатно учили лишь на духовых инструментах. После занятий на валторне с М. Бураковичем, М. Н. Буяновский успешно прошёл экзаменационный конкурс в консерваторию и был зачислен в класс Ян Денисовича Тамма, где обучался семь лет.

Мысли учителя об активности исполнителя, о необходимости музыкально-содержательного обогащения игры стала впоследствии основным принципом методики преподавания М. Н. Буяновского. Видимо, Тамм также заложил основы для выработки того исключительно богатого тембром звука, которым обладал Михаил Николаевич. Мягкая, незаметная, красивая атака звука, богатый тон достигались в процессе занятий, при этом немалое внимание уделялось положению и активности верхней губы валторниста. Его привлекали выступления студентов в концертах консерватории. В 1911 году Михаил Николаевич Буяновский окончил консерваторию с золотой медалью, получил «диплом свободного художника» и в последствии его имя было занесено на мраморную доску [13].

С 1907 года началась исполнительская карьера Михаила Николаевича. Сперва он работает в оркестре Русского музыкального общества, а в 1908 году уже играет первую валторну в оркестре итальянской оперы, и принимает участие в летних симфонических концертах в различных городах России.
В 1913 году Буяновский связывает свою жизнь с Мариинским театром, где он работает солистом более 40 лет. Впрочем, как он рассказывал, до этого он с В. Лавенделем (он на первую, а Левендель - на вторую валторну) без каких-либо сложностей выдержали конкурс в оркестр С. Кусевицкого. Оркестр театра в то время был одним из лучших в Европе. Главный дирижер оркестра, Эдуард Францевич Направник, пополнял оркестр, организовывая, можно сказать, международные конкурсы. В оркестре работали музыканты со всего мира, и русским музыкантам пробиться было нелегко. Оркестр Мариинского театра стал средоточием талантливых инструменталистов, он исполнил немалую роль в развитии музыкальной жизни России конца XIX -начала XX века. Служа в Мариинском театре Михаил Николаевич познакомился с выдающимися дирижерами, всегда отмечавшими его игру, участие в спектаклях и концертах с такими великими артистами, как Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, С. В. Рахманинов и И. Р. Хейфец, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, С. П. Преображенская, В. Ф. Нижинский [3].

С наступлением Октябрьской революцией, Буяновский стал первым валторнистом симфонического оркестра при Политотделе Петроградского военного комиссариата, несколько позже начал работать в оркестре при политотделе Балтийского флота. Но работа в Мариинском театре, благо, не прекращалась. Появились новые слушатели – солдаты и матросы - для которых спектакли проходили с большим энтузиазмом. Буяновский был свидетелем и непосредственным участником преобразований, происходивших в России.

Сразу же после революции началась педагогическая деятельность Михаила Николаевича. В годы гражданской войны по личному указанию Владимира Ильича Ленина в бедном, уже на тот момент, Петрограде была открыта детская музыкальная школа для детей пролетариата. Буяновский организовал там класс игры на валторне, активно содействовал открытию и работе других духовых классов. Он занимался с военными музыкантами, с участниками самодеятельности.

В 1920 году решением Художественного совета Петроградской консерватории Буяновский был зачислен преподавателем по классу валторны. Начался следующий интересный и величественный этап в его жизни. Постепенно накапливается педагогический опыт, и вскоре Буяновский становится самым авторитетным специалистом по медным духовым инструментам в Ленинграде. В 1926 году его утвердили в звании профессора. Продолжается и исполнительская деятельность музыканта. Он получает всеобщее признание как выдающийся исполнитель-валторнист.

Своим исполнительским стилем Михаил Николаевич Буяновский утвердил новую интерпретацию валторны как инструмента большого диапазона выразительных средств. Его манера игры, основанная на пекии, была неразрывно связана с русским национальным искусством. Слушателей восхищала благородная напевность, тонкая фразировка, выразительное завершение, фраз, таяние, филировка звука. Сам звук был необыкновенно богат обертонами, он был и упругим, и гибким в своей динамике, то летящим и парящим в пространстве, то проникающим в какие-то неведомые глубины. И всегда в звуке ощущалось что-то, что нельзя выразить словами, и это всегда волновало. Все оркестранты предвкушали художественное наслаждение от его сольных фраз в «Онегине» и особенно в «Чародейке». Складывалось ощущение, будто бы публика ждала его звуков. Секрет его игры заключался не только в интуиции и божественном даре, но и полном подчинение его музыке, абсолютном проникновении в художественный мир композитора.

