Главная страница
qrcode

Залючение. Заключение по нейропсихологической диагностике


Скачать 31.73 Kb.
НазваниеЗаключение по нейропсихологической диагностике
Дата28.07.2020
Размер31.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗалючение.docx
ТипДокументы
#89538
Каталог

Заключение по нейропсихологической диагностике
Больной 17 лет, правша. Перенес год назад инфекционное заболевание, перешедшее в форму нейроинфекци и давшее осложнения в форме нарушений мышления и памяти.
Психологическая характеристика.

Коммуникабелен, в начале исследования достаточно спокоен, но в процесе исследования появляется определенная моторная возбужденность. Открытый, живо реагирующий на обращения к нему. Мотивированный на прохождение диагностических процедур. Критично относящейся к своим ошибкам (адекватно), но излишне доверяющий психологу. Поведение еще не вполне зрелое - чрезмерно эмоциональное и не вполне конструктивное отношение к своим ошибкам. Похвала его радует.

В момент нейропсихологического исследования контактен, критичен, доступен нейропсихологическому обследованию в полном объёме. Волнуется в условиях тестирования, переживает – смешки не к месту, другие проявления нервозности - не уверен в себе.

Речь отрывиста и несколько замедлена, не вполне четкая, присутствуют повторения.

Не всегда мог понять инструкции, не всегда понимает, о чем его спрашивают.

В месте, личной ситуации ориентирован; ориентирование во времени неполное (ориентируется в дате, но не ориентируется в дне недели). Мотивация на обследование формируется в достаточной степени. Эмоциональный фон не вполне ровный (присутствует нервозность и неуверенность при выполнении заданий).

Заметны трудности построения развёрнутого, связного речевого высказывания.

В ходе обследования истощается. Присутствует усталость и утомляемость.

Реакции свидетельствуют о незрелости личности (возвращение к детскому способу реагирования – палец в рот).

Старается демонстрировать «мужской характер» - стремиться справиться с трудностями.

На этом фоне нейропсихологическое обследование объективно выявило:

В двигательной сфере – умеренные нарушения регуляторной (импульсивное, часто зеркальное, как «эхо» выполнение, отсутствие стремления к коррекции ошибок в Пробах Хэда), кинетической (появление лишнего постукивания в воспроизведении ритмических структур, удается схватить ритм только на третий раз; чем темп ниже, тем схватывание происходит быстрее.) и отчасти кинестетической (сложно было показать подбородок) составляющих праксиса; определенные трудности усвоения двигательной программы (не сразу освоил движение КРЛ), нарушение воспроизведения порядка элементов в серии движений, персеверации (получая похожее задание ЛРК он склонен повторять прошлое КРЛ). Все это может говорить о поражении заднелобной области.

В пробе КРЛ также наблюдалась отрывистость, недостаточная плавность движений и персеверация («системная» моторная персеверация, которая проявлялась в многократном повторении программы движений). Что может говорить о поражении префронтальных отделов коры мозга).
В гностической сфере – нарушения зрительного и зрительно-пространственного гнозиса - ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов (ошибки узнавания времени на часах) - метрические (20 мин. восьмого - показывает 3 часа; 7 ч.20 мин. - показывает 9:05); нарушение узнавания стимулов (не смог узнать бутылку в пробе «Узнавание изображенных предметов»).

Это может говорить о поражении вторичных проекционных зон коры (18 и 19 поле Бродмана), локализующихся в теменно-затылочной области коры головного мозга.
В речевой сфере: трудности построения развёрнутого речевого высказывания; нарушения понимания логико-грамматических структур (не мог понять фразы "Брат матери" и "мать брата"); нарушение понимания логико-грамматических конструкций (ошибся в заданиях: "Положи ручку в коробку", "Положи коробку на ручку и карандаш", "Положи карандаш на коробку"); наблюдались вербальные парафазии при предсказывании рассказа «Лев и мышь» (лев часто становился мышью), в назывании и в спонтанной речи таких ошибок не было.

Данные нарушения могут говорить об определенных теменно-затылочных поражениях мозга.
В мнестической сфере – выраженные нарушения слухо-речевой памяти: снижение продуктивности запоминания (количество запомненных слов в пробе «Заучивание 10 слов» медленно росло после повторения, но так и не достигло полного воспроизведения); повышенная тормозимость следов (не смог правильно воспроизвести отсроченные вопросы «Скоро ли закончится занятие?» и «Нужно ли прийти еще раз?»); нарушение воспроизведения порядка стимулов и трудности оценки их количества; семантические замены при запоминании вербального материала (появлялось слово «пила» вместо «игла»); однако, смысловая организация материала существенно улучшило запоминание (полностью заполнил 2 фразы); нарушение избирательности при запоминании вербального материала - конфабуляторные включения (появление нового слова «скальп» пробе «Заучивание 10 слов», не созвучного ни с одним из десяти).