Михаил Николаевич Буяновский явился одним из создателей методики преподавания игры на духовых инструментах. Новые жизненные принципы, приход в консерваторию людей, прежде не имевших возможности учиться, требовали изменения существовавших ранее методов обучения, новых программ, нового репертуара. Буяновский подверг переоценке все методическое наследие, обогатил репертуар упражнениями, множеством переложений, ввел новые принципы занятий с учащимися. Почти полувековая педагогическая работа Буяновского — это, по существу, процесс создания валторновой школы нового времени, более того, это была, без преувеличений, новая эра в воспитании музыкантов. Методика обучения Буяновского включала в себя всё лучше, что могла дать отечественная и зарубежная педагогика, воспитывая новых валторнистов, которых можно считать художниками в полной мере.

Основным принципом его работы было: технология - не самоцель, а средство выражения музыкальной мысли композитора. При этом он ставил исключительно высокие требования перед учащимися. К сожалению, им не создано трудов по методике, «школы» - отчасти потому, что он был всегда слишком перегружен работой, и потому, что считал главным в процессе обучения живую работу педагога, ментальную связь наставника и ученика. Теперь, спустя много лет, когда Михаила Николаевича уже нет в живых, его методические установки и различные аспекты педагогического процесса могут быть сформулированы лишь его учениками и теми из них, которые, восприняв его принципы, продолжают обучение валторнистов по его системе.

Первый и наиболее важный момент в работе педагога - отбор учащихся. Физические данные поступающего определялись им очень точно и максимальной точностью – внешний осмотр ребенка, краткий разговор, всегда с добротой, улыбкой и теплотой, давал ему наиболее точное представление о «пациенте». Часто Буяновский совершенно безошибочно рекомендовал поступавшему тот или иной инструмент. При отборе детей для обучения игре на валторне он придавал исключительное значение остроте музыкального слуха.

При обучении детей Михаил Николаевич особое внимание уделял сольфеджированию, считая его основой для развития внутреннего слуха, ощущения высотности, на котором в соединении с амбушюрно-мышечными состояниями и базируется игра на валторне и других медных духовых инструментах. Дети пели различные упражнения, в том числе и легкие этюды из школы Ф. Шоллара. Ребенку, которому рано было заниматься на валторне с полной нагрузкой, рекомендовалось в течение учебного года главное внимание уделять сольфеджио.

В качестве исходного звука для начала обучения Михаил Николаевич всегда предлагал соль первой октавы по написанию. Он считал этот тон определяющим для установки амбушюра, дающим с самого начала правильную ориентацию губных ощущений для всего диапазона инструмента. Почти одновременно, но с некоторым сознательным запаздыванием (он никогда не нагромождал на ребенка множество задач), Буяновский развивал в ученике исполнительское дыхание. Дыханию он придавал очень большое значение и обращал внимание на него при прохождении материала во все годы обучения.

Помимо постановки губ, дыхания, отработки основ звукоизвлечения Михаилу Николаевичу часто приходилось кого-либо исправлять, приспосабливать к мундштуку губы ученика. И всегда он делал это с большим мастерством и терпением. Он хорошо разбирался в мундштуках и в свое время сам их вытачивал для себя и для многих валторнистов. Подчинение работы исполнительского аппарата требованиям музыки, трудностей технических музыкальным задачам- этими принципами руководствовался М.Н. Буяновский и его ученики-педагоги.

Огромное значение М.Н. Буяновский придавал инструктивному материалу. Гаммы и упражнения (для начинающих он всегда писал их самостоятельно), подбор специальных этюдов очень способствовали развитию валторнистов. Михаил Николаевич никогда не следовал слепо материалам какой-либо одной «школы» или этюдам одного автора. Он давал этюды всегда по выбору из сборников Франтишек Шоллара, Георга Копраша, Обер Франца и Жак Франсуа Галлэ. В выборе этюдов он нередко руководствовался полезностью материала и его музыкальными достоинствами. Предпочтение часто отдавалось этюдам, развивавшим как амбушюрную технику, штрихи, дыхание, тембр звука, так и музыкальность ученика. Все технические приемы, как утверждал сам Буяновский, обусловлены музыкой; сочетание в единстве этих двух начал составляет сущность его метода.

Михаил Николаевич был строг, но справедлив в своих требованиях к ученикам. Он не допускал ни единого неправильно, неритмично исполненного звука или отклонения от текста. Одним из существенных материалов для комплексного музыкально-технического развития учащихся служили этюды О. Франца и особенно этюды Ж. Галлэ. Концертный репертуар занимал первое место в планах учеников Буяновского. Пьесы малой и большой формы, и концерты давали возможность развития у валторнистов их музыкальности, вкуса, кругозора, профессионализма. Используя такие произведения валторновой классики, как концерты К. Матиса, «Романс» Н. Вильма, и, конечно, сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Шумана, Р. Штрауса, Гедике, Глиэра. Буяновский постоянно заботился о пополнении репертуара. Он сделал множество превосходных переложений для валторны с фортепиано. Еще при жизни Глазунова с его разрешения была переложена «Песнь трубадура» и добавлены в середине четыре такта из вступления (в силу необходимости валторнист мог вылить воду из кронов). Помимо вышеуказанных произведений, также были переложены «Аделаида» Бетховена и «Мелодия» Глюка, Largo Генделя и Andante Гайдна. Но главное место в этой работе Буяновского являются его переложения произведений отечественных авторов. Дефицит русских пьес первоисточника для валторны было. Им сделаны транскрипции виолончельных сонат Рубинштейна и Рахманинова, неоконченной сонаты Глинки для альта, «Элегии» Глазунова и большого числа малых произведений русских и советских композиторов. Он очень любил ансамблевую музыку. Его переложения для медного квинтета, для восьми валторн прочно вошли в жизнь ленинградских валторнистов.

В своей педагогической работе Михаил Николаевич не только учил музыке и технологии, он был отличным воспитателем. С первых же уроков ученик попадал под воздействие воспитательной силы большого художника, незаурядной личности. М. Н. Буяновский внушал ученикам чувство ответственности за дело, он воспитывал в них достоинство музыканта, высокое гражданское чувство.

Деятельность М. Н. Буяновского - это целая эпоха в истории валторновой школы. Он вел большую методическую, издательскую и общественно-музыкальную деятельность. Многие из тех, кто знал его, всегда вспоминают его с чувством глубокого уважения, сердечного тепла и благодарности. Немногим педагогам удается оставить после себя смену учеников-педагогов, продолжающих их дело на том же уровне. Ему это удалось. В Москве - Александр Рябинин, в Ленинграде - Павел Орехов и его сын - Виталий Михайлович продолжили работу, целиком основанную на принципах школы М. Н. Буяновского.

Глава 3. Современная валторновая школа в России
Профессиональное внимание большинства педагогов и исполнителей советского времени было сосредоточено на создании учебно-методических пособий и концертного репертуара. Первые труды по теории и методике обучения игре на духовых инструментах часто были универсальными - в них содержались сведения необходимые для обучения на любом духовом инструменте. Но начиная с 60-х годов прошлого века теория исполнительства на духовых инструментах стала интенсивно развиваться от общего к частному. Авторы большинства работ стали стремиться к более глубокому изучению проблем, относящихся к вопросам игры на конкретном духовом инструменте. Значимым событием для валторнистов стало появление в 1957 году книги А. И. Усова «Вопросы теории и практики игры на валторне», в которой анализировались основные компоненты исполнительской техники валторнистов и методы обучения игре на валторне. Чуть позже появились работы В. Н. Солодуева, А. А. Янкелевич, В. М. Буяновского. Рекомендации, содержащиеся в этих пособиях, обосновывались большей частью личными наблюдениями авторов и носили достаточно частный характер. В то же время их труды внесли неоценимый вклад в разработку отечественной теории и методики обучения искусству игры на валторне.

Наиболее значительным преобразованием в методике профессиональной подготовки валторнистов, произошедшим за время существования русской валторновой школы, является внедрение в исполнительскую и педагогическую практику двойной хроматической валторны и последовавший за этим постепенный отказ от валторны в строе "F" (Фа) в пользу инструмента "В" (Си-бемоль). Победы российских валторнистов на международных конкурсах хронологически совпадают с появлением в стране двойных хроматических валторн. Последовавший за этим регресс русской валторновой школы совпадает во времени с переходом на валторну строя "В", как основной инструмент при обучении отечественных валторнистов [5].