Нарушения порядка стимулов при воспроизведении и трудности оценки их количества — это симптомы, часто встречающиеся при дисфункциях правого полушария.

Другие нарушения памяти:

Не смог вспомнить, что такое висок даже после подсказки. Не смог правильно показать некоторые пальцы на руке (Путал большой и указательный, средний и указательный пальцы).

Испытывает сложности в вспоминанием имен друзей, родственников, своего врача, но хорошо помнит свои недавние действия и просмотренные передачи (здесь затруднений с вспоминанием имен не испытывает), затруднение в вспоминании точного адреса (ошибся в номере квартиры) – затруднена ориентация в пространстве. Не мог вспомнить день недели, что также может говорить о затруднении ориентации во времени.

В интеллектуальной сфере: трудности понимания смысла рассказа (на вопрос про краткую мораль «чему учит этот рассказ?» последовал ответ: "побольше есть"); снижение уровня обобщения (Как ты понимаешь выражение "Не суй свой нос в чужие дела»? Ответ: "Не знаю". Выражение "Тише едешь, дальше будешь" не смог объяснить даже с подсказкой).

Понимает инструкцию только когда она дается в более простой форме.

Такие нарушения могут говорить о поражении лобных долей мозга.
Таким образом, через год после перенесенной нероинфекции в нейропсихологическом статусе выявляются выраженные двигательные, гностические, мнестические, речевые и интеллектуальные нарушения. Которые могут говорить о поражении лобных долей мозга, дисфункциях правого полушария, поражении префронтальных отделов и теменно-затылочной области коры головного мозга.

Праксис (греч. pragma — действие) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Праксис — это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений “на едином дыхании” необходимы достаточная зрительно-пространственная ориентировка и постоянное поступление информации о ходе выполняемых действий.
Гнозис (в нейропсихологии и невропатологии) — собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (напр., зрительный и слуховой гнозис, стереогноз и т. д.).

Сопровождал процесс мышления хаотичными движениями руками.

http://gatchina3000.ru/literatura/luria_a_r/luria-3_04b.htm

http://zrenielib.ru/docs/index-8656.html?page=27

http://logopedsaospravochnik.blogspot.com/2014/05/i.html


Гностическая сфера.

Оценка и воспроизведение ритмических структур.

Ритм

2-2

3-3

3-2 - лишний раз 3-3

1-2-2

1-3-2 повторил только со 2-го раза

Сложно удержать в памяти большой объем аудиальной информации (больше 4-х единиц уже сложно).Добавляет лишний звук из-за ощущения что было много, но количество не запомнил, поэтому лучше перестраховаться.

Удается схватить ритм только на третий раз. Чем темп ниже, тем схватывание происходит быстрее.


Узнавание времени на схематических часах без цифр.

20 мин. восьмого - показывает 3 часа

Еще раз - тот же результат

7 ч.20 мин. - показывает 9:05

Вопрос: "На каких часах часовая стрелка показывает на 7 часов".

Не может понять какая стрелка часовая - длинная или короткая. Не может понять разницу между часовой и минутной стрелкой. Проблема восприятия пространства.

После того как разобрался.

4 ч. 35 мин. - показывает правильно

1 ч. 50мин. - показывает правильно


Пробы Хэда (Пространственный праксис)

Регуляторные ошибки - импульсивное, часто зеркальное, как «эхо» выполнение, отсутствие стремления к коррекции ошибок. Говорят о нарушении пространственного праксиса.

Также это, возможно, говорит о частичном снижении психической активности по «лобному» типу.
Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» типу.
Лобные отделы мозга обеспечивают саморегуляцию психической деятельности в таких ее составляющих, как целеполагание в связи с мотивами и намерениями, формирование программы (выбор средств) реализации цели, контроль за осуществлением программы и ее коррекция, сличение полученного результата деятельности с исходной задачей. Нарушения произвольного внимания являются следствием поражения лобных долей головного мозга.

Характерна отвлекаемость, больной не может длительное время следовать определенной программе и сбивается на побочную деятельность. Выполняя последовательность мыслительных операций, больные обнаруживают импульсивное соскальзывание на побочные ассоциации, уходят в сторону от основного задания, проявляют ригидность при необходимости смены алгоритма. Поведение больных часто бывает импульсивным, снижается критика к своему состоянию, нарушается критическая оценка окружающей обстановки.
Двигательная сфера.

Динамический (Кинетический) праксис

КРЛ

П: Копирование не очень уверенное с ошибками.

Повторение медленное и не очень уверенное, но без ошибок. Запоминание полное.

Л: Левой рукой делал быстрее и увереннее, без ошибок, но движения были более рваными (отрывистые), резкими.
ЛРК

П: Копирование не очень уверенное и с ошибками.

Испытывал затруднения в повторении, не точно, не четко. – ошибка в первом движении. – делает первую выученную последовательность.

Л: аналогично - делает первую выученную последовательность, но быстрее и увереннее.

Левая рука более ловкая.

Исправляется только после замечания.
Правая рука более напряжена – повышенный тонус.

Трудности с переносом движений с одной руки на другую не было.
Ошибки: дезавтоматизация, отрывистость, недостаточность плавности движений и персеверация («системная» моторная персеверация, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга).

Повторение предложений.

Смог повторить 1-е предложение без затруднений. Через несколько секунд припоминания смог точно воспроизвести и второе.
Периодически просит повторить инструкцию – нет достаточной концентрации.

Помогает медленный повтор инструкции. Присутствует критика.
Мнестическая сфера.

Заучивание 10 слов. дом лес стол звон ночь игла пирог брат крест кот

1 попытка

2 попытка

3 попытка

4 попытка

5 попытка

время запоминания:

Запоминание двух фраз.
Заучивание 10 слов

Из 10 слов за 6 повторений мог запомнить только 6 слов.

3 + 1 похожее по звучанию («пила» вместо «игла») и совсем не похожее «скальп»

4 + «скальп» (Вопрос: «Сколько назвал? Лес был?» - ослабленный контроль – не спросил правильно ли назвал все слова; стремление к самоконтроль, понимание недостатка самоконтроля, неуверенность в себе, низкая самооценка?)

4 + «скальп» (расстраивается; эмоционально реагирует – испытывает негативные переживания - проявляется в закрывании руками глаз)

5 + «лес» повторил (и сразу переспросил: «Лес был?», «4 или 5?», «топор есть?»). Смеется, видно его отчаяние. Хочет попробовать повторить о еще раз, но понимает, что не сможет.

6 (с вызовом интересуется своим результатом: «И?»; переспрашивает: «6?»; расстраивается от полученного результата «Ё маё!»

6 (сам спрашивает: было ли «окно»? – способность оттормозить мнемические ошибки – сохранность функции критики. Спрашивает: «4 осталось?», показывает 4 пальца)

При произнесении разных слов, в т.ч. и названных, узнает все оставшиеся 4 слова.

Количество запомненных слов медленно растет от повторения к повторению.

Запоминание осмысленных фраз даётся лучше, чем запоминание отдельных, не связанных друг с другом, слов.

Начиная со второго повторения начинается стереотипное запоминание слов. Первое повторение от второго отличается, по сути, только одним лишним словом. Что может говорить об отсутствии стратегии.

Первые 3 раза он повторяет одно и то же лишнее слово, что говорит о сниженном контроле и внимании.

Способность оценивать правильное выполнение заданий сохраняется, но находится на не высоком уровне, т.к. ошибки находятся и исправляются, но не сразу.

Не всегда понимает обращенную к нему речь. Иногда ему трудно понять с первого раза, о чем говориться.
Отсроченное воспроизведение 10 слов.

Отсроченное вспоминание серии из 10 слов

Вспомнил 5 слов.

Опять не был уверен (не смог подсчитать) сколько слов смог вспомнить- 5 или 6 .
Запоминание рассказа.

"Лев и мышь"

Пытается не передать смысл рассказа, а дословно его запомнить, как можно ближе к тексту, механически. Из-за этого выпадает из внимания согласование слов в роде и числе. Путает мужской и женский род. Путал мышь со львом - несколько раз поставил мышь на место льва.

Рассказ вспоминает частично, но потом в целом правильно отвечает на поставленные вопросы.

Не понимает вопроса про краткую мораль и про то, чему учит этот рассказ.

Мораль - "побольше есть" - во многом реакции редуцировали до первичных потребностей.

В самом начале на вопрос, о том чего сейчас хочется, последовал ответ пожрать...

Условно-рефлекторная проба

Карандаш: на 1 стук 2; на 2 стука – 1.

Не понял инструкцию (сопроводил это улыбкой)

Правильное повторение.