Одним из основных преемников школы Михаила Николаевича Буяновского стал его сын – Виталий Михайлович Буяновский, советский валторнист, педагог и композитор. В. М. Буяновский (27.08.1928 - 5.05.1993) был солистом Ленинградской (позже Санкт-Петербургской) филармонии. Виталий являлся народным артистом РСФСР, профессором Санкт-Петербургской консерватории, кандидатом искусствоведения. В. М. Буяновский окончил среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории и Ленинградскую консерваторию (1950) под руководством своего отца М. Н. Буяновского. В 1953 году В. М. Буяновский стал лауреатом первой премии Международного музыкального фестиваля «Пражская весна». После конкурса чешский журнал «Музыкальное обозрение» написал о молодом музыканте следующее: «Буяновский - весьма привлекательный, скромный, простой, но исключительно интеллигентный мастер, с очень совершенной интонацией. Убедительный и спокойный в своем выражении, но способный к активному воодушевлению. Обладает высокой культурой и своеобразной манерой исполнения... Буяновский будто предназначен для профессуры». В 1946-1956 гг. он играл в оркестре Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, с 1956 г. солист Академического симфонического оркестра филармонии. Помимо работы в оркестре важное место в творчестве В. М. Буяновского занимало камерное музицирование. На протяжении своей карьеры он регулярно выступал как солист и в составе различных ансамблей камерной музыки. Виталий Буяновский стал автором ряда произведений для валторны и других духовых инструментов, а также для камерных ансамблей.

С 1961 г. В. М. Буяновский преподавал в Ленинградской консерватории, с 1967 г. доцент, с 1973 г. профессор. Среди учеников Виталия Буяновского такие валторнисты, как Фройдис Рее Векре (норвежский), Андрей Глухов, Сергей Довгалюк, Павел Евстигнеев, Александр Сухоруков, Станиславцес.

Другой известный ученик Михаила Николаевича Буяновского - Павел Константинович Орехов (2.02.1916 - 23.09.1992). Он родился в семье музыканта Придворной певческой капеллы. Начальное музыкальное образование он получил в Хоровой школе Капеллы, которую окончил в 1932. В том же году Орехов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс профессора М. Н. Буяновского. В 1937 он с отличием закончил консерваторию, а в 1940 аспирантуру. На протяжении своей карьеры Павел Константинович Орехов успел поиграть во многих ведущих оркестров Ленинграда. В 1934—1936 и 1943-1950 годах он работал в оркестре Ленинградского радио, в 1936-1938 в оркестре Ленинградской филармонии, в 1938-1941 и 1954—1968 в оркестре Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова, с 1950 по 1954 в оркестре Ленинградского академического малого оперного театра. В 1937 году он впервые исполнил концерт для валторны с оркестром Александра Гедике. 9 августа 1942 года Орехов принимал участие в историческом исполнении Ленинградской симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.

На протяжении большей части своей жизни Орехов занимался педагогической деятельностью. Едва закончив консерваторию в 1937 году он начал преподавать валторну в Специальной Музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской Консерватории. С 1945 года он преподавал в Ленинградской консерватории и с 1973 получил должность профессора. С 1967 по 1973 он также преподавал в Петрозаводской консерватории, имевшей тогда статус филиала Ленинградской консерватории. Среди наиболее известных учеников Павла Константиновича Орехова: Игорь Лифановский, Анатолий Чепков, Игорь Удальцов, Анатолий Дёмин.

Павел Константинович Орехов, воспитал целую плеяду музыкантов, но Лифановский был, пожалуй, самым любимым его учеником [16].

Игорь Борисович Лифановский (22.06.1938 — 28.03.2002) — советский и российский валторнист и музыкальный педагог, солист оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, ЗКР АСО Ленинградской филармонии, оркестра Большого театра и Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, лауреат международных конкурсов. Игорь Лифановский в 1962 году окончил Ленинградскую консерваторию, а в 1964-м - аспирантуру у П. К. Орехова. Успех пришел к Игорю Лифановскому рано и был весьма значителен: он стал лауреатом Всесоюзного конкурса 1963 года, международного конкурса ARD в Мюнхене, проходившего в 1966 году, «Пражской весны» 1968 года. Высокий профессионализм, виртуозность, свободное владение инструментом, четкое решение художественных задач - характерные черты его исполнительского стиля. Все эти качества поставили Игоря Лифановского в ряд самых выдающихся валторнистов нашей страны [15]. В 1962 году Лифановский стал солистом оркестра Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. В 1971 году он переехал в Москву и стал солистом оркестра Большого театра. С 1977 по 1982 год работал солистом Большого симфонического оркестра Всесоюзного Радио и Телевидения. В те годы он записал в фонд радио большое количество музыки для валторны. Особенно блеснул Лифановский, исполнив партию 1-й валторны в "Концертштюке для 4-х валторн" Шумана, Квинтет Es-dur для валторны и струнных Моцарта и Концерт для валторны с оркестром В. Цыбина. В 1982 году он вернулся в Большой театр.

Преподавательская работа занимала в его жизни не менее значительное место, как и исполнительская деятельность. Многие играющие валторнисты обращались к нему за советами и рекомендациями. Он преподавал в ЦССМШ при Московской консерватории и в ЦССМШ им. Гнесиных. В 1987 г. его пригласили преподавать в Московскую консерваторию имени Чайковского. Его ученики работают почти во всех московских оркестрах, во многих оркестрах России и за рубежом.

В ноябре 2001 года Игорь Лифановский участвовал в гастролях по США в составе Московского государственного академического симфонического оркестра Павла Когана, исполняя партию первой валторны.

Ещё одни ученик Михаила Николаевича Буяновского - Александр Алексеевич Рябинин (22.08.1916 — 8.12.1997) — российский и советский валторнист, педагог и дирижёр, народный артист РСФСР. А. А. Рябинин учился в Ленинградской консерватории в классе М. Н. Буяновского. Во время учёбы в 1935—1941 годах Рябинин работал в оркестрах Ленинградского радио и филармонии. После окончания консерватории в 1941 году переехал в Москву и в 1945 окончил Высшее училище военных дирижёров. С 1945 по 1977 год был солистом оркестра Большого театра. В 1945—1948 преподавал в Высшем училище военных дирижёров, а с 1951 — в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, с 1979 года должности профессора. Среди учеников Рябинина — Заслуженный артист Армении и Заслуженный артист РФ Ремир Матикян, Заслуженный артист РФ Василий Тарасов, Заслуженный артист РФ Леонид Мельников, мульти-инструменталист, композитор, аранжировщик, лауреат фестивалей джазовой и импровизационной музыки Аркадий Шилклопер и др.

Валерий Владимирович Полех (5.07.1918— 6.09.2006) — советский и российский валторнист и музыкальный педагог, который представляет Московскую школу валторны [7]. В 1937 году он окончил Музыкальное училище им. Октябрьской революции, затем Московскую консерваторию (класс Ф. Ф. Эккерта). В годы Великой Отечественной войны В.В. Полех играл в оркестре Наркомата обороны, Краснознамённом ансамбле имени Александрова. В 1946—1974 годах он стал солистом оркестра Большого театра, в 1955—1995 годах — преподавателем Музыкального училища при Московской консерватории. В.В. Полех – солист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, лауреат всесоюзного и международного конкурса, Заслуженный артист РСФСР (1959), почётный член международного общества валторнистов, первый исполнитель концерта для валторны с оркестром Рейнгольд Глиэра.

Антон Иванович Усов (1895—1981) — российский валторнист и педагог, также представитель Московской школы валторны, заслуженный деятель искусств РСФСР [7]. В 1909 – 1914 гг. он был музыкантом военного духового оркестра 1-го казацкого полка, в 1916 году окончил Московскую консерваторию по классу валторны у Ф. Ф. Эккерта. С 1916 года работал в оперном оркестре Сергиевского народного дома. С 1918 солист оркестра Большого театра, в 1928—1945 Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. В 1938—1979 преподавал в Московской консерватории (с 1944 профессор), одновременно в 1944-1956 гг. в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. А.И. Усов автор книги «Вопросы теории и практики игры на валторне», научно-методических статей, пьес учебно-педагогического репертуара.

Андрей Евгеньевич Глухов (19.04.1952 — 8.08.2011) обучался в Ленинградской консерватории под руководством М.Н. Буяновского. После его смерти руководить занятиями продолжил его сын В.М. Буяновский. С 1974 года А. Е. Глухов стал солистом Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. В 1976 году он стал лауреатом второй премии международного конкурса исполнителей в Женеве. В 1982 году ему было присвоено звание заслуженный артист РСФСР, а в 1996 — народный артист России. А. Е. Глухов являлся членом Международного общества валторнистов.