В затруднение ввел вопрос о том, сделал ли он ошибку. – задумался и усомнился в своей правильности.

Недостаток концентрации внимания и контроль каждого своего шага. Сниженный самоконтроль.

Быстрая проекция ошибки на себя.

Легко поддаётся влиянию, которое ущемляет его возможности.

Неуверенность возникает из-за больших услий прилагаемый им для выполнения даже такого несложного упражнения.


Речевая сфера.

Спонтанная речь. Беседа с больным.

Называние предметов по картинкам из нейропсихологического альбома.

Понимание слов (показ на картинке по инструкции).

Понимание логико-грамматических конструкций.

Пространственное мышление

Задание 1: "Положи ручку в коробку". Сделал больше, чем требуется: положил в коробку и ручку и карандаш и закрыл коробку крышкой.
Задание 2: "Положи коробку на ручку и карандаш". - сделал не правильно...

Помощь: "Возьми в руку ручку и положи внутрь коробки". Опять положил на коробку.

"Положи карандаш на коробку". - кладет в коробку.

Карандаш под коробкой...

Смущается своим ошибкам.

Проблема выражена максимально ярко.
Понимание логико-грамматических структур

Объяснение сложных языковых конструкций.

Объяснить выражение "Брат матери". Кем он приходится тебе?

Вначале задумался, потом признался, что не понял опроса, попросил повторить.

Первая версия - "троюродный"

Вторая - братом будет приходиться

Третья - "может быть, дядей?"

Задумался, положил палец в рот

Рисунки

Яблоко, петух, часы, ножницы и чайник назвал без затруднений. Не смог назвать только бутылку. При этом называл ее вазой и банкой уже после подсказки. И узнал ее только с третьей подсказки, связанной со стереотипной ассоциацией с пивом.

На провакационный вопрос, что еще не названо, не смог вспомнить, что уже называл часы. Снижено внимание, внешняя критичность и самоконтроль.
Показ частей тела на себе

Ухо, нос, плечо, затылок и брови показал без затруднений. Вместо подбородка показал на горло, но исправился, когда на эту ошибку было указано. Это задание вызвало затруднение - задумался. Не справился с заданием показать висок. Не смог показать даже после подсказки. Не узнал выражение "У меня стучит в висках". Словетная реакция "Глаза, может быть? Не знаю." Рсстроился?
Показ пальцев.

Не смог показать большой палец и указательный. Правильно показал мизинец, безымянный и средний палец.

Путал большой и указательный, средний и указательный пальцы.
Воспоминание 2- вопросов

1. "Во сколько идет перемена", "Во сколько окончится школа" , "Во сколько закончится это занятие".

2. " я вернусь сегодня?"

После подсказки делал попытки, но так и не смог вспомнить вопроса.
С чем это связано?

Радуется похвал - адекватная реакция.


Второй вопрос. Кто это "мать брата"? "Кем будет тебе приходиться мать твоего родного брата?

Первая версия - "дедушкой?"

Вторая- "дедушкой?" (Застревание) Интеллектуальная персеверация (рассуждает и не может переключиться).

Ответ: "Тебе она будет приходиться также мамой".

Похоже он не очень в это поверил. Точно не понял, как это может быть. Но не стал спорить.
Понимание сложных логических конструкций обычно формируется в подростковом возрасте. Вероятно, данный навык был утерян результате болезни.
Вывод: болезнь оказала негативное влияние на мышление.

Присутствует усталость и утомляемость.

Тяжело переключаться (ригидность и застревание). Получая похожее задание он склонен повторять прошлое. - персеверация (зацикливание)


Понимает инструкцию только когда она дается в более простой форме.
Как ты понимаешь выражение "Не суй свой нос в чужие дела?" Когда так говорят?

Ответ "Не знаю"

"Тише едешь, дальше будешь". - не смог объяснить даже с подсказкой.

Сопровождал процесс мышления хаотичными движениями руками.

Второй чертой восприятия больных с «лобным синдромом» является патологическая инертность, которая, как было уже указано выше, выступает как основная черта их психической деятельности. Эта инертность может выступать в виде зрительных персевераций, при которых раз предъявленное изображение накладывает отпечаток на последующее восприятие измененной фигуры (см. рис. 101, 102). В других случаях имеется инертная персеверирующая оценка серии различных изображений, τ е. разные изображения начинают оцениваться одинаково. В последнем случае мы можем иметь дело в большей степени с инерт-ностью называния, чем с подлинной инертностью восприятия.
перейти в каталог файлов


связь с админом