Анатолий Сергеевич Дёмин (19.03.1932 – 21.03.2013), ещё одни талантливый ученик П. К. Орехова. А. С. Дёмин начал своё музыкальное образование в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории в классе Павла Константиновича. В 1957 году А.С. Дёмин завоевал первую премию художественных конкурсов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Два года спустя в 1959 он стал лауреатом первой премии престижного международного конкурса «Пражская весна». В 1949—1953 годах А.С. Дёмин играл в оркестре Ленинградского Малого театра оперы и балета. Переехав в Москву, он с 1953 по 1965 год был солистом оркестра Государственного академического Большого театра, а с 1965 по 1989 — Государственного академического симфонического оркестра СССР.

Помимо своих выдающихся исполнительских достижений, А.С. Дёмин также известен своей успешной педагогической деятельностью. С 1958 года он преподавал в Государственном музыкальном училище имени М. М. Ипполитова-Иванова, а с 1973 года — на кафедре духовых и ударных инструментов Московской консерватории (с 1986 г. — доцент, с 1992 г. — профессор), а также в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Среди многочисленных учеников А. С. Дёмина солист Большого театра Андрей Ферапонтов и солист Российского национального оркестра Игорь Макаров. А. С. Дёмин — автор программы для музыкальных школ и вузов для духовых инструментов. Он регулярно проводил мастер-классы в различных музыкальных учебных заведениях России. А.С. Дёмин — был одним из постоянных членов жюри юношеских музыкальных конкурсов в Москве, а также Всесоюзного конкурса музыкантов в Таллине (1980) и Международного конкурса «Нижний Новгород» (1994). В 1980 году ему было присвоено почётное звание Заслуженный артист Удмуртской АССР, а в 1987 - Заслуженный артист РСФСР. А.С. Дёмин был членом Международного общества валторнистов.

На сегодняшний день традиции валторновой школы России продолжают следующие замечательные инструменталисты и педагоги.

Макаров Игорь Викторович (род. 15.05.1958 г) – ученик профессора А. С. Дёмина, у которого он окончил Московскую консерваторию и ассистентуру В 1982-1990 гг. Макаров И.В.— солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. C 1990 г — солист Российского национального оркестра. В настоящее время ведёт преподавательскую работу профессором кафедры медных духовых инструментов Московской консерватории.

Ферапонтов Андрей Вячеславович (род. 6.05.1964 г.) - заслуженный артист России, солист оркестра Государственного Большого театра России. Он также закончил московскую консерваторию у профессора А. С. Дёмина (с1983 по 1990 гг.), был его ассистентом (1991 – 1993 гг.). Постоянно сотрудничает с ведущими симфоническими и камерными оркестрами. Ведёт активную сольную деятельность с камерными ансамблями. 1988 – 1999 гг. – работал в Московском Государственном симфоническом оркестре, 1999 – 2001 гг. – работал в оркестре РНО п/у М. Плетнёва. С 2003 работает в солистом Большом театре России.

Сергей Александрович Поляничко (род. 12.09.1974) — российский дирижер, валторнист и телеведущий, основатель и художественный руководитель уникального Российского Рогового Оркестра, возродившего и обогатившего огромный пласт русской культуры XVIII—XIX веков, дирижёр БСО им. П.И. Чайковского, директор ФГБУК "Российский центр духовой музыки". Окончил Специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора В.М. Буяновского), затем консерваторию (класс профессора А. Е. Глухова). Лауреат Международного конкурса (2003). В качестве валторниста сотрудничает со многими российскими оркестрами, работает приглашенным концертмейстером группы валторн симфонических оркестров Heinola Simfonietta в Финляндии, Nordicsymphony в Эстонии и Филармонического оркестра Сантьяго (Чили). Выступает в составе ансамблей и с сольными концертами. С августа 2015 года - директор ФГБУК "Российский центр духовой музыки", в который входят Государственный духовой оркестр России и Государственный роговой оркестр России. В 2006 году С. А. Поляничко также создал ангажементный симфонический оркестр «Невский», который дает концерты с участием популярных эстрадных звезд, выступает на фестивалях и участвует в дирижёрских мастер-классах.

Делий Павел Юрьевич (род.10.07.1974 г.) - заслуженный артист РФ, валторнист, кандидат педагогических наук, художественный руководитель Арт-студии «Маэстро», заведующий у кафедрой духовых и ударных инструментов Московского государственного института культуры. П. Ю. Делий прошел полный курс обучения в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Московском государственном университете культуры и искусств. В разные годы был солистом ведущих симфонических оркестров страны - Государственный симфонический оркестр «Молодая Россия», Большой концертный оркестр им. Силантьева, Московский государственный академический симфонический оркестр. Работал со многими выдающимися музыкантами современности: М. Ростроповичем, В. Третьяковым, Ю. Башметом, С. Скрипкой, М. Горенштейном, и др. С 2000 года П. Ю. Делий преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств, с 2001 года солист коллектива московской государственной филармонии Московского брас квинтета им. Т. А. Докшицера. Неоднократно снимался на телевидении в передачах Первого канала и Телеканала «Культура».

Проведенный биографический анализ творческого пути известных валторнистов ясно показывает, что развитие валторновой школы в России основано на преемственности исполнительской и педагогической деятельности от мастера к ученику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение истории русской валторновой школы показало, что она сформировалась и выделилась как самостоятельное явление на рубеже XIX - XX вв. Игра лучших российских валторнистов соединила в себе академическую строгость и чистоту звучания, унаследованную от представителей лучших европейских школ, особый стиль звуковедения, звукоизвлечения и интонирования, заимствованный из вокальной практики, а также эмоциональную экспрессивность и духовную насыщенность исполнения. В результате проведённого исследования были выделены три основных этапа развития валторновой школы в России: зарождение в конце XIX века, школа М. Буяновского и современная школа валторны.

Русская школа валторны породила прекрасных исполнителей и педагогов по классу валторны: Тамм Ян Денисович, Михаил Николаевич Буяновский, Павел Константинович Орехов, Виталий Михайлович Буяновский, Игорь Борисович Лифановский, Антон Иванович Усов, Валерий Владимирович Полех, Анатолий Сергеевич Дёмин, Андрей Евгеньевич Глухов, Александр Алексеевич Рябинин, Делий Павел Юрьевич, и другие.

Извлечь звук из валторны - нетрудно, но заставить её петь, неимоверно сложно. Чтобы этому научиться самому и научить своих учеников, важно знать накопленный педагогический опыт. Возрождение традиций, привлечение большего внимания к валторне, как универсальному инструменту широчайших выразительных возможностей, невозможно без опоры на достижения выдающихся, всемирно известных исполнителей-виртуозов. Такой подход позволит продолжить воспитание высокопрофессиональных музыкантов в традициях валторновой школы России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Березин, В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма / В.В. Березин. - М.: Изд. инст. общ. средн. образования Российской Академии образования, 2006. - 388 с.

Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Радуница, 1995.

Буяновский М. Н. В классах духовых инструментов // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: Кн. 2. Изд. 2-е, доп. Л., 1988. С. 168–170.

Гомилиус Ф. Х. / Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1995. С. 72.

Гриценко Ю. Некоторые закономерности звукоизвлечения на валторне: Дис. .канд. искусствоведения. Л., 1980.

Еремин Н. С. Оркестры духовых музыкальных инструментов в истории России: доклад (в рамках методических чтений на отделении духовых инструментов) https://dshi7.kursk.muzkult.ru/

Круглов А. Е. История становления и развития Московской валторновой школы / Культура: теория и практика. Московский государственный институт культуры. М., 2006. № 1 (10). С. 2-4.

Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. Ред.-сост. Ю. Усов. -М., 1979.

Никеева И.А, Фаттахова Л.Р. История музыки: Издание ОмГУ, Омск, 2004.

Никитина, Л.Д. История русской музыки: популярные лекции / Л.Д. Никитина. - М.: изд. центр Академия, 2000. - 272 с.

Риман Г. Музыкальный словарь - ДиректМедиа Паблишинг, М., 2008.

Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Ч. 1.-Л., 1973; ч. II.-Л., 1983.

Петровская, И.Ф. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь-исследование / И.Ф. Петровская. - Спб.: Композитор, 2009. - Т. 10: 1801-1917. Кн. 1: А - Л. - 568 с.

Тамм Я. Д. / Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов исполнителей на духовых инструментах. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 1995. С. 276–277;

Усов, Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю.А. Усов. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1986. - 191 с.

Сайт http://valtornist.ru/


перейти в каталог файлов


связь с админом